vasyukhin Влад Васюхин 12.01.23 в 09:13

Хорошо живет на свете Винни-Пух...

Давно известно, что хороший актер сыграет и телефонную книгу. Вопрос только — зачем? В Московском Художественном театре, он же МХТ им. Чехова, труппа сильная, талантливая, и здесь не боятся читать на публике... ну, не телефонный справочник, конечно, а стихи и прозу. Просто читать. Часто с листа, сидя на стуле или стоя у пюпитра. Без декораций, грима и специально пошитых костюмов. Вечера из цикла «Круг чтения» стабильно проходят при аншлагах. Хотя прозой удержать внимание зала труднее, чем поэтической декламацией, им это удается.
И часто мхатовцы представляют современную литературу, делая тем самым рекламу живым авторам, открывая новые имена. Вечера эти рассчитаны обычно на однократный показ, собирают их на живую нитку, оставляя место для импровизации. 

Премьерный спектакль, о котором расскажу сегодня, тоже производит впечатление сделанного импровизационно, быстро и без претензии на серьезную режиссуру. Но это всё равно неожиданная, непредсказуемая, нестандартная работа. Что, разумеется, не является синонимом — обязательная к просмотру. Скорее, факультативная. Но тому, кто любит кого-то из занятых в ней артистов, посмотреть стоит. Как и поклонникам Евгения Гришковца, выступившего здесь в качестве соавтора и режиссера. 

Мне, каюсь, Гришковец во всех своих проявлениях давно уже кажется и скучным, и однообразным, и необязательным. Но со времен «Как я съел собаку» и прочих ранних моноспектаклей у этого человека-оркестра сколотилась верная фан-группа, она-то не пропустит и поддержит. Вот и славно.

Но у премьеры есть еще одна целевая аудитория, возможно, самая большая, ведь спектакль, поставленный на Малой сцене МХТ, называется «Винни-Пуховские чтения». Да-да, я имел в виду именно вас, поклонники знаменитой повести англичанина Алана А. Милна «Винни-Пух», впервые опубликованной почти сто лет назад, в золотой век детской литературы. В СССР этот текст прочитали под одной обложкой вместе с другой повестью — «Дом на Пуховой опушке», в переводе, точнее, отличном пересказе Бориса Заходера в начале 1960-х, а после увидели и полюбили серию мультфильмов от Федора Хитрука.

И вот — спектакль, в котором пытаются разгадать тайны этой далеко непростой и не совсем недетской книжки. Всем известной и при этом толком незнакомой. Спектакль, имеющий отпугивающий подзаголовок «конференция». Спектакль, где среди персонажей есть даже эксперт-лингвист в исполнении родившейся в туманном Альбионе студентки Эмили Нины Гамбрилл, без сучка и задоринки шпарящей на английском цитаты из оригинала. А в книге же много каламбуров и непереводимой игры слов. 

Евгений Гришковец написал пьесу, где текст Милна (или Заходера) занимает значительное место. Эти фрагменты от лица мальчика Кристофера Робина, плюшевого медвежонка Винни-Пуха, ослика Иа, Пятачка и прочих персонажей читают Игорь Золотовицкий, Артем Волобуев, Валерий Трошин, Олег Тополянский и их коллеги, а после как бы обсуждают — на сцене, вокруг стола из лесного пня, за чаепитием с медом. С обращением к зрителям, которые вроде как тоже участники конференции. Поэтому спектакль можно назвать интерактивным.

Фрагменты спектакля «Винни-Пуховские чтения»

Но что значит — обсуждают? Произносят сентенции, наблюдения и догадки Гришковца и других ведов, ведь Евгений — разумеется, не первый и далеко не единственный, кто взялся исследовать «удивительные смыслы таинственной книги». В разные годы сочинение Милна, в том числе и в нашей стране, анализировали с разных точек зрения, в том числе фрейдистской и феминистской. 
Актеры не без иронии комментируют текст, дурачатся и умничают, копаются во внутреннем мире героев, приводят примеры из истории и литературы. Местами это забавно и неожиданно, а местами действие буксует. Как и персонажи книги, создатели спектакля явно никуда не спешат и никуда не опаздывают.

Фрагменты спектакля «Винни-Пуховские чтения»

Гришковец признавался, что еще на третьем курсе университета он сделал студенческий спектакль-конференцию, посвященную «Винни-Пуху» и что, возможно, это была его первая режиссерская работа. И вот — новая версия в главном театре страны, который отважно идет на подобные эксперименты на стыке театра и литературоведения. Почему бы и нет?!

#новые_критики #театральный_обзор #театр #мхт_чехова #гришковец #виннипуховские_чтения

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 258

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют