Рецензия на сериал «Рассказ служанки» / Handmaid’s Tale

год: 2017 — 2022
авторы сериала: Брюс Миллер, Нина Фиоре
в ролях: Элизабет Мосс, Джозеф Файнс, Макс Мингелла, Ивонн Страховски, Энн Доуд, Алексис Бледл


Да пребудет со зрителем истинный Господь!

Иногда бывает, что наиболее интересные события в нашей жизни начинаются как простое совпадение. Как бы я не любил «Южный Парк» и «Счастливых лесных друзей», всё-таки с точки зрения стиля моим любимым сериалом остаётся «Mad Men». Поэтому, в один прекрасный день, просматривая список новых картин с участием звёзд данного проекта, и случайно заметив в их числе «Рассказ служанки», я без всякой задней мысли решил с ним ознакомиться. Небольшой спойлер — такого удовольствия я не получал со времён просмотра «Очень страшного кино 3».

Итак, по сюжету сериала в самом недалёком будущем мировое сообщество окончательно деградировало. То ли из-за зашкаливающего количества эстрогена в диете (проклятые пластиковые трубы и бутылки!), то ли из-за разлагающего влияния тик-тока, рождаемость в мире упала значительно ниже уровня естественного воспроизводства населения. Пока все охали и ломали голову над извечными вопросами: «кто виноват?» и «что делать?», группа решительных американских мужиков поняла, что промедление смерти подобно и начала действовать. Они назвали себя «Сыновьями Иакова», объявили США проклятой Господом нацией содомитов, спровоцировали гражданскую войну, создали на территории большинства штатов новое теократическое государство под названием Галаад и поставили себе сверхзадачу — любыми средствами восстановить рождаемость. 

Поскольку основным законом Галаада стала Библия, и в частности, Бытие 3:16, то первое, что бросились делать новые правители это жутко абьюзить Сильных, Независимых Женщин (тм). Для начала изверги и пенисогады закрыли редакцию журнала «Космо», где и работала главная героиня, оставив женщин без централизованного генератора идей уровня древнего змия. Далее женщин уволили со всех постов, в первую очередь в госуправлении, после чего оно неожиданно заработало. Затем гендерные негодяи запретили женщинам владеть банковскими счетами и тратить деньги без согласия мужа, в результате чего во многих семейных бюджетах немедленно образовался изрядный профицит. Ну и наконец правительство Галаада начало отлавливать шлюх, наркоманок, феминисток и лесбиянок, чудом сохранивших детородную функцию, давать им новые имена и отправлять их на перевоспитание в центры подготовки служанок, с целью впоследствии оплодотворить их и вывести рождаемость из кризиса.

Такого хардкорные лесбияно-феминистки не выдержали, нарисовали плакаты «моё тело — моё право» и вышли на марш несогласных. Но поскольку в правительстве заседали не Байден с Харрис, а добрые, богобоязненные христиане, полиции был отдан приказ долбить по содомитам из пулемётов, в результате чего мятеж был очень быстро подавлен. И установилась с тех пор тишь, гладь и благодать — население молится, постится и слушает радио «Радонеж», кривая рождаемости постепенно растёт, Галаад вылезает из кризиса и возможно даже встаёт с колен, а заморские страны, вроде Латинской Америки и ЕС, начинают интересоваться — нельзя ли нам как-нибудь купить партию ваших фертильных служанок — мы заплатим золотом!

Основная сюжетная интрига закручивается вокруг служанки по имени Оффред. В прошлой жизни Оффред звали Джун, она была заместителем главреда женского журнала, у неё был муж-негр (иначе, как мы все понимаем, просто не бывает), очаровательный ребёнок-новиоп и мать — хардкорная левая радикалка и руководитель коммуны лесбиянок в штате Массачусетс. Поскольку Джун и её муж Угабуга не захотели остаться в Галааде, а пытались незаконно пересечь канадскую границу, мужа подстрелили при попытке к бегству, дочку отдали приёмным родителям, а саму Джун, как фертильную самку, передали в пользование одному из руководителей Галаада — командору Фреду Уотерфорду и его жене Серене. И вот последующие сезоны Джун/Оффред страдает, борется за свои права, вступает в ряды повстанцев, участвует в гражданской войне, попадает в плен, успешно бежит из Галаада в Канаду, возвращается, чтобы отомстить и в итоге жестоко наказывает врагов.

Как уже понял прозорливый читатель, «Рассказ служанки» представляет собой именно тот случай, когда неумелый повар, получив указание слегка подсолить суп, бухнул в кастрюлю полкило соли и лишь благодаря везению и отменным ингредиентам, получил в итоге относительно съедобное блюдо. Философская основа сериала, критикующая тиранию, вполне адекватна, но фемолюбивые авторки сценария, пылая праведным гневом по отношению к цисгендерным Y-угнетателям, настолько перегнули палку, что превратили примерно половину эпизодов сериала с отличными либертарианскими задатками в настоящее шоу Бенни Хилла. 

Теократы из числа Сыновей Иакова показаны настолько отмороженными садистами, что их образы теряют даже минимальную связь с реальностью, превращаясь в гиперболизированную карикатуру. К примеру, новое правительство США хлебом не корми, дай у кого-нибудь что-нибудь отрезать — лесбиянкам массово ампутируют клиторы (про точку g галаадские богословы не слышали), гетеросексуальным женщинам за попытку научиться грамоте отрезают пальцы, за похотливый взгляд на чужого мужа топят, за непослушание побивают камнями. Женщин, пропустивших поход в церковь или нарушивших какое-либо из сотен правил II Книги Моисея, массово ссылают в заражённую радиацией местность, одновременно бессмысленно облучая огромное количество охраны, без которой ссыльные, ясное дело, разбегутся.

С другой стороны, нельзя не признать, что эпизоды, посвящённые практической психологии, поведению личности в экстремальных ситуациях и политическим интригам, весьма реалистичны и смотрятся на ура.

В итоге выходит, что «Рассказ служанки» наиболее успешен в качестве абсурдной комедии, но самое смешное во всём этом то, что сценаристки и авторши, всеми силами стремясь создать образ мрачной и безжалостной патриархальной антиутопии, невольно отразили на экране все язвы современного политкорректного феминизированного общества.

Классификация неугодных как «нелиц» вызывает в памяти Оруэлла и современную «культуру отмены»; желание властей Галаада уничтожать целые социальные группы и классы перекликается с горьким опытом коммунизма, в наше время активно возрождающегося в Калифорнии; формальные суды над «грешниками», результат которых заранее известен, вызывают ассоциации с ОСО или процессом Вайнштейна; чипизация служанок по сути идентична активно навязываемой в наши дни RFID-технологии. 

Удивляет и радует невольно проскальзывающая сквозь плотный поток фемопропаганды наглядная демонстрация сериалом простого, но крайне неприятного факта — людям в принципе всё равно, кого угнетать, и серое большинство с радостью проглотит любую, даже самую бредовую идеологию, если взамен ему пообещают иллюзию стабильности. Кстати, очень показателен в этом отношении факт, что злейшими врагами Джун в итоге оказываются именно женщины — садистки и социопатки Лидия и Серена, а формально назначенные на роль угнетателей Фред, Ник и Джозеф зачастую помогают и не один раз спасают её.

Но наиболее ценный урок сериала заключается в том, что несмотря на отсутствие практических альтернатив, любая авторитарная тирания одинаково омерзительна и абсурдна.

Техническая сторона сериала выполнена прекрасно, стриминговый сервис Hulu, запуская свой первый блокбастер, явно не экономил на бюджете. Мало того, несмотря на все попытки режиссёрок создать максимально мрачную, блеклую и депрессивную атмосферу, Галаад в целом тем не менее получился вполне ярким, красочным и очень выпуклым. Персонажи имеют весьма реалистичную и понятную мотивацию, и, что удивительно в идеологическом телепроекте, выглядят живыми и не сводятся к картонным клише. К тому же, формат сериала позволяет в полной мере раскрыть их и показать, каким образом события повлияли на развитие их характера.

Кастинг проведён на крепкую пятёрку. Элизабет Мосс, несмотря на то, что даже и не думает приближаться к идеалу женской красоты, тем не менее является прекрасной актрисой, специализирующейся на ролях всевозможных психопаток. Сооветственно, и в «Рассказе служанки» она крайне талантливо изображает превращение обычной стервозной феминистки в настоящего монстра, одержимого жаждой мести. Не отстаёт и австралийская фитоняшка Ивонн Страховски, прошедшая большой путь от двухмерных ролей уровня «Агента Чака» и «Mass Effect». Серена в её исполнении приятно удивляет широчайшей гаммой эмоций, обычно не характерных для столь социопатических персонажей. Энн Доуд, исполняющая роль главы центра подготовки служанок Лидии, поражает высочайшей концентрацией зла на квадратный сантиметр персонажа. Не отстаёт и мужская часть труппы — Джозеф Файнс замечательно передаёт всю тяжесть бремени в общем-то беззлобного мужчины, вынужденного идти на экстремальные меры ради высшей цели и тяжело переживающего вырождение задуманного им идеального общества в банальную диктатуру. Ну а Макс Мингелла великолепен в роли беспринципного оппортуниста и негодяя, который воспринимает гражданские войны и революции в первую очередь как возможность карьерного роста. Воистину, такие наследуют землю.

Итог: несмотря на многочисленные недостатки, «Рассказ служанки» является качественно снятым и очень приличным сериалом, стоящим внимания зрителя. Единственное, что во время просмотра следует представлять на месте Оффред настоящее угнетённое меньшинство — белых гетеросексуальных мужчин — и тогда всё встанет на свои места.

#новые_критики #элизабет_мосс #макс_мингелла #галаад #права_женщин #театр_абсурда #романтическая_комедия #антиутопия #радонеж

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 499

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют