«БУДЕШЬ ПОД АРЕСТОМ, ПОКА НЕ ПОЕШЬ»

...Такси останавливается у деревенского дома. Не, какой тут навигатор. Здесь всё методом «тыка» — если заблудился, дорогу спрашивать придётся. Только просто задать вопрос не получится. Человек приглашает в дом перекусить, и отказываться нельзя. Живут бедно, но несут на стол самое лучшее. Подробно объясняют, как проехать. Предлагают переночевать и расстраиваются, встретив вежливый отказ. Далее по дороге КПП. Проверяют мой паспорт. «Русский?». «Да». «Вы под арестом, дальше не поедете». «Почему?». «Вы обязаны пообедать с нами, мы уважаем русских». Это Афганистан — одно из самых опасных государств для иностранцев, где боевики охотятся за тобой, как за куропаткой. В прошлой публикации на Alterlit.ru я подробно рассказал о своих нелюбимых странах. Афганистан (хоть и удивительно) — в the best. Наши офицеры, воевавшие в ДРА, говорили мне, что скучают и мечтают вернуться, проехать от Кандагара до Кабула — и я их прекрасно понимаю. В числе стран, которые мне нравятся, есть разные. Кроме Афганистана, это Ирак и Судан, довоенная Сирия, и вполне себе туристические Таиланд и Китай, малоизведанная Босния, далёкая Боливия и банальная Польша. Почему? О, у меня для этого имеется масса причин, и сейчас я вам подробно о них расскажу.

Таиланд мне полюбился именно за то, что там под рукой находится попросту ВСЁ для туриста. Круглосуточные магазины, дешёвые гостиницы, удобные междугородние автобусы, прачечные, кафе с прекрасной кухней на каждом шагу. Конечно, 25 лет назад тут было вообще замечательно, люди кланялись мне на улице и говорили — «спасибо, что приехали в нашу страну». Сейчас такого и близко нет, обмануть туриста — уже норма, и сервис похужел, и цены будь здоров выросли. Но я Таиланд, при всей его нынешней попсовости и заезженности, всё равно люблю. Очень удобно. Прилететь, вызвать такси по «Уберу», съесть том ям и рыбу с лаймом и чили, поплавать в прозрачном море, купить килограмм манго за 60 рублей, оказаться зимой посреди жары — это перевешивает минусы: коих, увы, в Таиланде со временем становится всё больше. В частности, медстраховка и лечение в тайском госпитале — всегда бешеные деньги, а в любом конфликте тайца и фаранга (иностранца) виноват исключительно только фаранг.

Мягко говоря, непопулярные у массового туризма страны вроде Афганистана, Ирака и Судана нравятся мне своим душевным отношением к иностранцам. Напоминает СССР во время «Всемирного фестиваля молодёжи и студентов» в 1985 году, когда любой человек иного цвета кожи вызывал жутчайшее любопытство на улицах Москвы. В Афганистане, при всей нищете и разрухе, потрясающее гостеприимство и вежливое отношение к приезжему. Тут гостю отдадут ВСЁ. Разумеется, иностранных военных это не касается, имеется в виду редкая птица — обычный турист. Люди охотно фотографируются и даже позируют — хотя Египте или Марокко камера вызывает разную реакцию: от неприязни до открытой ненависти. В Ираке аналогично весьма дружелюбный народ. Машины останавливаются, когда идёшь вдоль дороги, и предлагают подвезти. Нанял таксиста на весь день, он заедет у кафе и купит тебе еду за свой счёт — ну как же так, ты же гость. В Судане уличные торговцы едой, завидев иностранца, машут рукой — подойди, поешь бесплатно! Зато гостиницы в таких странах оставляют желать лучшего, как и сервис в них. Либо гнилое корыто, либо фешенебельный отель за $250 в сутки. Среднего варианта нет.

Портит ли и развращает страну массовый туризм? Конечно, да. Я слышал восторги, каким был Египет до тех пор, пока туда не хлынул народ в середине девяностых: люди восхищались гостеприимством египтян, их любезностью, добротой. Разводов, обманов, подстав, обсчётов просто не существовало. Но республику искусственно превращали в туристическую. При экс-президенте Хосни Мубареке был введён особый закон: иностранцы не имели права ночевать в гостях у местных жителей. Только в отеле, чтобы в экономику Египта вливалась валюта. Безусловно, это дало свои плоды — сейчас большинство (к счастью, не все, но, тем не менее) египтян рассматривает туриста сугубо как кошелёк, и их задача — обобрать его по полной. Обожаемый мной Китай изменился не в лучшую сторону после Олимпиады в 2008 году. Но я по-прежнему готов ездить в КНР бесконечно. Там и современные небоскрёбы круче Токио, и потрясающая еда (в стране это настоящий культ), и великолепный сервис в гостиницах и ресторанах, и уникальные достопримечательности, и классный шопинг. Минусы постепенно появляются — сейчас в Пекине и Шанхае таксист уже может не повезти иностранца по счётчику, а спросить — «Сколько ты заплатишь?». Однако, Китай в моём рейтинге просто так позиции не сдаст.

Есть и исключения. Опровержением правила — «чем больше туристов, тем хуже» работает Боливия. Маленькая бедная страна, но при этом люди там вполне себе гордые, бабло у тебя не клянчат, а один раз, когда я шёл по улице, человек (понятно, в состоянии подпития) предложил мне зайти погулять на свадьбе его дочери. Обычно к «гринго» (североамериканец, но таковыми в Латинской Америке обычно называют всех белых) в той же Мексике относятся пренебрежительно, зато в Боливии иностранцы вызывают любопытство и уважение. Польша вполне себе туристическая страна, но мне всегда нравилось туда ездить. При пропаганде русофобии по телевидению и в газетах, обычные люди замечательно относятся к русским. Польша была первой «заграницей», куда я приехал в 1990 году. Возможно, у меня предвзятое мнение, но я люблю местные блюда — фляки, пироги (пусть это пельмени), журек, бигос, в любом городе отлично делают тартар. А уж по части крафтового пива Польша для меня страна номер один: уж извините, но качество и разнообразие круче Бельгии. Ну и плюс, что в случае проблем с английским, меня везде спокойно поймут. Русский язык для поляков, это точно ничуть не эстонский.

А, и ещё. В бывшей Югославии, за исключением Черногории, мне нравится почти везде. Самое чудесное место — Босния и Герцеговина. Это и очень красивые города — Сараево, Яйце, Мостар, Травник. И разные культуры — в одном селе могут стоять православная церковь, костёл и мечеть. И отношение к тебе людей — не только сербы, но и мусульмане очень дружелюбны к русским. И довольно смешные цены. А как божественно там готовят целого ягнёнка, запечённого на углях на вертеле (знаменитое «ягнечье печенье») в Ябланице — это попросту песня. На первый взгляд, еда в Боснии покажется примитивной — кебаб, пирог с сыром, котлета «Карагеоргий», шопский салат, плескавица. Но в массе своей (за исключением, пожалуй, Мостара) у людей нет отношения к туристам, как кошелькам. Когда ты туда приезжаешь, у тебя состояние, словно ты среди друзей.

Не-не-не. Ездить в Афганистан и Ирак я сейчас, конечно, не рекомендую. Но раньше я удивлялся, почему эти страны были лидерами европейского туризма в шестидесятых-семидесятых годах XX века, как нынче тот же Таиланд. А теперь я вполне понимаю.

Георгий ЗОТОВ.          

#новые_критики #авторская_колонка #любимые_страны #афганистан #ирак #таиланд #китай #польша #боливия #босния

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 6091

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют