vasyukhin Влад Васюхин 01.12.22 в 08:44

Комедия о любви

Спектакль, о котором пойдет речь, начинался со скандала. Ну а какой театр без интриг и склок? Скандал вышел громкий, резонансный, поскольку главными действующими лицами оказались народный артист России, худрук Ермоловского театра Олег Меньшиков и приглашенный им на постановку шекспировской комедии «Двенадцатая ночь» режиссер Олег Долин. 

Меньшикова представлять не надо, а Долин на тот момент был известен не только как средний сын легендарной поющей поэтессы Вероники Долиной. На всю Москву прогремел его спектакль «Зобейда» по сказке Карло Гоцци, блестяще поставленный в Молодежном театре (РАМТ), и к тому же, он, артист по первому образованию, был награжден кинопремией «Ника» за главную мужскую роль в фильме «Дикое поле». 

Конечно, медийный вес Долина не шел ни в какое сравнение со всенародной известностью Меньшикова, однако он не побоялся вынести сор из театральной избы и выступить с открытым письмом звездному тёзке. 

Суть конфликта: в августе 2021 года Долин начал репетировать вышеупомянутый спектакль по Шекспиру, где одну из главных ролей должен был сыграть Меньшиков. Премьеру назначили на начало февраля 2022 года. Но — и это Долин отмечает в своем письме — он по непонятным мотивам был отстранен худруком от работы. «Отстранен на самой, что ни на есть финишной прямой, когда спектакль был практически готов. Спектакль, который я придумал и отрепетировал». 

Режиссер обвинил худрука, желающего выпустить спектакль «со своей командой», в «неприкрытом воровстве» и «абсолютно бандитском захвате» его работы. Попутно сообщил, что за полугодовой труд театр не заплатил ему ни рубля. 

Разумеется, значительная часть театральной общественности тут же возмутилась меньшиковским поведением и встала на сторону униженного и оскорбленного творца. 

В ответ Меньшиков записал видеообращение, где отметил, что в таком виде спектакль выпускать нельзя, а если бы он и хотел что-то украсть, то «украл бы что-то поталантливее». Заканчивался спич тем, что «любой художник имеет право на провал, но должен сохранять человеческое и профессиональное достоинство». Скандал разгорелся с новой силой.

В итоге в Ермоловском «Двенадцатая ночь» так и не вышла, театр помимо репутационных издержек, потерял кучу денег. А вот Долину, которого Меньшиков назвал нерукопожатным, протянул руку помощи другой худрук — Константин Богомолов, как никто другой знающий, что скандал — двигатель торговли. И на днях в Театре на Бронной сыграли таки премьеру, названную «Комедия двенадцатой ночи».

Не уверен, что надо подробно пересказывать сюжет пьесы, написанной примерно в 1600 году. Она относится к числу самых популярных у Шекспира, была много раз экранизирована, в том числе и в СССР. 

Вкратце история такова: корабль, на котором плыли близнецы Виола и Себастьян, потерпел крушение. Брат и сестра потерялись в морских волнах, но оба выжили, попав в вымышленную страну Илирию. Они не знали о судьбе друг друга. Виола влюбилась в правителя страны, герцога Орсино, а чтобы попасть к нему на службу, переоделась мужчиной и назвалась Цезарио. Герцог безответно любит графиню Оливию, посылает к ней нового слугу, чтобы тот рассказал о его чувствах, а она с первого взгляда влюбляется в гонца, в псевдо Цезарио. И тут появляется чудесным образом спасшийся брат-близнец Себастьян, добавляя путаницы и неразберихи.

Вероятно, 400 лет назад сюжет с близнецами и переодеванием выглядел оригинально, свежо и занятно, но сейчас простодушный жизнелюбивый фарс с любовным треугольником и долгим неузнаванием смотреть даже в сокращенном виде довольно... нет, не скучно, но все-таки утомительно. Публика всё уже давно поняла, а герои по воле автора продолжают шумно, суетно и несмешно валять дурака. 

Спектакль поставлен с элементами буффонады и итальянской комедии дель арте, хотя и без масок. Олег Долин считается в России чуть ли не главным специалистом в этом жанре, он с разной степенью успеха срежиссировал несколько спектаклей. В том числе в Театре на Бронной идет его «Женщина-змея» по тому же Карло Гоцци (зрелище, честно скажем, сильно на любителя). 

Значит ли это, что очередную комедию от Долина стоит проигнорировать тем, кто видел прежние его работы? Думаю, нет.

Сцены из спектакля «Комедия двенадцатой ночи». Фото: Влад Васюхин

Во-первых, сильный актерский ансамбль, из которого стоит выделить Виталия Довгалюка в роли сэра Тоби, пьяницы и оторвы, Владимира Яворского (герцог Орсино), Сергея Епишева в роли напыщенного дворецкого Мальволио и исполняющих в разных составах роль Виолы — Владу Петрик (я видел именно её, и это — «чистейшей прелести чистейший образец») и Александру Бортич (одна из самых востребованных отечественным кинематографом актрис — приманка для зрителей). Вся команда работает азартно, энергично, не жалея голосовых связок, рук и ног. 

Во-вторых, сложносочиненные костюмы Евгении Панфиловой просто шикарны. Они заменяют декорации, которых в площадном театре быть не может. 

В-третьих, чудесная музыка, которую исполняет всё время находящийся на авансцене маленький оркестрик.

Ну, и в-четвертых, Шекспир, комедия про любовь. И этим всё сказано.

Сцены из спектакля «Комедия двенадцатой ночи». Фото: Влад Васюхин

#новые_критики #театральный_обзор #театр #театр_ермоловой #олег_меньшиков #театрнабронной #богомолов #олег_долин #шекспир

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 316

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют