Рецензия на фильм «Фабельманы» / The Fabelmans

год: 2022
режиссёр: Стивен Спилберг
в ролях: Гэбриел ЛаБелль, Мишель Уильямс, Пол Дано, Сет Роген, Кили Карстен, Алина Брэйс, Джулия Баттерз, Джадд Хёрш


Привет зрителям!

Говорят, что человек на самом деле умирает дважды: в первый раз, когда умирает его тело, а во второй — когда умирает память о нём. Не знаю, верят ли в это голливудские магнаты, но вполне вероятно, что, учитывая весьма почтенный возраст, знаменитый режиссёр Стивен Спилберг неожиданно опомнился, что в течение своей карьеры увековечил на плёнке буквально всё, кроме самого себя. Желая исправить это досадное упущение, автор немедленно написал сценарий, снял по нему собственный байопик, и, как и положено Спилбергу, сделал это мастерски.

Фильм рассказывает о жизни семьи Фабельманов и взрослении главного героя — маленького мальчика по имени Сэмми. Родители Сэмми и его сёстры живут в штате Нью-Джерси в начале 1950-х, и представляют собой хрестоматийное семейство еврейских иммигрантов из России. Крайне умный и рациональный папа Бёрт, будучи математическим гением, работает радиоинженером в компании RCA, но понимает, что времена радио прошли и занимается разработкой компьютера собственной конструкции, надеясь продать его корпорации IBM и разбогатеть. В нелёгком интеллектуальном труде ему помогает лучший друг Бенни. В свою очередь мама протагониста по имени Митзи представляет собой полную противоположность своему приземлённому мужу — она ветренна, рассеяна, верит в призраков, вещие сны и всё сверхъестественное, считает себя человеком искусства и великой пианисткой, и в целом постоянно нервничает и ведёт себя крайне эксцентрично. Впрочем, впоследствии выясняется, что слегка шизофреническое поведение вполне оправдано — маму гложет нечистая совесть, поскольку она тайно посещает синагогу влюблена в лучшего друга мужа и он отвечает ей взаимностью.

В один прекрасный день происходит событие, полностью перевернувшее жизнь главного героя — родители впервые ведут семилетнего Сэмми в кино и там он наблюдает сцену крушения поезда, которая оставляет настолько сильное впечатление, что в тот же вечер пацан повторяет её в детской и ломает дорогую коллекцию игрушек. Папа уже было думает наказать малыша, но мама находит выход из положения — вместо того, чтобы раз за разом разбивать паровозики, достаточно снять сцену крушения на любительскую 8 мм кинокамеру и потом пересматривать сколько душе угодно. Сэмми получает в своё распоряжение камеру, проводит первый творческий эксперимент и понимает, что нашёл своё призвание. Возможность запечатлеть реальность на целлулоиде и затем бесконечно редактировать её захватывает героя целиком и он начинает беспрестанно снимать сначала документальные, а затем и художественные любительские фильмы. А тут ещё в гости к Фабельманам приезжает дедушка Борис, когда-то давно умудрившийся приложить руку к становлению немого кино в Голливуде, и этот почтенный джентльмен укрепляет в Сэмми уверенность в том, что кинематограф это не просто хобби, а вполне легитимная карьера.

Тем временем дела Фабельманов идут в гору, семья переезжает сначала в Аризону, а затем и в Калифорнию, папа получает работу в IBM, мама окончательно впадает в детство и чудит пуще прежнего, а затем и вовсе подаёт на развод, пацаны в новой школе регулярно дают тумаков главному герою, однако несмотря на низкий социальный статус его сила воли привлекает внимание красивой девушки. Но все взлёты и падения переживаются легко, потому что у Сэмми есть одна истинная страсть и цель в жизни — снимать кино — и ничто уже не сможет его остановить.

К левым политическим взглядам и исторической мономании Спилберга можно относиться как угодно, но даже самые ярые его критики вынуждены признать, что все его произведения поставлены креативно и с душой. И именно эти качества в полной мере проявляются в «Фабельманах», превращая банальнейшую историю уровня ток-шоу о том, как еврейская мамеле, окончательно испсиховавшись, бросила папеле ради его лучшего друга, параллельно нанеся детям тяжелейшую психологическую травму, в глубоко интимное, искреннее и трогающее за душу послание.

Каждый кадр подобран и снят с неподдельной любовью и вниманием к деталям, и воскрешает в памяти времена, когда режиссёры ещё считали своё дело настоящим искусством, а не хорошо оплачиваемой халтурой. Образ великого режиссёра Джона Форда промелькнул в фильме явно не случайно — Спилберг словно подмигивает зрителю, намекая, что его работа перенимает эстафету у классики. В наши дни, смотря фильм, в первую очередь считаешь очевидные ошибки и хватаешься за голову от идиотизма персонажей. «Фабельманы» же сняты настолько близко к идеалу, что отбросить недоверие и с головой погрузиться в простую, но вместе с тем глубокую историю получается так же легко, как в детстве сопереживать мамонтёнку на льдине. 

Все персонажи, начиная от главных и заканчивая статистами, мелькающими в кадре всего секунду, продуманы и крайне жизненны, а уровень внимания к деталям просто умиляет. Прекрасна Митзи Фабельман, настолько дорожащая своими пальцами пианистки, что принципиально отказывается мыть посуду, в результате чего вся семья пользуется исключительно одноразовыми тарелками; замечательна глубоко верующая калифорнийская девушка, считающая, что христианам целоваться до свадьбы грешно и использующая главного героя для того, чтобы изящно обойти правила; великолепна еврейская семья, распевающая «калинку-малинку» у костра на пикнике в аризонской пустыне. В совершенстве владеющий искусством передачи эмоций посредством видеоряда Спилберг апеллирует к универсальным ценностям, таким как познание нового, семья и любовь, и снимает поистине шедевральные эпизоды. Восторженные глаза малыша, впервые запускающего игрушечную железную дорогу, несчастный Бёрт, которому символическая жена вполне реально села на голову или призрачный силуэт Митзи, танцующей в пустыне в лучах автомобильных фар, надолго остаются в памяти и отзываются в сердце зрителя.

Все вышеперечисленные элементы, идеально скомбинированные рукой автора, складывается в совершенную картину и создают тёплую, добрую и очень эмпатичную атмосферу. Многообразие нашего мира сильно преувеличено и умение заново собрать этот ограниченный калейдоскоп так, чтобы вызвать у аудитории неподдельные эмоции, является первым признаком таланта режиссёра. Но дело тут не только в отшлифованном десятками фильмов мастерстве творца — «Фабельманы» хороши именно тем, что композиционное и техническое совершенство картины является не самоцелью, а всего лишь средством выражения простой, понятной всякому и вечно актуальной идеи — жизнь даётся нам лишь один раз, и проживём ли мы её счастливо и полноценно, зависит в первую очередь от нас самих. 

Знающий толк в вопросах кастинга Альфред Хичкок говаривал, что в кадре сложнее всего работать с животными и детьми. Но всякий по-настоящему талантливый человек всегда и сам в душе немного ребёнок, поэтому у Спилберга, за плечами которого и «Инопланетянин» и «Супер 8», в который раз получилось найти общий язык что с малышом Матео Зоряном, что с юношей Габриелем ЛаБеллем, которые исполняли роль Сэмми в разные периоды его жизни. Под руководством Спилберга молодые актёры играют просто идеально и персонаж Сэмми раскрывается перед зрителем, словно книга. 

Ветеран сцены Пол Дано великолепно переносит на экран образ глубоко несчастного человека, чья любовь к явно не подходящей ему женщине слишком сильна, чтобы свернуть с пути самоуничтожения. И даже известный комик Сет Роген, который никогда не мог похвастаться серьёзным драматическим талантом, в руках умелого режиссёра демонстрирует едва ли не чудеса актёрского мастерства.

Но настоящей вишенкой на торте является затмевающая всех коллег шикарная игра Мишель Уильямс. Как и Элизабет Мосс, Уильямс специализируется на ролях всевозможных душевнобольных, но если имидж Мосс неразрывно связан с социопатией и насилием, то Уильямс мастерски создаёт образ классической девочки не от мира сего, невыносимо страдающей от несовершенства физической реальности и постоянно норовящей убежать от неё в мир своих чудачеств и фантазий. Уильямс настолько хорошо вжилась в свою роль, что кажется, ещё немного, и сквозь тонкую оболочку почтенной матроны проглянет чёрная дыра её комплексов и фобий.

Актёры второго плана также не отстают и идеально соответствуют своим ролям. Особенно хорош Джад Хирш в роли дедушки Бориса, и очень символично камео самого Дэвида Линча.


Итог: прекрасно снятая, простая, непритязательная и очень честно рассказанная история. Спилберг, пусть и на мгновение, возвращается к своим истокам — никакой навязчивой идеологии, никакой политики, чистое классическое кино. Один из немногих примеров, когда современный «Золотой глобус» получен вполне заслуженно. Рекомендую.

#новые_критики #спилберг #байопик #мишель_уильямс #пол_дано #хороший_фильм #классика #золотой_глобус #оскар

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 298

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют