vasyukhin Влад Васюхин 15.12.22 в 11:45

За Полярной звездой

Нет, не все театры продолжают яростно мусолить и осовременивать классику, вытворяя невесть что с текстами Островского, Гоголя и Чехова. Иные на свой страх и риск ставят и современные пьесы. Почему — риск? А просто публика неохотно идёт на незнакомые имена — неофобию, то есть боязнь всего нового, еще никто не отменял. К тому же, так называемая «новая драма» даже у продвинутых театралов исторически ассоциируется с чернухой, злобой дня и всевозможными бытовыми проблемами. А этого добра много и в телевизоре. И потому удел нынешних драматургов — маленькие залы, частные труппы. 

И тем не менее недавно посмотрел я две премьеры в больших театрах, и обе — по сочинениям современных и довольно молодых авторов (точнее, как принято сейчас говорить, авторок). 

Режиссер(ка) Марина Брусникина отправила зрителей МХТ им. Чехова, все еще главного театра страны, в лихие 90-е. Героини пьесы Марии Малухиной «Полярная болезнь» — три челночницы, которых общий нелегкий бизнес делает на время чуть ли не тремя сестрами. Хотя коммерция, конечно, у каждой своя — дружба дружбой, а табачок врозь. 

Бывшая студентка Любаша (Елизавета Орлова), бывшая учительница Таня (Ольга Литвинова) и просто базарная женщина трудной судьбы Валя (Юлия Чебакова) трясутся в автобусе по ледяной пустыне со своим нехитрым товаром — детскими вещами и женским бельем. Путь их лежит в отдаленные северные городки и поселки. Волей-неволей общаются, открываются, изливают друг другу душу... Казалось бы, опять женские истории. Опять привычный набор беспросветных ситуаций: у одной — муж-алкоголик, у другой — мама с онкологией. Опять бытовуха с уголовщиной — челночниц и грабят, и поджигают, и дряхлый автобус глохнет среди дороги. Но они сильны духом и даже вынесенную в заголовок полярную болезнь преодолеют. 

Сцена из спектакля «Полярная болезнь», МХТ им. Чехова

Но, во-первых, среди персонажей вроде бы обманчиво простой пьесы есть загадочные духи Севера (Алена Хованская и Алексей Варущенко, облаченные в латекс, они похожи на турецких аниматоров из найт клаба), то есть современность связана с архаикой и фольклором. А во-вторых, постановщик рассказывает этот сюжет, время от времени поднимаясь над суетой, соединяя землю и космос, в том числе — через музыку, гламурные костюмы и декорации. 

Сама Мария Малухина написала в соцсетях, что «это смешно, это трогательно, и это на разрыв». Да, некоторые зрительницы плакали, некоторые недоумевали, сочтя зрелище «немного провинциальным». А я бы пересмотрел «Полярную звезду» с другим составом, где заняты прекрасные артистки Янина Колесниченко, Дарья Юрская и Маргарита Якимова. 

Сцена из спектакля «Черная пурга», Электротеатр

Второй спектакль называется «Черная пурга». Его по пьесе Анастасии Букреевой поставил (довольно предсказуемо) Денис Азаров, недолго поруководивший после смерти Романа Виктюка театром его имени, а теперь — свободный художник. 

Премьера выпущена в Электротеатре, известном своей страстью к нестандартным текстам. А пьеса Букреевой — это современный отечественный абсурд и вечная русская тоска. И она — самое сильное звено в спектакле, хотя я, если честно, не большой любитель подобной драматургии, когда одни и те же фразы или ситуации гоняют по кругу. 

Здесь действие тоже происходит на Севере, куда из столицы прилетает расследовать гибель шахтера некий персонаж, офисный планктон по фамилии Свердлов (Евгений Капустин) и застревает в этом городе, где черная пурга и медведь перекусил кабель... 

Подобные спектакли — специфическое удовольствие, так ведь на каждый товар найдется купец. Тем более, в Москве.

#новые_критики #театральный_обзор #театр #мхт_чехова #полярная_болезнь #электротеатр #черная_пурга

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 272

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют