Комедия о любви
Спектакль, о котором пойдет речь, начинался со скандала. Ну а какой театр без интриг и склок? Скандал вышел громкий, резонансный, поскольку главными действующими лицами оказались народный артист России, худрук Ермоловского театра Олег Меньшиков и приглашенный им на постановку шекспировской комедии «Двенадцатая ночь» режиссер Олег Долин.
Меньшикова представлять не надо, а Долин на тот момент был известен не только как средний сын легендарной поющей поэтессы Вероники Долиной. На всю Москву прогремел его спектакль «Зобейда» по сказке Карло Гоцци, блестяще поставленный в Молодежном театре (РАМТ), и к тому же, он, артист по первому образованию, был награжден кинопремией «Ника» за главную мужскую роль в фильме «Дикое поле».
Конечно, медийный вес Долина не шел ни в какое сравнение со всенародной известностью Меньшикова, однако он не побоялся вынести сор из театральной избы и выступить с открытым письмом звездному тёзке.
Суть конфликта: в августе 2021 года Долин начал репетировать вышеупомянутый спектакль по Шекспиру, где одну из главных ролей должен был сыграть Меньшиков. Премьеру назначили на начало февраля 2022 года. Но — и это Долин отмечает в своем письме — он по непонятным мотивам был отстранен худруком от работы. «Отстранен на самой, что ни на есть финишной прямой, когда спектакль был практически готов. Спектакль, который я придумал и отрепетировал».
Режиссер обвинил худрука, желающего выпустить спектакль «со своей командой», в «неприкрытом воровстве» и «абсолютно бандитском захвате» его работы. Попутно сообщил, что за полугодовой труд театр не заплатил ему ни рубля.
Разумеется, значительная часть театральной общественности тут же возмутилась меньшиковским поведением и встала на сторону униженного и оскорбленного творца.
В ответ Меньшиков записал видеообращение, где отметил, что в таком виде спектакль выпускать нельзя, а если бы он и хотел что-то украсть, то «украл бы что-то поталантливее». Заканчивался спич тем, что «любой художник имеет право на провал, но должен сохранять человеческое и профессиональное достоинство». Скандал разгорелся с новой силой.
В итоге в Ермоловском «Двенадцатая ночь» так и не вышла, театр помимо репутационных издержек, потерял кучу денег. А вот Долину, которого Меньшиков назвал нерукопожатным, протянул руку помощи другой худрук — Константин Богомолов, как никто другой знающий, что скандал — двигатель торговли. И на днях в Театре на Бронной сыграли таки премьеру, названную «Комедия двенадцатой ночи».
Не уверен, что надо подробно пересказывать сюжет пьесы, написанной примерно в 1600 году. Она относится к числу самых популярных у Шекспира, была много раз экранизирована, в том числе и в СССР.
Вкратце история такова: корабль, на котором плыли близнецы Виола и Себастьян, потерпел крушение. Брат и сестра потерялись в морских волнах, но оба выжили, попав в вымышленную страну Илирию. Они не знали о судьбе друг друга. Виола влюбилась в правителя страны, герцога Орсино, а чтобы попасть к нему на службу, переоделась мужчиной и назвалась Цезарио. Герцог безответно любит графиню Оливию, посылает к ней нового слугу, чтобы тот рассказал о его чувствах, а она с первого взгляда влюбляется в гонца, в псевдо Цезарио. И тут появляется чудесным образом спасшийся брат-близнец Себастьян, добавляя путаницы и неразберихи.
Вероятно, 400 лет назад сюжет с близнецами и переодеванием выглядел оригинально, свежо и занятно, но сейчас простодушный жизнелюбивый фарс с любовным треугольником и долгим неузнаванием смотреть даже в сокращенном виде довольно... нет, не скучно, но все-таки утомительно. Публика всё уже давно поняла, а герои по воле автора продолжают шумно, суетно и несмешно валять дурака.
Спектакль поставлен с элементами буффонады и итальянской комедии дель арте, хотя и без масок. Олег Долин считается в России чуть ли не главным специалистом в этом жанре, он с разной степенью успеха срежиссировал несколько спектаклей. В том числе в Театре на Бронной идет его «Женщина-змея» по тому же Карло Гоцци (зрелище, честно скажем, сильно на любителя).
Значит ли это, что очередную комедию от Долина стоит проигнорировать тем, кто видел прежние его работы? Думаю, нет.
Во-первых, сильный актерский ансамбль, из которого стоит выделить Виталия Довгалюка в роли сэра Тоби, пьяницы и оторвы, Владимира Яворского (герцог Орсино), Сергея Епишева в роли напыщенного дворецкого Мальволио и исполняющих в разных составах роль Виолы — Владу Петрик (я видел именно её, и это — «чистейшей прелести чистейший образец») и Александру Бортич (одна из самых востребованных отечественным кинематографом актрис — приманка для зрителей). Вся команда работает азартно, энергично, не жалея голосовых связок, рук и ног.
Во-вторых, сложносочиненные костюмы Евгении Панфиловой просто шикарны. Они заменяют декорации, которых в площадном театре быть не может.
В-третьих, чудесная музыка, которую исполняет всё время находящийся на авансцене маленький оркестрик.
Ну, и в-четвертых, Шекспир, комедия про любовь. И этим всё сказано.
#новые_критики #театральный_обзор #театр #театр_ермоловой #олег_меньшиков #театрнабронной #богомолов #олег_долин #шекспир