Феномен «Чебурашки»: мы неразборчивые или просто сняли хорошо?

«Чебурашка» продолжает собирать деньги. Ладно, первая новогодняя неделя: писали, что людям некуда пойти, нечего смотреть, пошли, дескать, от безнадеги. Ладно, вторая неделя проката: якобы, не все, кому не понравилось в первую, успели рассказать друзьям, поэтому друзья тоже пошли, хотя и катки работали, и боулинги, и зоопарки, и «Аватара» нового показывали. Но вот уже третья неделя чебурашкиного триумфа, который не собирается останавливаться. Так что стоит уже обсудить не сам фильм, а феномен его популярности. Очевидно, что дело не только в праздниках или в том, что нашим людям нечем было себя занять. 

Думаю, у нас он к пяти миллиардам сборов подберется. И это с учетом внутреннего пиратства. Фильм показывают во множестве ДК, да и сами кинотеатры, я уверена, у себя же снимают копии. Например, у нас на показе картинка почему-то была размытая: то ли при совмещении графики ее размыло, то ли кинотеатры снимают пиратские копии, чтобы гнать левые сеансы. Но даже с учетом пиратства фильм за первые шесть дней проката собрал два миллиарда, за следующие восемь — еще два. 5 млрд? Легко!

Мы с семьей пошли на «Чебурашку» только 15 января, в тот самый эпохальный день, когда сборы перевалили за 4 млрд рублей. Посмотреть кино раньше нам помешала сломавшаяся машина. Честно говоря, мы немного радовались: мол, сходим спокойно, когда ажиотаж схлынет. Не тут-то было! Покупая билеты на дневной сеанс накануне вечером, мы смогли найти три места рядом только в… первом ряду. При этом проверили все дневные показы в единственном большом новгородском кинотеатре. Днем там сеансы шли, никак, каждые 30 минут. И нам пришлось сесть в первом ряду, раз обещали дочке. 

Зал был полный! И на соседние показы, чуть раньше и чуть позже, люди тоже валили толпой. Смотрели все очень внимательно, тихо, даже маленькие дети. Уходили довольные, видно было, что кто-то и поплакал. У нас дочка не раз всплакнула над семейными приключениями Гены и попавшим в плен Чебурашкой. 

Так что секрет не в отсутствии литературы. Я думаю, он в том, что это кино просто нормальное. Да, Чебурашка там местами прорисован. И игра порой посредственная. Но все равно фильм хороший. Потому что он снят по-старому. 

Я, сидя в кинотеатре, вдруг поняла, что давно не видела таких размеренных, неспешных кассовых фильмов, где бы оставляли длительные экспозиции, пейзажные съемки, где бы герои долго сидели и думали или просто шли пешком или выдерживали паузу после реплики, то есть жили в реалистичном темпе. Теперь ведь как: нормальный темп сохранился только в авторском кино, а для масс-маркета гонят клиповую продукцию, где все ускорено, все сцены урезаны до сюжетного минимума, паузы в диалогах отсутствуют напрочь. В телеверсиях это возведено в степень. Какой-нибудь сериал «След», где детективная серия скомкана чуть ли не до 20 минут эфирного времени, это просто череда сменяющихся сцен, где герои даже дышать не успевают: они только двигаются и произносят реплики.

Это коммерциализированное кино: нужно ужать серию до минимума. Во-первых, чтобы сэкономить эфир (телеканал не хочет покупать длинные серии, они дороже), во-вторых, потому что бытует мнение, будто в нашей жизни читатель хочет читать короткие тексты, а зритель - смотреть быстрые насыщенные сменами кадров фильмы. А кто сказал, что это правда? Из года в год, к примеру, в рейтингах самых популярных статей и у нас, и в англоязычной прессе побеждают лонгриды. ТВ-рейтинги вообще удивили: по телевидению политические передачи-говорильни, где люди стоят и говорят без передышки по часу, а то и три, побеждают сериалы

Вот только у нас почему-то принято обратное мнение: что людям надо короче и динамичнее. Феерический конфуз всей кинокритики: никто из написавших о фильме на старте показа критиков не предсказал такой фурор, была пара рецензий, авторы которых смело предположили, что фильм отобьет затраты. Ни один не сказал, что большое кино с длительными экспозициями сорвет всю кассу — наоборот, его ругали за провисания и паузы.

Но ведь все это глупости про то, что надо короче и динамичнее. Есть много тем, которые нужно обсуждать долго и показывать размеренно. Фильм о семье, где есть зло, любовь, смерть, детские болезни, проблемы с работой, угроза бизнесу не может быть динамичным и быстрым. Чтобы люди могли пережить все эмоции, которые в них будит тот же «Чебурашка», нужно давать им время и помолчать, и задуматься, и передохнуть. Фильм идет без семи минут два часа. И все самые кассовые для России ленты шли около двух часов, а то и дольше: так, один из рекордсменов по сборам «Движение вверх» длится 133 минуты. Наши люди способны усидеть в кинотеатре два часа ради хорошо рассказанной истории. А вот ради короткой и скомканной они сидеть не хотят, за что прямо голосуют рублем.

Благодаря этой устаревшей размеренности, которую хипстеры называли олдскульной, а зумеры — ламповой, фильм получился драматически выверенным, он дал зрителям возможность пережить огромный спектр эмоций. Сними режиссер это чуть иначе, по-модному, динамично, и все бы провалилось. 

Думаю, секрет в этом. Не от лени или безысходности люди пошли в кино. И не из одной любви к Чебурашке. Идут за драмой, за кино, которое сняли по-старому, которое не загоняет зрителя, будто на вираже, сменяя сцены за сценой. 

Это вообще просто очень удачное кино. Только и секрет. Может быть, оно было бы еще удачнее, если бы его сняли чуть менее космополитичным и более локализованным. Когда летом появился первый трейлер, стало понятно, что фильм делают для попытки покорить мирового зрителя. Потому снимали как-то подчеркнуто дерусифицированным: чуть ли не европейские интерьеры, совершенно европейские персонажи, европейские пейзажи, в которых сложно узнать наш Сочи и Ставропольский край. 

Замах хороший. История перспективная, оригинальная. Каждый год в мире снимают много фильмов со всякими зверятами, чудиками. Казалось, все, что можно придумать, уже было придумано. Но вот взяли и придумали историю, которая легко пойдет и в Индии, и в Штатах, и в Гваделупе. 

Но время не то. Говорят, права купили Израиль, Германия, Кипр, идут переговоры со множеством стран, в том числе с Китаем. Очевидно, что сначала решили показать в России, потому что главный зритель здесь, если пираты выложат фильм до кинопоказов, что основная выручка пропадет. 

Очень интересно будет посмотреть на мировую судьбу «Чебурашки». Вряд ли она в нынешних условиях будет триумфальной, хотя фильм этого заслуживает. В кои-то веки сделали хорошо и по-доброму.

#новые_критики #чебурашка #новое_кино

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 2463

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют