Рецензия на фильм «Покерфейс» / Poker Face
год: 2022
режиссёр: Рассел Кроу
в ролях: Рассел Кроу, Лиам Хемсворт, RZA, Аден Янг, Стив Бастони, Дэниэл МакФерсон, Пол Тассоне, Мэтью Нэйбл
Привет зрителям!
Как не крути, а жизнь — интересная штука. Уверен, что в тот момент, когда молодой, подающий надежды новозеландский регбист начала 90-х по имени Рассел Кроу решил от нечего делать зайти на кастинг низкобюджетной драмы «Скинхеды», он и представить себе не мог, что через несколько месяцев станет локальной мельбурнской знаменитостью. Затем был переезд в Голливуд, заметная роль в тупейшем, но коммерчески успешном вестерне «Быстрый и мёртвый» (кстати, удивительно, что в эпоху #metoo Рассел не вспомнил, как он страдал из-за того, что ему пришлось спать с Шэрон Стоун, которая была одним из продюсеров фильма), и взлёт к мировой славе после «Секретов Лос-Анджелеса». Ну а в дальнейшем Рассел доказал свой профессионализм, сыграв широчайшую гамму ролей, от римского гладиатора и гениального математика до Ноя, параллельно разбив дюжины морд режиссёрам, операторам и фанатам — разумеется, исключительно от переизбытка творческих сил и неуёмного артистизма.
Теперь же Кроу постарел, остепенился и решил применить свой талант в режиссёрском кресле, назначив на главную роль себя, любимого. Посмотрим же, насколько удачно уже немолодому автору удалось сложить пазл психологической драмы.
Фильм повествует о последних днях профессионального игрока в покер по имени Джейк Фоули. Джейк всю жизнь любил карты и уже с раннего детства играл с друзьями не на щелбаны, а на самые настоящие деньги. Талант безошибочно считывать настроение оппонента и умение видеть перспективу помогли Джейку выстроить успешный бизнес — начав с онлайн-покера, они вместе с лучшим другом по имени Дрю создали шпионскую программу, продали её ЦРУ и заработали миллиарды. Прошло много лет, и хотя жизнь разбросала остальных ребят, но школьные товарищи свято чтут традицию — регулярно собираются дома у Джейка, выпивают и играют в покер по маленькой, вспоминая старые времена. Вот и в этот раз мужики принимают приглашение старого друга, даже не подозревая, какие сюрпризы их ждут этой ночью. Дело в том, что у Джейка обнаружили неоперабельный рак и он решил напоследок порезвиться и заодно испытать лояльность своих близких.
Одноклассники Джейка представляют собой весьма разношёрстный коллектив: Алекс — умеренно успешный писатель, Майк — прогоревший девелопер, а Пол — ажно целый министр благосостояния. Тем не менее, несмотря на различие их жизненных путей и талантов, все они, очевидно, прогуливали уроки классической литературы и даже краем уха не слышали о бессмертной максиме, связанной с данайцами, поскольку абсолютно ничего не заподозрили, когда Джейк безо всякой видимой причины перед началом дружеского покер-турнира пообещал подарить им по «Майбаху» и паре миллионов долларов.
Впрочем, очень скоро выясняется, что обещанные деньги друзьям Джейка достанутся не просто так — их ещё придётся выиграть за карточным столом, и в процессе турнира всплывут крайне неприятные факты о внешне крепкой дружбе. Но хитрые планы построил не один Джейк — каждый из его друзей пришёл на игру явно не для того, чтобы лишь пообщаться с одноклассниками. Оказывается, что у Алекса уже давно роман с женой Джейка и намечается общий ребёнок, а значит, ему нужно разрушить семью друга. Майк спился и залез в долги настолько глубоко, что единственный выход для него — взять пистолет и вышибить себе мозги прямо перед товарищами. А у Пола дела идут ещё веселее — его родной брат Виктор, ставший бандитом, ненавидит успешного родственника и шантажирует его, вымогая крупные суммы и угрожая в случае неуплаты распространить компромат о внебрачных связях министра. Чтобы откупиться от братца, Пол даёт ему наводку на поместье Джейка, где хранятся картины на сотни миллионов долларов — и как назло, именно туда Джейк приглашает друзей сыграть в покер. А тут ещё и жена протагониста, узнав о диагнозе, хватает дочку и мчится к мужу выяснять отношения, ещё не зная, что дома её ждёт тёплая компания бандитов.
В первые минуты просмотра кажется, что колоссальный опыт Рассела-актёра сыграл на руку Расселу-режиссёру, поскольку в наличии имеется всё необходимое для классного триллера — личная драма главного героя, вполне способная заставить его действовать непродуманно, скелеты в шкафу каждого из друзей, подводные течения и скрытые мотивы, клаустрофобное поместье на отшибе и, разумеется, совершенно отмороженные бандиты в качестве настоящего джокера в колоде. Умелые режиссёры играюче создавали шедевры саспенса из куда меньшего количества ингредиентов, но, к сожалению, Кроу, как в своё время поэта Бездомного, подвело либо отсутствие таланта, либо незнание предмета и буквально с первых же минут сюжет неумолимо начинает трещать по швам.
Первой ассоциацией, возникшей у меня после просмотра, была печально известная советская формулировка «при необходимости готовое изделие доработать напильником». Уж не знаю, что именно помешало Кроу (который взял на себя ещё и бремя сценариста) выкроить вечерок перед съёмками и внимательно перечитать сценарий, но столь халтурной работы мне, пожалуй, не доводилось видеть даже в фильмах со Стивеном Сигалом. Даже если оставить за скобками врождённый идиотизм большинства персонажей, которым, увы, грешат практически все современные фильмы, степень поверхностного отношения к логике развития сюжета неприятно поражает. В качестве наиболее характерного примера следует упомянуть то, что ближе к середине фильма один из персонажей попросту пропадает — девушка-крупье (разумеется, страшная как смертный грех и вся в наколках, поскольку феминизм), закончив игру, выходит из комнаты, а через две минуты в ту же дверь вламываются бандиты. Дорога в поместье одна, и на воротах стояли вооружённые люди, то, что она отсиделась где-нибудь под столом, тоже не показали, и в финальных сценах её нет. Не иначе как самоликвидировалась, как демоны в «Иване Васильевиче». На фоне такой забывчивости сценариста даже как-то неловко заикаться о том, что эксперт по онлайн-безопасности мирового уровня держит двери своего особняка незапертыми, у его хай-тек охранной системы за миллион баксов нет функции автоматического звонка в полицию при вторжении, а бандиты, пришедшие аккуратно обокрасть поместье, неожиданно начинают убивать обслугу и разбрасываться трупами, при этом не надевая маски и с удовольствием демонстрируя свои физиономии многочисленным открыто установленным камерам, а во время мексиканской дуэли покупаются на самые дешёвые трюки.
Персонажи прописаны настолько слабо и двухмерно, что заставляют с умилением вспомнить личины Брюса Ли из многочисленных «Драконов». Каждый из героев буквально умоляет автора потянуть за ниточку и дать им возможность продемонстрировать хоть какую-нибудь эволюцию персонажа, но крайне сжатый формат картины не даёт им ни единого шанса. В нашу цифровую эпоху, когда дефицитную плёнку уже не надо экономить и трёхчасовые эпики считаются нормой, картина почему-то упорно стремится уложиться в 90 минут, получая в итоге кривоватый скороспелый продукт. Вопрос, почему у того же Хичкока и даже Ховарда Хокса получалось втискивать максимум интересного в каждую секунду своих компактных картин, или почему у Демме получалось обращать внимание на мельчайшие детали, является риторическим. Да и если не заглядывать в столь далёкое прошлое, почему ту же снятую за две копейки «Воронью лощину» смотришь не отрываясь, а от опуса Кроу неминуемо клонит в сон?
Создаётся впечатление, что «Покерфейс» это скорее зарисовка на тему неизбежности смерти (что обьясняет совершенно идиотский эпизод с визитом протагониста к аборигенскому шаману) и попыток достойно её встретить, чем полноценный фильм, соответственно, огромное количество сценарных заделов остались нереализованными. Разумеется, идея авторов продемонстрировать душевные мучения умирающего человека вполне адекватна, но в таком случае желание непременно включить в сюжет элементы криминального триллера напоминают желание угнаться за двумя зайцами. Также здорово раздражают очевидные попытки отвлечь внимание аудитории крупными планами чемоданов денег, дорогих тачек и личных вертолётов, причём вдвойне смешно то, что авторы не догадались потратить потратить бюджет на куда более эффективное средство — качественных девок, наличие которых, глядишь, и смягчило бы удар.
Труппа сама по себе вполне хороша, но при этом полностью отражает практический результат принципа «bad acting is bad directing». Кроу, под руководством креативных и опытных режиссёров успешно создающий тонкие и многогранные образы, которым всем сердцем хочется верить, здесь весь фильм ходит с одним насупленным выражением лица — может быть это и есть знаменитый покерфейс? Столь приличные актёры как Лиам Хемсворт и RZA изо всех сил стараются выжать из абсолютно бесплодных персонажей хоть что-нибудь достойное интереса зрителей. Стиву Бастони, играющему роль политика Пола, повезло чуть больше, поскольку персонажу дали возможность слегка раскрыться. Относительно интересен лишь Пол Тассоне в роли психопата Виктора, но злодеям всегда легче обживать два измерения.
Итог: очень слабая режиссёрская работа в исполнении очень сильного актёра. Хаотичная структура повествования губит неплохой потенциал картины. Можно порекомендовать разве что заядлым фанатам Кроу.
#новые_критики #покерфейс #рассел_кроу #эльза_патаки #психологическая_драма #сам_себе_режиссёр