ЧЁРНЫЙ РЫНОК, СОН НА ПОЛУ И ГОРЕЛАЯ КУРИЦА

…Я въезжаю в гостиницу. Ступеньки обшарпаны. Пятый этаж без лифта. Хозяин, кряхтя, подхватывает мой чемодан и тащит вверх — уже спасибо. «Горячая вода два часа ночью и два часа днём, — предупреждает он. — Но если надо, я принесу ведро кипятка». «А вай-фай есть?». «Чего?!». В комнате отваливается штукатурка. Простыни серые, одеяло хрен знает какое, но пофиг, я ужасно хочу спать. Номер в косовском городе Печ стоит 20 евро, и ни центом больше — тут можно только переночевать: я счастлив, что работает хотя бы электричество. Других отелей вокруг не существует. Сейчас в Косово дела обстоят получше, однако, текст не об этом. Я просто хочу вам рассказать: что надо делать, если вы внезапно окажетесь в непопулярной у туристов стране, и к чему именно вам подготовиться. Нет, совсем необязательно посреди войны, достаточно обычного бардака — как в Судане, Бангладеш и провинции Папуа в Индонезии (нет, там не везде Бали). Не надейтесь, в куче мест деньги не решают проблему. Ну… либо их нужно слишком много.

Первым делом — отель. Основной минус следующий — приличное размещение в таких государствах стоит чуть менее, чем до хрена, а дешёвое жильё — обшарпанное корыто. В Хартуме (столица Судана) мне любезно предложили отель за $250, я вежливо отказался. С трудом мне нашли дико уставший номер за $100 в сутки. Меблировка, как у Остапа Бендера, была строго выдержана — кровать и столик. Проблема нетуристических стран в отсутствии конкуренции. Местные жители неприхотливы и охотно живут в убогих заведениях, а избалованные иностранцы пущай платят бешеное бабло за подобие комфорта. О курсе рубля к доллару там не слышали, в их представлении, все белые — из США и Британии, и денег у них тьма. В Кабуле очень популярны ночлежки за сто афгани (примерно 1 доллар) с человека — в большой комнате с кучей народу, спишь на полу на одеяле, удобства во дворе. Гостиница «Серена», каковую регулярно взрывали и захватывали боевики, брала за сутки 200 баксов. В Бангладеш я жил в раздолбанном номере за 57 долларов, и это ещё со скидкой — ободранная ванна, рассохшаяся мебель. На завтрак — банан и лепёшка. В Зимбабве отель (древняя жертва колониализма) чёрт знает где от центра содрал $70 за ночь. Перед бронью обязательно списывайтесь и спрашивайте, есть ли в гостинице свой генератор, иначе рискуете остаться на 8-10 часов в день без электричества. В Судане это норма, в Бангладеш тоже, в Мьянме такое часто случается. На индонезийском острове Флорес и в провинции Папуа в отелях по $25 тупо не было воды. Вообще. Приносили в вёдрах — и справляйся как хочешь. Что ж, нам не привыкать.

Везде лучше брать местную сим-карту. В Судане и Бангладеш, а также в Венесуэле вай-фай в отелях просто никакой, у меня даже соцсети не грузились. Войти в электронную почту занимало минут пятнадцать. Выход один — взять карту тамошнего оператора. Тем более, тарифы в подобных странах просто смешные, мне симка нигде не стоила дороже 200-300 рублей за 7-10 гб Интернета. Иногда это нудно и занимает уйму времени, как в маленьких городах Индии, Каракасе и Хартуме, иногда почти моментально. Я раздаю мобильный Интернет на ноутбук и планшет, и этого достаточно для нормальной работы. Кроме того, есть опция вызова такси по приложению. В куче стран (и вполне спокойных) «Убер» не работает. Ясное дело, в Судане мне пришлось ставить на смартфон местную программу, она помогла. Но в Словении (которая вполне даже себе туристическая) я ожидал «Убера» — и напрасно, ибо там тоже локальное приложение, невероятно кривое и ужасное: такси искало 20 минут, и ещё 20 минут оно ехало. В Венесуэле такси легко ловится на улице (с водилой надо торговаться)… хотя советуют не экономить и вызывать машину от отеля (на ресепшене запишут номер автомобиля) — иначе могут привезти в криминальный район, забрать деньги, телефон и карточки, и выкинуть из машины. В Афганистане и Иране, завидев иностранца, водители радостно завышают цену до небес. Вы в итоге уедете за приемлемые деньги, просто понадобится остановить не одно такси.

С едой та же история, что и с гостиницами. Либо фешенебельные рестораны по $20 за одно блюдо, либо забегаловки для местных. Иногда в них кормят замечательно, иногда вообще никак. В нетуристических районах Египта (скажем, в Порт-Саиде) выбор таков — неизвестно откуда взявшийся тайский ресторан с запредельными ценами и киоски с фулем (паста из фасоли) плюс зверски пересушенные (и даже обугленные) шашлыки. В Иране долгое время поесть нормально было сложным вопросом, поскольку мясо персы готовили страдальчески плохо и не парились с качеством. Частенько в Тегеране я на целый день покупал себе курицу-гриль. В Бангладеш в самом скромном общепите для местных великолепное обслуживание, но готовят, как Бог на душу положит. Сожжённая до черноты курица с кровью внутри — норма. В ресторанах Дакки существенно подороже — с меню всё прекрасно, включая превосходного лобстера «термидор» и рыбу на гриле, но будет совсем небюджетно. Исключение — Венесуэла: в Каракасе (где туристов вообще ноль — одно из самых криминальных мест на Земле) кормят великолепно, и цены щадящие. С осьминогами и поросятами на вертеле полное ощущение, что попал в рай. В Зимбабве неожиданно великолепны стейки. Они лучше, чем в Москве и даже в Лондоне.

Удивительно, но самое приятное в нетуристических странах — это местное население. За редким исключением, люди очень дружелюбные, и всегда пытаются тебе помочь. Турист для них — это что-то необычное, вроде пришельца с Марса: его не следует обманывать и разводить на бабло, а нужно холить и лелеять. В Афганистане и Ираке случайные знакомые часто приглашали меня домой на обед, где я был самым почётным гостем. То же самое — в довоенной Сирии. В Судане люди, обедающие прямо на дороге, нередко предлагали разделить с ними скромную трапезу. В Зимбабве в обычном баре, куда я зашёл выпить воды, узнав, что я из России, все посетители подошли пожать мне руку. В Венесуэле народ на улицах беспокоился за меня и давал советы, как вести себя осторожнее: «бандидос» способны убить или ограбить (а иногда и то, и другое вместе). Визы в эти страны можно получать муторно, а можно в аэропорту. В Каракасе ставят бесплатный штамп, в Бангладеш берут $51 за въезд на 2 недели, и даже Ирак (!) ввёл визу для туристов из России по прилёту — правда, за безбожные $75. В Судан визу дают со скрипом — нужна бронь отеля, договорённость с местной турфирмой, и тогда посольство думает от месяца до двух. Пакистан выдаёт визу онлайн за две недели и 30 долларов.

Особо отмечу, что во многих таких странах деньги надо менять на чёрном рынке. В Кабуле уличные валютчики в принципе легальны. Полузаконные меняльные конторы действуют в Иране — официальный курс 42 250 риалов за 1 доллар, они купят у вас по 400 тысяч (!). Есть даже приложение иранского чёрного рынка в Гугл Плей — скачаешь и отслеживаешь курс. В Венесуэле все цены основаны на подпольном курсе, но поменять доллары на боливары квест ещё тот — зачастую нет наличности, и у банкоматов дикие очереди. В Ливане НИКОГДА не расплачивайтесь карточкой (если, конечно, она сейчас у вас есть) — снимут по официальному, а он аж в 4 раза ниже. В Эфиопии курс в обменниках 53 бырра за 1 доллар США, у валютчиков — 95. Это незаконно, но все всё понимают: в основном обменом занимаются магазины с алкоголем. Валютчики пасутся в шопинг-центрах в Хартуме, предлагая хороший курс. В Бангладеш в обменных пунктах допустимо торговаться — курс за 1 доллар 94 така, но при настойчивости поменяют и по 115.

Тут люди всё это прочитают в ужасе, и скажут — Господи, а зачем вообще туда ехать? Не знаю, как вам, но лично мне интересно посещать новые страны, даже если не находишь привычного комфорта. Там ты хорошо понимаешь — на деле, живём-то не так уж плохо.  

Георгий ЗОТОВ          

#alterlit #зотов #путешествия #туризм 

                                                                   

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 6541

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют