Как открылся 73-й Берлинский кинофестиваль

В Берлине открылся 73-й по счету Берлинский Международный кинофестиваль. В этому году он проходит с 16 по 26 февраля. В основном конкурсе 19 фильмов, все они претендуют на главную награду — «Золотого медведя». Это работы Филиппа Гарреля, Маргарет фон Тротты, Эмили Атеф, Кристиана Петцольда и других кинорежиссеров. Не менее интересна, чем основной конкурс, в этом году программа Encounters. Именно в ней представлена картина ученицы Александра Сокурова Малики Мусаевой «Птица», которую в прошлом году не взял в свою программу Каннский кинофестиваль — к большому возмущению мэтра.

Первые общие ощущения от Берлинале этого года. Фестиваль набрал полные легкие воздуха — в 2021 году он проходил только онлайн, в 2022-м — со строгими ковидными ограничениями. Самый популярный символ во время фестиваля — небольшой значок — медведь в желто-голубых цветах. На открытии был на груди практически у всех выступающих. И многие гости и участники носят такой. При этом никуда не делись слова на русском языке «Фестиваль представляет» и «Спасибо» — они транслируются на шести языках перед каждым фильмом и после.

Церемония открытия — это был политический митинг в чистом виде. Фестиваль многократно транслирует свою позицию: поддержка Украины, Ирана, и со сцены еще часто звучало про Афганистан. На открытии присутствовали, среди прочих, Министр культуры, Министр по семейным делам (!) и Министр сельского хозяйства (?). Очень интересно было наблюдать за выражением лиц сидящих в зале. Широкий спектр эмоций. От слез и улыбок до настороженности во взглядах. Кристен Стюарт — председатель жюри этого года, видимо, по жизни — с очень недовольным выражением лица. Практически не улыбается. О ней тут говорят, что она слишком молода, чтобы возглавить судейскую коллегию такого почтенного киносмотра. Но, как посмотреть. Это же хорошо, когда на будущее нового кино влияют не только старцы. Вообще, жюри на этот раз хорошо подобрано. Пожалуй, за все время работы на Берлинале — самое симпатичное для автора этих строк (имею в виде не только внешний вид). В команде Кристен Стюарт — режиссеры Раду Жуде (Румыния), Валеска Гризебах (Германия), Карла Симон (Испания), Джонни То (Гонконг) и актриса Голшифте Фарахани (Иран / Франция), которая стала настоящей звездой церемонии открытия — настолько искренний монолог о свободе произнесла. Он мог бы послужить основой для какого-нибудь спектакля или фильма.

Также в жюри — и хочется это подчеркнуть — кастинг-директор Фрэнсин Мэйслер (США). Это — к тому, что, наконец-то, стало престижно приглашать в большое жюри представителей и этой профессии.

О россиянах — их тут немало. Журналистов, в частности. Работа есть работа. Помимо фильма Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу» — единственного, представляющего официально российское кино на фестивале, тут есть еще картины с российским участием. Отдельно — работа Виталия Манского «Восточный фронт». Но она — понятное дело — на украинской стороне. Еще хочется подчеркнуть, что, как обычно, в Европу приехали несколько картин с американского Sundance. Выбор Берлинале очень достойный в этом плане.

Фильм-открытия Берлинале 2023 «She came to me» — новая режиссерская работа Ребекки Миллер. На русский язык название перевели «Иди ко мне, детка» — в прокате фильм с 20 апреля. Приобрела его компания «Парадиз».

Многие критики фильм уже успели застыдить. Однако, позволю себе быть с ними несогласной. Чтобы аргументировать — нужно рассказать, о чем это кино. Начинается (о ужас для тех, кто принимал закон про ЛГБТ) — с мужчины, который на светском приеме поет арию женским голосом. Противным. Лицо главного героя Стивена — его играет Питер Динклэйдж (и очень хорошо) — невообразимо морщится. Ему (о радость, для тех, кто принимал закон про ЛГБТ) невыносимо жить в таком мире. Потому что он — композитор и пишет оперы. Гости на приеме пытаются в перерывах между звуками, которые издает выступающий, выразить восхищение волшебной музыкой Стивена, а он торопится забиться в некое подобие оранжереи и притвориться там растением или горшком, чтобы только от него все отстали.

…Там его и находит вездесущая жена, по совместительству — психотерапевт по роду занятий, и няня своего мужа — по роду семейной деятельности. Патрицию играет Энн Хатауэй. Композитор перевезен ею домой без ущерба для слуха и мозга. Но вот беда… В стерильном доме и не менее выкристаллизованной из внешнего мира атмосфере заботы Патриции Стивену не пишется. Нет музы. Нет вдохновения. Ничего нет. В таком состоянии он отправляется гулять с собакой, и неизвестно, кто кого и куда заведет.

В то же время рядом — совсем другой мир — тепла и чувств. Сын Патриции и Стивена Джулиан (Эван Эллисон) влюблен в милую девушку Терезу (Харлоу Джейн). Ему — 18, ей — 16. Однако — налицо губительный для Патриции мезальянс. Для отца девушки такая партия — тоже нечто из ряда вон. Ведь родители парня, считай, классовые враги.

Сколько историй любви вы насчитали до этого места? Напоминаю: Патриция и Стивен — стерильная любовь няни и гения — это раз. Чувства Джулиана и Терезы — это два. Добавьте к этому еще столько же. Одна — история любви родителей девушки. Мама Магдалена убирает в богатых домах, папа Трэй — стенографист в прямом и переносном смысле. Их играют Иоанна Кулик и Брайан дАрси Джеймс. И вторая, как принято говорить у умных людей — фильмообразующая — это любовь художника и его музы, перерастающая в нечто большее. Как можно было уже догадаться, собака привела Стивена туда, куда нужно — в припортовом баре он познакомился с некоей Катриной, которая не может отличить профессию композитора от того, кто что-то там компостирует.

Марису Томей, сыгравшую Катрину, в принципе, многие любят за непосредственность, в том числе и автор этих строк. Но эта картина могла бы называться ее бенефисом. А их дуэт с Питером Динклэйджем — в равной степени забавный и кринжовый. Запомнится в любом случае. Однако, хитрюга Энн Хатауэй вместе с режиссером Ребеккой Миллер все же умудряется перетянуть одеяло на себя, причем в одной-единственной сцене, во время которой устраивает душевный и физический стриптиз. Сцену эту можно пересматривать вечно. Но кому же не захочется узнать финал истории любви молодых людей, которых на фестивале априори сравнивают с Ромео и Джульеттой. Скажу так. Этот финал — музыка, которая не заставляет морщиться взыскательного и ранимого композитора несравнимых ни с чем опер. Такая, что ради нее стоило бы перевести на русский название фильма, как «Когда она приходит», если бы в России не было картины с точно таким же названием. Кто приходит? Муза? Любовь? Музыка? Жизнь? Ответ от режиссера Ребекки Миллер — все сразу.

#обзор_кино #что_смотреть #берлинале #питер_динклэйдж #энн_хатауэй

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 306

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют