Рецензия на сериал «Одни из нас» / The Last of Us

год: 2023
авторы сериала: Крэйг Мэзин, Нил Дракманн
в ролях: Педро Паскаль, Белла Рэмси, Гэбриел Луна, Мерл Дэндридж, Анна Торв, Джеффри Пирс, Мюррэй Бартлетт, Ник Офферман


Пандемический привет зрителям!

Как нас учит классическая теория экономики, для успешных продаж непременно необходима соответствующая клиентская база. Потенциального клиента надо заинтересовывать, завоёвывать, убеждать и удерживать, что требует немалых усилий. Но без всего вышеперечисленного вполне можно обойтись, если у тебя уже есть готовая аудитория, к тому же состоящая из преданных фанатов. Умудрённые опытом продюсеры HBO прекрасно понимали этот принцип и дальновидно приобрели права на экранизацию популярной консольной игры «The Last of Us», которую отечественные надмозги упорно называют «Одни из нас», в качестве бонуса получив несколько миллионов гарантированных зрителей. 

Новости о выходе одноимённого сериала я, честно говоря, воспринял более чем спокойно, особенно учитывая бурный восторг вышеупомянутой геймерской аудитории.

С другой стороны, примеры удачных экранизаций видеоигр, в первую очередь, серия «Обитель зла» и относительно свежая «Смертельная битва», давали скромную надежду на то, что дело может и выгореть. Признаюсь сразу, мои надежды практически полностью оправдались, но не за счёт качества исходника, а исключительно благодаря профессионализму НВО, которые давно уже разучились снимать плохо, и таланту Педро Паскаля, который никогда не умел играть посредственно.

Завязка сюжета сериала вполне стандартна для постапокалиптических телепроектов: 2003 год, штат Техас, некая зараза (на этот раз для пущего разнообразия не вирус, а грибок) стремительным домкратом распространяется по территории США, а затем охватывает весь мир. Разумеется, грибок превращает людей в зомби, потому что дураку понятно, что это основная эволюционная цель любого мухомора. Главный герой — ветеран Ирака по имени Джоэл, работающий на стройке, вместе со сводным братом Томми и дочуркой пытаются спастись из обречённого города, но натыкаются на военный кордон, который без лишних церемоний расстреливает потенциальных носителей заразы. Дочка умирает прямо на руках у протагониста, который начинает подозревать, что у армии, возможно, несколько искажённое представление о способах защиты гражданских лиц.

Проходит 20 лет. Мир сильно деградирует, государства рушатся, большая часть поверхности планеты превращается в заражённую пустошь, остатки населения США ютятся либо в зачищенных от зомби «карантинных зонах», которые контролирует тоталитарное федеральное правительство, либо в небольших независимых полисах. Значительная часть населения скатывается до первобытно-общинного строя и лишь меньшинство ещё мечтает восстановить цивилизацию. 

Изрядно постаревший Джоэл трудится подсобным рабочим в карантинной зоне Бостона, сжигая трупы убитых армией зомби. Тут я сразу поразился легкомыслию федералов — сжигать заражённые трупы на открытом огне, позволяя пеплу и спорам грибка разлетаться на километры, это таки новое слово в области гражданской обороны. Хотя чего это я придираюсь — наверняка в США грибок такой культурный и демократичный, что отказывается проникать в организм воздушно-капельным путём (это было бы нечестно), и распространяется исключительно через укусы зомби. 

Вскоре мы узнаём, что подёнщиной Джоэл занимается лишь для отвода глаз, а основным источником его дохода является контрабанда различных ценных вещей с заражённых территорий, в чём ему помогает напарница по имени Тэсс. Но в данный момент бизнес интересует Джоэла в последнюю очередь — его сводный брат Томми, которого судьба занесла в карантинную зону штата Вайоминг, уже третью неделю не выходит на связь и Джоэлу срочно надо достать дефицитный аккумулятор для джипа, чтобы иметь хоть какой-то шанс добраться до брата. Тут я снова схватился за голову — от Бостона до Вайоминга навскидку тысячи полторы километров, причём не по гладкому хайвею, а по разбитым дорогам постапокалиптической Америки. Разумеется, о работающих АЗС по пути речи не идёт. Надолго ли хватит 80-литрового бака? Какой расход топлива у 30-летнего джипа? Или у Джоэла припасён бензовоз, который он потащит с собой? Словом, с матчастью у сценаристов (вероятно, гендерквирных небинарных личностей) совсем туго.

Впрочем, план так и не удаётся проверить на практике, поскольку с аккумулятором протагонисту не везёт — знакомый скупщик краденого кидает Джоэла и продаёт товар местной революционной организации под названием «Светлячки», которая борется за свободу и демократию, хотя сомнительно, что родившиеся после начала апокалипсиса вообще способы понять, что это такое. Явившись на разборку к революционерам, Джоэл и Тэсс узнают, что «Светлячкам» аккумулятор понадобился для важнейшего дела — вывезти из Бостона девочку по имени Элли, у которой обнаружилась редчайшая генетическая мутация, дающая иммунитет к грибковой инфекции. Контрабандисты соглашаются провести Элли тайными тропами до аванпоста повстанцев, в обмен получив машину на ходу. Разумеется, всё идёт не по плану, база повстанцев оказывается захваченной зомби, Тэсс героически гибнет, прикрывая боевых товарищей, а Джоэл с Элли начинают долгий путь сквозь кишащие зомби, рейдерами и каннибалами Соединённые Штаты. Разумеется, по ходу путешествия каменное сердце циника-выживальщика постепенно смягчится и между героями возникнет симпатия, а затем и полноценные отношения суррогатного отца и дочки. 

Постапокалиптические сюжеты всегда хороши тем, что автоматически создают объективные внешние условия, позволяющие авторам проводить подробнейшую деконструкцию системы общественных отношений и психики человека. К примеру, те же первые сезоны «Ходячих мертвецов» были хороши именно контрастом между отчаянным оптимизмом Рика, всё ещё мечтающего восстановить хоть какое-то подобие порядка и великолепным изображением идущей вразнос психики Шейна. С другой стороны, пандемия на экране одновременно выдвигает определённые требования к реализму повествования. Это во времена Уэллса любой мещанин, услышав по радио передачу о нападении марсиан, немедленно и безоговорочно верил услышанному, и впадал в панику. Сейчас же в голове у умудрённого опытом зрителя немедленно появляются животрепещущие вопросы, в первую очередь связанные с экономической стороной нового мира. Чем питаются люди после апокалипсиса, как получают достаточный урожай без калийных удобрений и пестицидов? Как добывают нефть, уголь и металлы, если за пределы крепостей не сунуться и всюду зараза? Как широко распространившиеся грибы повлияли на экосистему? Если грибы мутировали и убивают всех теплокровных животных, значит полностью разрушились пищевые цепочки? И почему тогда по городу разгуливают утки и чайки? А что с насекомыми и опылением растений? И, разумеется, как зомби умудряются выживать десятки лет, лишь изредка питаясь случайными жертвами? Словом, чем дольше изучаешь сюжетную канву, тем больше дыр замечаешь в ней.

Впрочем, окружающий героев сериала мир может быть как витально важным компонентом, без которого повествование рассыпается в прах, так и простым фоном, который едва замечаешь, затаив дыхание наблюдая за происходящим на экране. К чести компании HBO, нельзя не признать, что атмосфера постапокалипсиса передана авторами просто идеально. «Одни из нас» стилистически близки к классике серии «Fallout» и выверенный темп повествования, изумительно точный выбор тональности, а также внимание к деталям успешно переключают внимание аудитории на положительные аспекты проекта. Полуразрушенный и местами небрежно подлатанный Бостон, покосившиеся здания, выщербленный асфальт, через который прорастает получившая свой шанс трава, обшарпанная мебель, грязь и мусор, очереди за шнурками, талоны на питание, неделями не мытые волосы и одежда героев, гнетущая смертельная опасность — всё это создаёт настолько честную и душевную картину, что неудобные вопросы просто не хочется задавать.

Визуально сериал прекрасен, и дело тут не только в причудливо разросшихся грибах — высокопрофессиональная работа оператора позволяет идеально сбалансировать нуарную атмосферу распада и необходимость подсвечивать происходящее на экране. Экшн-сцены поставлены динамично, грибные зомби отвратительны, а Крэйг Мэзин, набивший руку на «Чернобыле», снова демонстрирует своё умение снимать панорамы глобальных катастроф и их последствия.

Но главное достоинство «Одних из нас» это отлично прописанные персонажи и замечательно проведённый кастинг. Джоэлу немедленно веришь и сопереживаешь, хотя бы потому, что в кои-то веки сценаристы приняли неожиданное решение сделать главного героя нормальным мужиком, а не полным идиотом. Протагонист — не загадочный метросексуал, не крайне развитая личность с глубоким внутренним миром, не гениальный аутист, не Мать Тереза, наоборот, он вполне себе примитивен, довольно эгоистичен и не особо умён, тем не менее, каждое его решение чётко мотивировано и продиктовано здравым смыслом. Главный герой в первую очередь заботится о своей семье, ни секунды не раздумывая бросает незнакомцев в беде, не прощает и не забывает обид — эти небольшие, но очень характерные моменты подчёркивают связь протагониста с реальностью и делают его глубоко симпатичным, а дальнейшее развитие персонажа умело завершает его арку. В свою очередь, кастинг Педро Паскаля на роль Джоэла нельзя назвать иначе как гениальным. Паскаль — прекрасный актёр, способный создавать сложные и противоречивые образы, но в данном случае его талант проявляется именно в том, насколько простым, приземлённым и аутентичным в итоге выходит его герой. Разумеется, опыт «Мандалорца», связанный с тасканием детей-несмышлёнышей по пустыне, также не помешал и даже отдаёт символичностью. Очень хороши и реалистичны Анна Торв и Мерл Дэндридж в ролях Тэсс и Марлен — мы видим не сильных, независимых женщин с модной картинки, а в первую очередь реальных людей, ежедневно успешно борющихся за место под солнцем. Ник Офферман в роли хардкорного выживальщика это просто праздник, ибо кому, как не Рону Свансону дано успешно пережить конец света. В целом труппа прекрасна и этим предложением очень хотелось бы завершить рецензию, но тут мы вынуждены перейти к ложке дёгтя по имени Белла Рэмси. Честно скажу, её присутствие в сериале для меня является загадкой. Когда в независимых проектах с трёхкопеечным бюджетом вроде «Ведьмы из Блэр» или «Клерков» на главные женские роли берут чёрт знает кого, никаких вопросов к авторам не может быть — уговорили сняться соседку по общаге и то хорошо. Но, когда с одной стороны есть практически неограниченные ресурсы HBO, а с другой — желание Дженны Ортеги подзаработать, надо быть клиническим идиотом, чтобы не додуматься соединить их воедино. Неужто продюсеры настолько уподобились Плюшкину, что решили сэкономить на самом главном — хороших артистах? Или из вашингтонского обкома пришла разнарядка — всеми силами проталкивать только девушек 4,5/10, как в своё время было с Шайлен Вудли из «Дивергента»? Как бы то не было, Рэмси с её вечно обиженным выражением жутковатой физиономии, напоминающей фейс туземца из «Аватара», единственная выбивается из стройного ряда классных актёров и несколько раздражает.

Итог: замечательная экранизация, во многом превосходящая оригинал, интересный, хорошо развлекающий сериал с прекрасной атмосферой и почти идеальным кастингом. Рекомендую.

#новые_критики #одни_из_нас #the_last_of_us #педро_паскаль #зомби #апокалипсис #новый_сериал

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 400

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют