От Чебуратора уши

На самом деле создатели очередного Чебурашки сильно промахнулись. Им не надо было нанимать четырех авторов сценария — хватило бы ни одного — и, заодно, можно было бы порядком сэкономить на актерах.

Потому что все гениальное просто. Нужно было всего лишь снять фильм по мотивам анекдотов. Тем самым сразу исключить все эти извинительные оправдания (новый жанр, семейное кино), и заодно привлечь внимание всей — абсолютно всей зрительской массы. Старшее поколение пошло бы просто так, младшее — перенимать сакральный опыт, среднее — из-за своей тяги к пороку. Это как минимум три серии. Первая: «Ген, у Шапокляк родился такой зеленый, с ушами — правда, мы не при чем?» Вторая: «Снимите этого с руля!» (робкое заигрывание не несет сакрального смысла хулиганства. Тут уж либо матом крыть, либо стеснительно молчать) И третье: «Ген, можно я в видео салон пойду? — Нет, Чебурашечка, в прошлый раз ты порнографии насмотрелся, всю ночь мне спать не давал. — Ну Генаааа, это совсем другой фильм! — Ну, иди, ладно.

Ночью раздается грохот, Гена испуганно вскакивает — Чебурашка, это ты? Ты что? — Я тебе не Чебурашка, я Чебуратор!»

И все, господа, и все. Больше ничего не надо. Прекрасный советский персонаж — мягкий, лохматый, ушастый, наивный, нелепый и добрый — перекочевывает в фольклор, где и остается самим собой. Ну, не совсем самим собой — но возникновение анекдота говорит о искренней народной любви, кажется.

Хотя я, между нами, мальчиками, говоря, сильно сомневаюсь в народной любви — он, наш народ, настолько потерял свою самость, что может любить, как говорил один классик, «любое патетическое олицетворение природы — сломанное дерево или овдовевшего дикобраза»

Современный Чебурашка годится и на ту, и на другую роль, что народную любовь ему обеспечивает с лихвой. Заодно вспоминается другая фраза из другого классика. Точнее, диалог.

— Пацак, пой.

— Ма-ма, ма-ма, что мы будем делать....

— Класс!!!

— Что?

— Класс, говорю.

— Народу нравится!

И вот я смотрю на этот наш бедный народ, которого тридцать лет кормили всяким непотребством, так что он, бедный, находил отдохновение лишь в старых проверенных советских фильмах — и понимаю, что не держит больше СССР оборону. Затупились штыки и истрепались стяги.

Тем более что символ нашего, родного, советского все больше становится... ну, каким-то не таким. Больше всего его уважили японцы — хоть и летал он там в самолетах, весь такой в оскале и милитаризованный, но все же было несколько серий, где японцы отнеслись к первоисточнику более чем бережно. Они сохранили все — и кукольный городок, и особенности всех героев, постарались даже голоса актеров подобрать.

Одно только у них совсем не вышло — наш юмор, наш родной советский юмор подделать невозможно. Они постарались, не удалось, мир его праху, японскому Чебурашке.

Честно говоря, у не сомневаюсь, что у резинового ушастика — ну рука не поднимается называть его... пусть будет ЧБР — в будущем такая же судьба. Он получит свою долю штампованных похвал — одну из таких статей я разберу ниже — ляжет на полку онлайн-кинотеатров, где лежит весь созданный за тридцать лет хлам.

Давайте сравним навскидку — Чебурашку и ЧБР. Первый — кукольный зверек, мягкий и живой, попавший в ящик с апельсинами и скучающий в телефонной будке. ЧБР — шкодливое резиновое существо, обжирающееся теми же апельсинами. Он обжирается, и это логично — иное поведение общество потребления не поймет.

Чебурашка одинок, наивен и доброжелателен. ЧБР — ну, больше он смахивает на детеныша макаки, везде ищущего съестное. Собственно, они принимает каску за апельсин и устраивает бардак в каморке Гены.

Классический Гена — крокодил, который работает в зоопарке крокодилом. Милая деталь — отлежав, почитав газету, он вместе с другими животными уходит домой.

В ЧБР Гена — Гармаш, общего между ними только буква Г. Мне Г. Запомнился наркоманской песенкой про человека и кошку. Хороший выбор актера для детского... пардон. Семейного, семейного фильма.

Фильм, кстати, очень семейный. В самом деле. Для всех возрастов. Юное поколение приучает к бесконечному обжиралову — а иначе зачем жить? Старшее завлекает пошленькими аллюзиями. Тепленькая пошла. Пошла пошло — ЧБР при этом писает. Хоть ты тресни, но не могут обойтись сегодня без мочеполовой системы. Не дешево ли покупаете зрителя, господа, простите, творцы?

Фильм более чем семейный — это основа современного мира, увидев непонятное существо — бить его чем попало. Советский Гена искал свою неведому зверюшку в Энциклопедии — чебурек, Чебоксары. Нынешний — знаток белого порошка — без раздумий вышвыривает милашку за дверь. Ну, время накладывает свой отпечаток.

Кстати, об отпечатке. Весь фильм веет каким-то феминистским душком.

В Чебурашке мужики — лев Чангр, крокодил Гена, дворник, сторож, жираф и даже щенок — занимались своим делом и были, как ни странно, мужиками. Востроносенькая девочка и очаровательная старушка, кокетливая хулиганка Шапокляк — были, несомненно, женщинами.

В ЧБР мужики как тесто — закатывают истерику из-за уроненной каски и корзины апельсинов, которые вообще-то и так у всех торчат... отовсюду. А злодейки, как нынче принято, дамы интересные во всех отношениях. 

Сам же ЧБР... ну да. Гремучая смесь Лунтика и Телепузика, которому уши зажало дверью.

В искусстве есть два непреложных закона. 1. Автор сказал в произведении именно то, что хотел сказать, и в сторонних дополнениях не нуждается. 2. Все попытки продолжить произведение обречены на провал, ибо вторичны.

Благодаря этим законам искусство процветало столетия, радуя и восхищая поклонников. Пока в одной малолетней стране некие сущности не решили, что не обязательно создавать что-то новое, гораздо надежней эксплуатировать старое.

Достоинства авторского героя автоматически переносятся на его копии.

 

В свое время я вывел для себя правило — никогда, ни за какие деньги не смотреть любую американскую продукцию на основе книг. Ни Джека Лондона, ни «Унесенных ветром» — этих тем более.

Пора создать еще одно правило — никогда, ни за какие деньги не смотреть, как это называется, франшизу (простигосподи) классических советских мультфильмов. Ни провальных Бременских, ни вялого Простоквашино, ни омерзительного «Ну, погоди!»

Во всех никому трижды не нужных сериалах есть лишь одно достоинство — они дают понять, что система, где во главе угла стоят продюсеры, является совершенно беспомощной и бездарной.

Великий советский кинематограф (и мультфильмы, конечно) возник на таланте личности, творцах. Которые через призму своего восприятия изменяли мир и делали людей лучше.

Нынешние киношники берут за пример запад. Где фильмы разложены по полочкам, для каждой полочки есть свои сценарные ходы, отступление от которых карается законом. В смысле — зритель не придет. Он пришел на мелодраму зачем? Затем, чтобы двое познакомились, влюбились, внешнее воздействие их развело, потому они встретились и простили друг дружку. Вариативность возможна — небольшая — только во внешнем воздействии.

Ужасы — это когда некая субстанция убивает компашку главных героев по очереди — пока последняя не замочит субстанцию. Единственная интрига — кто останется в живых после заварушки.

Юмор вращается исключительно возле нижней части тела. Выше американский интеллект подняться не способен. Рыгание, блевота, испускание газов должны для смеха присутствовать в каждом фильме.

 

Как в поэзии есть твердые формы, так и американский интеллект держится на твердых жанрах.

Впрочем, если учесть, что Америка — страна без истории, страна бандитов и предателей (бандиты зачистили территорию, а предатели привели к процветанию) то было бы удивительно не иметь попыток художественного бунта. Все-таки слишком разные люди обтесываются меж этих жерновов.

И вот в ряды Белошвеек... то есть Белоснежек, желтомордых уродцев Симпсонов, других уродцев, которых может родить только больное наркоманское воображение — попадает полнометражный фильм про маленького мусорного робота.

Он, этот робот, прелестен. Замечателен. Его можно пересматривать раз в год — для американского кинематографа это невероятное достижение. Следом идут крыса-повар (эк понес Пегас автора сценария), и, конечно, вершина глума над всей американской системой создания фильмов — Вольт.

Там идеально выведен подлец — продюсер, суетливый, льстивый, лживый и так далее. Посмотрите. Не пожалеете.

К чему это я? Да к тому, что даже у американцев с их зашоренным сознанием, довлением всяческих расхожих штампов попадаются действительно талантливые работы от авторов, а не от продюсеров, которые эксплуатирую человеческое безвкусие.

 

Но, господа и дамы, судари и сударыни. Пока стиснутая шаблонами западная киноиндустрия пытается из них вырваться, и порой ей это даже удается, среди наших критиков — профессиональных, как было гордо заявлено — встречаются настоящие адвокаты обычной кассовой поделки. Честно говорю, мне пришлось потратиться именно из-за этого поста, настолько пропитанного высокомерной фальшью домашнего негра (Вспомним Митчелл) что грех не привести сей опус полностью, с небольшими ремарками. Итак, наслаждайтесь, если чего еще в жизни не поняли. В скобках мои комментарии. Авторская орфография и пунктуация в посте (Авторша — профессиональный кинокритик, прошу заметить) сохранены. Удивительно, но особенности, которые являются позором современной киноиндустрии, в этой статье выдаются за победу цивилизации над дикарями.

Сразу скажу — идите! Пока фильм ещё в прокате. Всей семьёй — с детьми, бабушками, племянниками, Фпервых, его надо смотреть на большом экране и в хорошей компании. Во-вторых, не слушайте тех, кто «не видел, но осуждаю». И тех, кто видел и осуждает, тоже не слушайте. (Интересно, почему не слушать? А, наверное, нам сейчас объяснят, где собака порылась)

Потому что претензии типа «ах, ну где же снимать, если не в Сочи» или «что-то глаза смеющегося Чебурашки слишком напоминают разрез глаз китайских товарищей» происходят, чаще всего, от большого ума.

(Как же это понятно. У кого иное мнение, тот дурак)

Сходите, составьте своё чёткое мнение и тогда уж, если захочется, осудите, но, пожалуйста, аргументированно, основываясь на широких знаниях кинематографа, в частности, законов семейного кино и кинокомедии. (Широкое знание семейного кино — это от души. Чуть ниже я объясню, что такое — семейное кино)

В любом случае, фильм «Чебурашка» уже вошёл в историю отечественной киноиндустрии как самая кассовая картина, сумевшая побить рекорд сборов «Аватара» самого Джеймса Кэмерона.

(Ах, позвольте хоть на брюхе, да подползти)

Я уже не в первый раз говорю и пишу о том, что даже некоторые профессиональные критики вдруг перестали оценивать произведение в рамках заданного жанра* и начинают предъявлять странные претензии к тому или иному экранному продукту.**

*(А надо было? Вообще оценка по жанрам — первый предвестник гибели самостоятельного кино. Престали оценивать — значит начали понимать и даже, возможно, бунтовать)

**(Экранный продукт. Вы слышите этот слог? Эти рати одических затей?)

 Что-нибудь в стиле пресыщенного знатока, которому отчего-то не хватило в этой мелодраме погонь и мордобоя, а в этом боевике слезливых признаний и вздохов на скамейке, ну а в том хорроре не раскрыта проблема отцов и детей, а в той комедии слишком мало философских размышлений. Чего уж тогда требовать от кинолюбителя, чей мозг перегружен не всегда уместными знаниями и завышенными ожиданиями вообще ко всему, особенно к отечественному кинематографу.

(Я бы даже сказал, что не перегруженным мозгом обладают некоторые критики с профессиональным кинообразованием. Да сами судите дальше)

«Чебурашка» абсолютно жанровый продукт — это семейный фильм. Надо сказать, что в советском кинематографе такого жанра в чистом виде не существовало и у отечественного зрителя, возможно, не выработан условный рефлекс.

(О, как приятно это звучит. У нас вырабатывали условный рефлекс. Как у крыс и собак. Лампочка — слюна. Я тоже об этом говорил, но такой цинизм даже мне претит)

Но в европейском и американском кино этот жанр существует давно и успешно, а российский зритель прекрасно знает его, например, по таким фильмам как «Бетховен», «Бейб», «101 далматинец», «Чарли и шоколадная фабрика», «Один дома» и многим другим.

(Автор, не суетись. Большой белый хозяин даст тебе эти бусы. А я поясню — жанр семейного кино появился в Америке как маркер - можно садиться смотреть с детьми. В фильме не будут распарывать животы, заниматься сексом с животными, много и с наслаждением стрелять, поедать руки и пальцы, взрывать автомобили и так далее. В крайнем случае пукнут за столом раз десять — это святое, на этом американская цивилизация стоит. Любой советский фильм был семейным, и маркировки не требовалось)

Семейный фильм имеет свои определённые критерии — он не должен содержать сцен насилия, выполнять чёткую воспитательную и развлекательную функцию, отвечать запросам зрителя любого возраста.

(Да-да. Лопатой по голове и «тепленькая пошла», а также «с руля» — вершина воспитательной функции)

Жанровое кино создаётся по чёткой кальке, и ничего другого от него требовать нельзя. Оно нажимает на нужные кнопки в нужный момент и вызывает запрограммированную реакцию.

(Ну вот именно об этом я писал. Мы к этому стремимся, что ли? Прыгать дрессированными собачками и нести денежки богатым бездарям? Потому что нас так НАУЧИЛИ?)

Вы не можете не смеяться, когда вас смешат, не можете не плакать, когда вам раздражают слёзные протоки.

(Могу. Меня тяжело рассмешить — только хорошими шутками, а уж про слезные протоки… заманается хозяин раздражать. Да и не хозяин он мне)

Да, в этом есть немалый процент манипулятивности.

(Это не мешает автору поста заниматься именно тем же — втирать, что дерьмо — золото. А золото — наоборот)

Однако, открою маленький секрет Полишинеля, всё хвалёное голливудское кассовое кино построено по жёсткой, практически железобетонной схеме, будь то байопик, боевик, триллер, мелодрамма или семейный фильм. И эта схема работает безукоризненно на протяжении столетия!

(Байопик. Драмеди. Язык бы оторвать критику. Насчет столетия — во многом классический Голливуд был создан Чеховым. До всяких байопиков и прочих англоязычных уродцев)

И чем же тогда она плоха?* Почему нельзя ею воспользоваться и применить её удачно, тонко, не пошло, чтобы снять, наконец, добрый, красочный, динамичный, музыкальный** зрелищный и несущий откровенную и столь важную в наше время нравственную нагрузку фильм с милейшим**  персонажем и полным хеппи-эндом?

*(Хороший вопрос. Ответ — тем и плоха, что по кальке нельзя снять добрый… зрелищный с нравственной нагрузкой. Нельзя. Можно снять лишь шаблон для жвачных зрителей.

**(Да, музыка трещит каждую минуту. Создатели вообще не жалеют уши зрителей. Очевидно, чтобы звуковой шум убил последние попытки критиковать)

***Милейший — это резиновая кукла с диснеевскими ужимками? Полным чем? Профессиональный критик, подвизающийся на ниве холуяжа, забыл русский язык? Ну ладно.)

К тому же «Чебурашка» просто наполнен цитатами* в том числе музыкальными, отсылающими сведущего зрителя к популярнейшим американским фильмам,** например «Маске» с Джимом Керри, к уже упомянутому мною «Чарли и шоколадной фабрике» или к «американской комической» со всеми этими гегами, бурлеском и буффонадой.

*(Посылающие цитаты называются аллюзиями. Аллюзия — почти аллюр в дальнее интимное путешествие, куда отправить автора галопом мне не позволяет врожденная интеллигентность. Аллюзия, запомните, критик)

**(Вот прямо так и вижу — отсылка к американским фильмам, аааааа!!!! — Прыгает и ручками судорожно трясет — Отсылки Союзмультфильма!!! К Маске!!! Ууиии!! Ииииииии!)

 Но всё это применено столь точно, столь ювелирно, даже филигранно, что мне лично доставляло одно удовольствие. (Не менее точен и филигранен этот пост, который я комментирую. Чувствуете? Ювелирная филигрань прям по скани)

И мне в этом видится вовсе не поклонение Голливуду, которого в пошлом виде как раз полно в других киноподелках, а самоирония создателей картины, мол, и мы, и вы понимаем, на какие клавиши жмём.

 (В самом деле? О как. Даже прислуге иногда хочется самостоятельности. Вопрос — если и мы, и вы, тогда какого хрена?)

Я человек насмотренный и просчитала сценарий на раз, но при этом не перестала сопереживать героям и волноваться за них.

 (Насмотренный человек. Переживала. Выше я именно об этом говорил — сломанное дерево и овдовевший дикобраз)

Однако есть и то, чем наш, русский «Чебурашка» отличается от американской схемы

(Простите, наш, советский Чебурашка к этому вашему американизированному резиновому недоноску никакого отношения не имеет. Он даже не однофамилец.)

 Впрочем, покаявшаяся Шапокляк наводит на мысль, что у нового «Чебурашки» непременно будет продолжение! (Будет. Если их не расстрелять куриным пометом перед зрителями)

И ещё очень важный момент: только через некоторое время после выхода из кинозала я вдруг поняла, что за два часа экранного времени в кадре не возникло ни одного современного гаджета!

(Вот это достоинство. Других-то нет. Впрочем, образованная дама постаралась. Держите, тепленькое.)

Именно об этом данный фильм, в нём выставлены канонические вопросы о добре и зле, отношения отцов и детей, выбор между долгом и любовью, между прошлым и настоящим.

(Для того, чтобы обмусолить порядком надоевшие всем темы, надо было испоганить советскую классику, основательно так испоганить, от души. Зачем? А вот зачем)

Если отойти от привычного нам персонажа книг Эдуарда Успенского и мультфильмов Леонида Шварцмана, просто вынуть из головы этот заложенный в детстве файл и начать знакомство с чистого листа…

 (Ребят, не было никакой великой страны. Не было никакого великого кинематографа. Не было никакого другого Чебурашки, Шапокляк, Гены, Чандра, туристов, детей — никого не было. Стирайте файлы. Растите холуями при американских деловарах. Но чтобы вам не казалось, что вы что-то великое потеряли, вот вам водопад сладких слюней и сахарного сиропа)

 Этот бесконечно милейший персонаж, (Новый Чебуратор. Чебурилло. Чебурандян. Чебуридзе) созданный с помощью компьютерной графики* столь живым и достоверным в каждой своей реакции, в мельчайших оттенках настроения, мимики, движениях коротеньких лапок и больших мохнатых ушей, которые так и тянет потрогать, даже живых и очень известных ребёнок в кадре.**

*(Графика — отдельная тема. Такой халтуры давно не было, это вершина дна. Чебуратор живет отдельно от героев, он легок, как воздушный шар. И столь же умен)

**(В общем коротко и ясно. Особенно ее умилили уши. Экая невидаль — уши у ЧБР-а)

Он просто существует в заданном пространстве и обстоятельствах, принимая всё таким, каким оно является. (Жизнь такова какова она есть, и более никакова)

И, главное, учит этому всех вокруг! В каждой мелочи, в каждой чёрточке — точнейшее попадание.

(Объясняю — попадание в учение каждой мелочи. Вы поняли? Я нет. Может, все-таки влипание?)

Зубки, глазки, бровки, коготочки, шёрстка, пузико (Телепузико) а какая улыбка!

(Вот и влипла в розовые сопли)

Да, можно сказать,* что Чебурашка давным-давно придуман гениальным Леонидом Шварцманом то  он, несомненно, улучшен! **

*(Но лучше не говорить, мы же помним, что нам надо от прошлого отказаться. А если уж заговорили…)

**(Тут я начинаю серьёзно сомневаться в здравомыслии автора. Только что она сказала — забудьте. Теперь вдруг орет про гениальность, тут же уточняя - гений гением, но этот-то лучше. И на голубом глазу объясняет — чем. Держитесь еще раз)

Одна великолепная находка того, как он вскрывает одним движением коготочка апельсины, вызывает восторг и немедленное желание попробовать сделать так же!

(Автор, дама приличных лет, вдруг ощутила желание вскрыть апельсин коготочком. Как же мало ей надо для восторга.  Тем более что фрукты когтем чистил один толстозадый медведь. И пел потом — «чтоб в джунглях жить как в крепости умерь свои потребности»)

Неужели кто-то искренне, на полном серьёзе ждал выхода на экраны ремейка того самого советского Чебурашки и крокодила Гены в виде мохнатых кукол в человеческий рост* со всеми пионерами, общежитиями («мы строили-строили и наконец построили»), туристами-браконьерами и прочая, и прочая? Мне кажется, вопрос риторический…**

*(она спутала обычных кукол с ростовыми? Кинокритик? Что-то я сомневаюсь в ее профессионализме)

**(Конечно, никто не хотел ремейка (чур меня). Все хотели, чтобы ваши подзащитные вообще не трогали советское наследие. Придумали бы что-нибудь свое.  Мальчика-Плечика. Девочку-Губочку)

К фильму, разумеется, есть претензии, но они вообще не глобальные. Например, странным показалось мне, что старшие герои фильма, явно выросшие на советских фильмах и мультиках, не узнали любимейшего персонажа всех советских детей.* Впрочем, и здесь можно усмотреть метафору, как взрослые за суетой, заботой и проблемами перестают узнавать друзей детства.**

Непрописанным остался главный отрицательный персонаж — Шапокляк в исполнении Елены Яковлевой. Но если оставить на входе в кинотеатр свои ожидания и воспринимать эту героиню такой, какая она есть в этом фильме то она ничем не хуже и не лучше, например, Круэллы из «Ста одного далматинца».***
*(Все-таки очень странная дама. Сама ж хотела, чтобы никаких ремейков, чур меня. Что теперь удивляться?).
**(Можно натянуть сову на глобус. Только это неприятно и сове, и глобусу)

*** (Перевожу на русский — Большой белый масса, позволь поцеловать твой сапог?)


Вообще, будь я редактором на этой картине, я бы настойчиво рекомендовала авторам назвать её «Возвращение Чебурашки». К нам приходит давно забытый герой (Че-го? Кто забытый?)  разумеется, обновлённый, отвечающий, так сказать, «современным веяниям». Он куда-то исчез вместе со своей детскостью, наивностью, открытостью, ранимостью, человечностью* на целых сорок лет, потому что эти чувства, эти качества, такие герои стали никому не нужны.

*(О, наконец-то она проговорилась. Человечностью что от нового Чебуратора, что от фильма даже не пахнет)

Или нам внушили, что они больше не нужны.

(Еще ближе. Прямо тепло. Осталось узнать, кто внушил. Не критики ли со специальным образованием, шага не могущие ступить без драмеди и байопиков (чур меня, чур)

Но вот настал момент, и его принесло ветром перемен и пролило* на наши головы вместе с апельсиновым дождём. И оказалось, что все его очень ждали!**

*(О, тепленькая пошла — пролило ЧБР. Еще можно сказать, что его рвало — прорвало — на Родину)

**(Никто не ждал, потому что Чебурашка никуда не исчезал. Хотя слугам, отказавшимся от своего прошлого, могло показаться… да мало ли что прислуге кажется, кого это волнует)

Потому что зрители ломанулись в кинотеатры, зрители, не раз обманутые в своих ожиданиях, наконец, и смеялись, и плакали, и сопереживали, и уходили из кинотеатра с давным-давно забытым послевкусием,* возбуждённо обсуждая увиденное. **

* (Таки я вас умоляю, байопики по драмеди послевкусия не дают?)

** (Перевожу - масса, народ не закидал паровоз белого человека копьями. Черный слуга скоро догонит белый масса. Дай еще бусы)

А дальше срабатывало «сарафанное радио» — лучшей рекламы ещё никто не придумал!

(Дамочке, которая сама себе противоречит, не приходит в голову, что народ настолько закормили американским дерьмом, что он ломанулся именно в надежде увидеть нечто стоящее. Вместо этого ему сунули резиновое изделие номер один… то есть три, и понравилось далеко не всем. Даже продажные журналюги — продались далеко не все и в похвалах своих более чем скромны. Если учесть, сколько грамотных людей, обладающих художественным вкусом, жалкую поделку под «семейное кино» назвали полным провалом — это провал и есть.

#новые_критики #константин_уткин #новая_критика #чебурашка #фильм #киноговно #провал #лонгрид

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 924

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют