Эхо Берлинале 2023. Фильм Blackberry — приключения Шурика 21 века?

На 73 Берлинале в программе основного конкурса показали фильм Blackberry — новую работу Мэтта Джонсона. 

В наше время технологии так быстро меняются, что снимать о них кино — дело неблагодарное. Устаревает прямо на глазах. Более того, как правило — это истории из серии: придумали и их опередили/ ими воспользовались. Однако, можно все же снять так, чтобы фильмы остались в памяти. Такая, например, «Социальная сеть» Дэвида Финчера или «Она» Спайка Джонса. Таким будет и Blackberry Мэтта Джонсона, — фильм, который мог бы вполне соответствовать слогану «Смартфона уже нет, но дело его живет». 

Если рисовать график эмоций, которые испытывает зритель при просмотре этой картины, то на нем будет два пика. Первый — зритель хохочет, как сумасшедший, второй — зритель расстраивается, как покинутый человек. Первый пик, по сути — история революции. В ней — о создании молодыми людьми инновационного прибора, который в одном лице и телефон, и компьютер, и факс, и сканер... В общем — смартфона. Они ходят, собирают команду, питчат проект. Все это сделано с отменным чувством юмора. Даже само название — Blackberry — возникает случайно, оттого, что автор идеи обляпался ежевичным соусом, а нужно было быстро решать, как называется новинка. 

В фильме три основных героя. Гений, его друг, который может подтолкнуть и, как бы сейчас сказали, «прочекать» ситуацию, и тот, кто умеет гения с его идеей продать. Джей Барушель играет Гения — Майка Лазаридиса, реально существующего канадского бизнесмена. И да-да, это в чистом виде Шурик — добрый знакомый по советскому кино. Светлые волосы, прическа, очки, манера поведения. Такое впечатление, что актер изучал все работы Александра Демьяненко. 

Вот смотрите — у нас есть сериал «Гости из прошлого». Он реально в чем-то напоминает фильм «Иван Васильевич меняет профессию», только эдакая современная переработанная версия. А фильм «Грозный папа»? И он напоминает то же кино. А вот какова в кино современная «реинкарнация» Шурика? Может быть и прекрасно, что ее не произошло. Но, как обычно, пока в России думали, другие — воспользовались. 

Конечно же — «Шурик» — специалист по IT технологиям. И это не обязательно 2023-й, но и те года, когда технологии развивались. В общем вы мысль уже уловили, образ — тоже. Переходим к Дагу — друг гения, который его вдохновляет и направляет. В это роли — сам режиссер Мэтт Джонсон. И сыграл он так, что, по мнению многих, в том числе и автора этих строк, был одним из серьезных претендентов на главный актерский приз Берлинале. Даг, он же Мэтт Джонсон, в образе айтишника-хиппи — мозг и сердце всего этого фильма. Если бы все режиссеры, которые снимаются в своих картинах были такими же... 

В фильме есть еще третий — нелишний — человек, который умеет продать идею. О, его ценность не менее велика, потому что он — также гений, но в другой области. Гленн Хауэртон — в роли продвиженца. И актера — не узнать. Шевелюра скрыта за полулысиной, облик — высокооплачиваемой акулы бизнеса. Каждому, кто работает в офисе, этот образ придется по душе. 

На постере фильма, к сожалению, Мэтта Джонсона нет. А вот Гленн Хауэртон и Джей Барушель присутствуют. И смотрят они в разные стороны. Как, в большинстве случаев — и их герои. Подходим ко второму всплеску на графике картины. Почему те, кем восхищался и кому подчинялся весь рынок, в итоге проиграли гонку? Если бы авторы даже просто пересказывали бизнес-историю создания смартфона, который потом был выброшен на свалку истории — это тоже было бы интересно. Но они пошли дальше, сделав акцент на том, как гениальная идея меняет судьбы многих людей, а затем на плаву остаются те, кто лучше всего этой идеей воспользовался. 

Джонсон в обязательном порядке проводит параллель со Стивом Джобсом — тот даже появляется в фильме — его знаменитая презентация Айфона, перевернувшая мир. Но в истории Джобса — напомню — был и Стив Возняк, и те, кто самого Джобса в какой-то момент отстранили от управления компанией... Люди есть люди. Также и в случае с Blackberry. Пока были командный дух, свобода, счастье и уверенность в том, что можно изменить мир — все получалось. Как только бизнес взял верх над дружбой и вдохновением — все изменилось. К тому же, нашлись и нарушения закона — тоже закономерный факт. Пока одни в эйфории создают что-то новое на века, другие ищут в этом сиюминутную выгоду лично для себя. Зрителям начинает казаться, что обманули именно их. И даже тот, у кого никогда не было смартфона Blackberry, чувствует себя так, словно его потерял. 

...Фильмы, как и жизнь, создаются для того, чтобы из них извлекали уроки. А еще эффект фильма Blackberry состоит и в том, что после него пересматривается вся история отношений с собственными гаджетами. Примерно, как с живыми людьми. Вспоминаешь свой первый мобильный, первый пейджер, первый ксерокс и сканер, первый компьютер и первый IPhone (Sаmsung, далее по — списку). А потом смотришь на те гаджеты, которые сейчас имеешь, и на ту какую роль, которую они играют во всей твоей жизни, и думаешь: как же я в этой точке оказался. И скольких людей, и какие идеи и возможности на этом пути потерял.
...Ну ладно — и приобрел тоже.

Кстати

Литературной основой сценария стала книга Джеки Мак-Ниш, рассказывающая о взлёте и падении канадской компании Blackberry. В центре сюжета — взаимоотношения основателей компании Майкла Лазаридиса и Джима Балсилли.

#новые_критики #что_смотреть #обзор_фильма #blackberry

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 224

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют