Рецензия на фильм «Не беспокойся, дорогая» / Don’t worry darling

год: 2022
режиссёр: Оливия Уайлд
в ролях: Флоренс Пью, Гарри Стайлс, Крис Пайн, Оливия Уайлд, Кики Лэйн, Джемма Чан, Ник Кролл, Сидни Чендлер

Привет зрителям!

Большинство современных фильмов, вне зависимости от их жанра, бюджета и региона, имеют один и тот же недостаток — они даже не пытаются заставить зрителя задуматься. Но иногда подсознательное стремление режиссёра применить свой тщательно скрываемый интеллект вырывается из-под контроля посредственности и проявляется в совершенно неожиданной и причудливой форме.

Представительница либеральнейшей нью-йоркской богемы, опытная актриса и режиссёр Оливия Уайлд, изо всех сил старалась снять совершенный по форме, но при этом довольно стандартный по содержанию фильм о притеснении несчастных женщин злобными мужчинами. Однако, против всякого желания режиссёра, её интеллигентские корни не позволили фильму скатиться в бездну серости и дали в итоге весьма нетривиальный результат.

Фильм повествует о счастливой жизни образцовой американской семьи Уорренов в конце 1950-х. Джек — гениальный инженер, работающий на секретном исследовательском проекте где-то в невадской пустыне, Элис — идеальная домохозяйка. Каждый миг её жизни наполнен чистым, неразбавленным экстазом, она обожает заботиться о домашнем очаге, ездить на шоппинг, брать уроки балета, готовить мужу ужин и получать взамен регулярный страстный секс. Фирма «Victory», курирующая секретный проект, настолько высоко ценит своих сотрудников, что создала им великолепные условия для работы — построила целый городок недалеко от испытательного полигона с бесплатным жильём и товарами, общественным транспортом, школами и госпиталем. Единственное, что требуется от жён молодых специалистов — не задавать вопросов о деталях их работы и не лезть на испытательный полигон. Городком учёных управляет таинственный мистер Фрэнк, ежедневно выступающий по радио и всеми силами старающийся создать у жителей впечатление того, что они все вместе движутся к некой великой тайной цели.

Несколько лет Элис играет по правилам и наслаждается жизнью, но мелкие странности не дают ей покоя и постепенно будят в ней нездоровое любопытство. Героине то снится один и тот же необъяснимый сон, то в голове начинает крутиться неизвестная мелодия, то при попытке приготовить яичницу целая упаковка яиц оказывается пустышками из одной скорлупы, то все её знакомые делятся одинаковыми воспоминаниями о медовом месяце, то у соседки случается нервный срыв и она пытается убежать из города. Да и в целом, проанализировав свой день, Элис приходит к выводу, что он подозрительно закольцован и все её подруги произносят формально правильные но в сущности абсолютно бессмысленные фразы. Элис решает лично проверить, что же находится в запретной зоне полигона, находит в центре странное здание и теряет сознание при попытке открыть его двери. Проснувшись в своей постели и убедившись, что это был всего лишь сон, Элис на некоторое время успокаивается, но когда её подруга совершает самоубийство, а весь город игнорирует этот факт, героиня начинает борьбу с установленным Фрэнком тоталитарным режимом. В результате Элис объявляют сумасшедшей, но визит в госпиталь и электрошоковая терапия заканчиваются совсем не так, как могла бы себе представить героиня.

С точки зрения структуры произведения «Не беспокойся, дорогая» представляет собой гибрид идей Лема, Вачовски, Нолана и компьютерной игры Fallout 3. И хотя нельзя не отметить желание Уайлд непременно забраться на плечи гигантов, одновременно следует признать, что заимствование и синтез элементов классической фантастики исполнены профессионально и с душой, и несмотря на то, что фильм снят довольно неровно, в этой неровности есть свой шарм.

В первую очередь в глаза бросается изумительный стиль и соответствующее визуальное исполнение. Первые полчаса фильм невозможно просто смотреть — любой, ещё сохранивший хотя бы крупицу консервативных ценностей, забудется в экстазе от идеально переданной ностальгии по 1950-м. Настоящие мужчины в деловых костюмах, содержащие семью, а не сидящие на реддите, тёплые, ламповые телевизоры, классические «Bel Air» и «Thunderbird» в гаражах, женщины в скромных платьях без зелёных волос, пирсинга и татуировок, занятые своими прямыми обязанностями — всё это создаёт замечательную атмосферу, вплотную приближающуюся к уровню эталонного «Mad Men». Идеально подобранная музыка 40-х и 50-х изумительно точно оттеняет происходящее на экране, создавая дополнительный уровень погружения в мир, созданный фантазией авторов.

Диалоги остроумны и реалистичны, сценарий в целом очень неглупо написан и умело использует таланты каждого актёра, не допуская явных случаев мискастинга, а режиссёр, следуя заветам Марио Пьюзо, успешно реализует на практике упомянутую в «Крёстном отце» формулу успешного голливудского фильма — много горячих дамочек, секса и тайн.

Философская база фильма хоть и не может похвастаться абсолютной новизной, подведена очень солидно и задаёт важнейшие вопросы. Достижимо ли настоящее счастье в нашем мире или даже его бледное подобие обязательно будет основано на лжи и чёрном обмане? Что представляет собой любовь и почему получается так, что чем больше мы любим кого-то, тем сильнее раним их? Насколько далеко способен пойти угнетенный безденежьем мужчина и какие поступки могут считаться мужскими? И наконец, кто виноват в том, что повсеместно рекламируемый стандарт жизни всё чаще оказывается всего лишь недостижимой иллюзией?

Также в фильме великолепно высмеяно общество потребления, настолько зависимое от произвольно генерируемого стандарта успеха, что любая ложь, подлость, слепота и осознанное отрицание реальности, которому позавидовал бы Оруэлл, немедленно становятся не только приемлемыми, но даже желаемыми.

Казалось бы, комбинация вышеозначенных элементов просто не может не быть выигрышной, но, как и положено продукции современного Голливуда, «Не беспокойся, дорогая» страдает от крайне нерационального развития сюжета и ярко выраженного идиотизма персонажей. Уж не знаю, подвела ли Уайльд женская логика или типичная для наших времён вера режиссёра в то, что стремительно тупеющий пипл всё схавает, но ложка дёгтя в этот раз получилась солидной.

Да простит меня уважаемая публика за спойлер, но основная проблема фильма заключается отнюдь не в том, что идеальная жизнь Джека и Элис оказывается элементом виртуального мира, созданного компьютерной системой — этим-то уже никого не удивить. Весь идиотизм ситуации раскрывается в тот момент, когда зритель пытается проанализировать материальную базу этой системы. Итак, в реальном мире Джек — выпускник либерального колледжа с научной степенью в абсолютно бесполезной области вроде системного расизма, вынужденный жарить бургеры в макдональдсе, а Элис — хирург, работающая по 70 часов в неделю, чтобы содержать семью. Слегка помешавшись на почве безденежья, Джек находит в даркнете «Проект Victory», позволяющий погрузить супругов в сон, управлять которым будет Джек. Мало того, система представляет собой также социальную сеть, позволяющую админам заселить виртуальный городок живыми людьми, половина из которых не знает, что спит. Джек усыпляет Элис, привязывает её к кровати и подключает к системе в режиме 24/7 на целых 3 (-sic!) года. Не знаю, есть ли у сценаристов хотя бы начальные познания в физиологии, но страшно себе представить, что будет с телом Элис уже через несколько месяцев. Если даже в архипопсовой «Матрице» Нео плавал в регулярно сменяемом физрастворе, подключенный десятком шлангов к системе жизнеобеспечения, которая постоянно проводила обслуживание базовых функций организма, то здесь муж только изредка поит жену и вкалывает ей глюкозу, а об атрофии мышц, белковом голоде, сердечной недостаточности, пролежнях и катетерах он и не слыхивал — сразу видно, интеллектуал. Опять же, как долго он рассчитывал держать Элис в виртуальном мире — в чём заключается его стратегический план и есть ли он?

К тому же, совершенно непонятно, как Джек, продолжающий вести нищенское существование в реальном мире, умудрялся в течение трёх лет оплачивать как ипотеку за недешёвую квартиру в Сан-Франциско, так и абонентскую плату за участие в «Проекте Victory». И если супругам Уоррен и раньше не хватало средств на жизнь в мегаполисе, что мешало им просто переехать в более дешёвый штат, вместо того, чтобы городить виртуальный огород? Опять же, если «Проект Victory» финансируется за счёт копеечных взносов всяческих лузеров, откуда у фирмы деньги на невообразимый хай-тек и отряды наёмных убийц? А если это проводящая социальный эксперимент сверхбогатая корпорация, зачем брать абонентскую плату с клиентов? Словом, одни хвосты и белые нитки.

Да и в целом, эгоцентрический кретинизм мужа, идущего на безумные жертвы и тратящего колоссальные усилия на то, чтобы обеспечить счастье жены в компьютерной симуляции, вместо того, чтобы направить свою энергию на зарабатывание денег в реальном мире, или хотя бы начать с элементарной починки водопроводного крана, крайне раздражает. И как не хотелось бы покритиковать Уайлд за создание столь омерзительного образа современного мужчины, глупо обижаться на правду — тупой порридж-зумер, не представляющий себе последствия своих действий, не понимающий разницу между реальным и виртуальным миром и готовый на всё ради собственных комплексов — в наш век это очень жизненно, Клаус Шваб был бы доволен.

Кастинг проведён прекрасно и труппа радует как глаз, так и эстетический нерв. Флоренс Пью в своё время ворвалась на большую сцену изумительной игрой в «Леди Макбет» и умудрилась сохранить собственное достоинство даже в марвеловской «Чёрной вдове». Здесь же она получает широчайшее поле для применения своего таланта и две стороны личности её персонажа — реальная и виртуальная — замечательно раскрыты и смотрятся совершенно естественно. Гарри Стайлс в роли Джека успешно создаёт крайне отвратительный образ современной амёбы, неизменно выбирающей лёгкие пути и по недоразумению продолжающей называть себя мужчиной. Оливия Уайлд замечательно отрабатывает роль несчастной женщины, личное горе которой подтолкнуло её к агрессивному конформизму. Крис Пайн и Джемма Чан прекрасны в образе парочки таинственных личностей, управляющих виртуальным миром.

Итог: визуально прекрасная, философски приличная, логически провальная картина. Стоит просмотра главным образом ради стиля и актёрской игры.

#новые_критики #фантастика #the_matrix_lite #оливия_уайлд #флоренс_пью #крис_пайн #тупые_порриджи

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    572

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bastet_66

    Философские размышления на экране понаблюдать интересно. «Эгоцентрический кретинизм», инфантильность, по-моему, это самые распространенные диагнозы среди современных мужчин. И если об этом говорят в фильме, уже хорошо. Рецензию читала с интересом. Особенно ту часть, которую автор назвал «ложкой дегтя».