vasyukhin Влад Васюхин 03.11.22 в 08:00

«Маяковка»: первые сто лет

На пустой сцене, в луче света — рабочий стол Всеволода Мейерхольда. Подлинный. Сидящая за ним народная артистка Светлана Немоляева, сообщает, что именно за этим столом знаменитый режиссер сочинял свой Театр революции, открытый 29 октября 1922 года. 

А буквально через считанные минуты мы видим Светлану Владимировну на роскошном диване, среди подушек. Она уже в образе великой французской актрисы Сары Бернар. Немоляева играет фрагмент из спектакля «Смех лангусты», в котором с 1986 года много лет выходила вдвоем со своим мужем, народным артистом Александром Лазаревым. Лазарева не стало в 2011 году, но сейчас реплики его героя, Жоржа Питу, секретаря Сары Бернар, звучат в записи, благо спектакль сохранился на пленке, а Немоляева отвечает ему со сцены. 

И непонятно, у кого раньше заблестят на глазах слезы — у актрисы или у публики. Потому что это для всех пронзительный момент... 

Светлана Немоляева в спектакле «Истории»

Спектакль (или торжественный вечер) к юбилею театра — коварнейший жанр! Неблагодарный. По обе стороны рампы обязательно найдутся недовольные: мол, не вспомнили кого-то из усопших звезд, а кому-то из здравствующих не дали роль, слово у микрофона, место в президиуме или почетную грамоту, а вот другому уделили незаслуженно много внимания. И вообще лучше бы сделали всё иначе. Ну и так далее.

Часто эти вечера по случаю юбилеев, а мне доводилось на них бывать не раз и не два, напоминают безразмерные «капустники», где находится место и малопонятным домашним радостям, и несмешным пародиям, и путанным мемуарам, и, как правило, очень утомительным выступлениям гостей, когда «нас пришли приветствовать пионеры/ пенсионеры/ коллеги из цирка». И только маячащий впереди банкет как-то примеряет со всей этой вампукой и вакханалией... 

Театр им. Маяковского на Большой Никитской

Театр имени Владимира Маяковского, один из старейших, один из лучших в Москве, да и в России, своё столетие встречал в непростой атмосфере. Дело даже не в общемировом напряжении. Здесь свои внутренние дела. Выдающийся режиссер литовец Миндаугас Карбаускис, ставший худруком «Маяковки» в 2011 году и приложивший немало усилий для её возрождения, в нынешнем феврале покинул обожавший его театр, написав заявление «по собственному желанию». И юбилей труппа отмечала уже с новым руководителем — Егором Перегудовым, прежде в «Маяковке» никогда не работавшим и пришедшим сюда из другого замечательного театра — Молодежного (РАМТ). 

Перегудову в качестве первой работы досталось испытание в виде юбилея. И он решил сделать необычное представление, предложив местным корифеям осуществить их мечты — выбрать хорошую литературу и сыграть несыгранное прежде. И только Немоляевой, на сегодня — главной актрисе «Маяковки», его приме, было разрешено играть что угодно. Она, как было уже сказано выше, выбрала сцену из архивного спектакля. Это воспоминание выпадает из общего замысла, но почему бы и нет. В итоге сложился своего рода коллаж, журнал или альманах, получивший название «Истории», где предсказуемо выделено слово «сто». 

Афиша «Историй»

Заядлые театралы могут сказать, что нечто подобное было сделано 11 лет назад к 90-летию Вахтанговского театра. Так ничто не ново под луной. Тот спектакль-бенефис назывался «Пристань» и состоял в основном из фрагментов знаменитых пьес, где в главных ролях были заняты мэтры — Борисова, Этуш, Лановой, Яковлев, Шалевич и другие. И «Пристань», этот гимн театру, стала их лебединой песней. 

Разумеется, сходство есть, но различий гораздо больше. 

«Истории» — интимнее, скромнее, камернее, тише, поскольку большая часть представленных номеров рассчитана на двух-трех исполнителей. Но, возможно, в чем-то даже пронзительнее. 

В труппе «Маяковки» — 85 человек, в том числе 6 народных и 19 заслуженных артистов России. Понятно, что всех их собрать в одном юбилейном проекте было бы и невозможно, и нецелесообразно. Тем более, что «Истории» — не одноразовая акция, а уже вошли в репертуар. 

Конечно, этот спектакль будет пользоваться спросом. Интересно же посмотреть как Анатолий Лобоцкий и Анна Ардова разыгрывают рассказ раннего Чехова «Драма». Или как Дарья Повереннова изображает мужчину в рассказе Аверченко «Ключ». И лично убедиться, что Ольга Прокофьева блестяще воплотила образ княгини Волконской в некрасовский поэме «Русские женщины», а её отца, генерала Раевского, по иронии театральной судьбы играет (и убедительно!) однофамилец актрисы — Дмитрий Прокофьев. Или самая массовая история — «Осколок» Василия Шукшина, где солируют Сергей Рубеко и Любовь Руденко. И, конечно, все досидят до финала, потому что завершает спектакль любимец публики Игорь Костолевский с рассказом Бунина «Солнечный удар». 

Фрагменты «Историй»

Егор Перегудов слегка кокетничал, заявив, что в его спектакле «режиссуры практически нет», мол, всё держится на мастерстве актеров: «Знаете, говорят, режиссер должен умереть в артисте. Вот здесь режиссер умер и закопан». Нет. Каждый эпизод спектакля тщательно продуман и придуман. 

Как и перебивки между номерами, когда вместо занавеса, а то и декораций, были развешенные на штанкетах 700 костюмов из гардеробной театра (художник Владимир Арефьев). Они напоминали о тех 360 спектаклях, поставленных в «Маяковке» за сто лет. 

Занавес из театральных костюмов

Мне, если чего и не хватило в этих «Историях», так это истории с молодыми артистами в главных ролях. Они имеют на театр не меньше прав, чем звезды. Тем более, это они будут создавать новый век «Маяковки». 

Фото: пресс-служба театра.

#новые_критики #театральный_обзор #театр #театр_маяковского #юбилей_театра #истории #светлана_немоляева #егор_перегудов

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 323

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют