vasyukhin Влад Васюхин 09.02.23 в 08:56

Свежая «Чайка»

Спектакль начинается сразу с «декадентского бреда» — именно так Аркадина называет пьесу своего сына Константина, которую в домашнем театре играет Нина Заречная. «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде...» ну и далее по тексту, который у любого театрала отскакивает от зубов. И никаких «мы купаться пойдем», «уже пора начинать» и тому подобного «когда же начало?» Однако две первых страницы, вся экспозиция, предшествующая монологу Нины, не выкинуты, многие реплики прозвучат позже. 

Лев Абрамович Додин, 78-летний классик мировой режиссуры, ставя в своем Малом драматическом театре чеховскую «Чайку» во второй раз (первое обращение к пьесе случилось в 2001 году), перекроил хрестоматийный порядок слов, дополнил строчками из писем и заметок. И уж на что я не люблю, когда постановщики вольно обходятся с авторским текстом, тем более, с чеховским, но здесь развожу руками: операция сделана деликатно, почти без швов. Комар носа не подточит. Вопрос только: а зачем? 

А затем — и это первое, что приходит на язык — что уже ну невозможно нам смотреть и слушать, а режиссерам интерпретировать эти четыре (а с «Ивановым» так пять) заезженные в хвост и в гриву гениальные чеховские пьесы. А уж «Чаек» пересмотрено просто видимо-невидимо! Целая стая! Когда, к примеру, пять лет назад режиссер Дайнюс Казлаускас ставил в Театре на Таганке эту комедию (никто до сих пор так и не понимает решение драматурга обозначить жанр своего грустного, даже трагического сочинения именно так), то разместил рядом с названием цифру — 73458. Мол, именно столько раз воплощали «Чайку» на сценах мира. Цифра, скорее всего, взята с потолка, но в любом случае режиссерам не позавидуешь: какую еще трактовку можно предложить? Никакую. Чем удивить? Ничем. Всё уже было.
Всё, да не всё — доказывает нам Додин. 

Он сокращает число действующих лиц с тринадцати до семи, убирает часть текста, перебрасывает какие-то реплики между персонажами, обостряя смысл. Вкладывает в уста Аркадиной монолог Маши из «Трех сестер». И пьеса звучит свежо, малопредсказуемо, но по-чеховски! 

А вдобавок (этим, конечно, после Константина Богомолова публику не больно-то удивишь) радикально меняет возраст главных героев. Ирину Николаевну Аркадину, которой у автора 43 года, играет 37-летняя Елизавета Боярская, а роль её любовника, беллетриста Тригорина, про которого в пьесе сказано, что «сорок лет будет ему еще не скоро», отдана 56-летнему Игорю Черневичу. При этом Тригорин в спектакле какой-то потертый, неэффектный, несексуальный, не орел, короче. И таким образом нарушается одна из важных коллизий. Снова вопрос из зала: а зачем? 

Чтобы, как объяснял режиссер, передать свои новые ощущения от всем известной истории. А он, как я понимаю, ощутил теперь «Чайку» как пьесу о самореализации художника, об одержимости творца, о его страстях. Именно это, а не пресловутые «пять пудов любви», и выходит на первый план. А еще — шаткость и непредсказуемость жизни творческого человека. И вообще зыбкость мира. 

Сцены из «Чайки» МДТ (Санкт-Петербург)

Она, эта неустойчивость, выражена на сцене ярко и буквально: всю первую часть спектакля герои проводят в лодках — балансируя, переходя или перескакивая из одной в другую, сидя или лежа, под шум волн колдовского озера и вопли белокрылых птиц. И это тот случай, когда важно упомянуть имена сценографа — Александр Боровский и художника по свету — Дамир Исмагилов. Полноправные соавторы постановщика. После антракта лодки перевернут. Но едва ли герои почувствуют под ногами твердь. Нет, снова зыбкость и шаткость. И неизбежный трагический выстрел в финале...

«Чайка» с улицы Рубинштейна прилетела в Москву в рамках национального театрального фестиваля «Золотая маска» вне конкурса, поскольку это совсем еще свежая работа — премьеру сыграли в Петербурге недавно, осенью. И если её номинируют на премию (будет странно, если проигнорируют выдающиеся актерские работы, в первую очередь, Елизаветы Боярской), то только на следующий год. 

А в столице, кстати, скоро очередная премьера «Чайки» — в театре «Школа драматического искусства». Интересно, чем они будут удивлять после Додина?

#новые_критики #театральный_обзор #театр #чайка #мдт #лев_додин

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 271

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют