Расслабьтесь, американцы и сами перестают смотреть свой Оскар

Владелица прачечной из китайского квартала во время составления налогового отчета вдруг обнаруживает у себя способность путешествовать по параллельным мирам. В это время ее муж пытается оформить развод, из Китая приезжает вредный отец, а дочь-лесбиянка зовет домой подружку. У всех них оказываются двойники в иных мирах, а затюканная жена должна открыть в себе сверхспособности, чтобы спасти столь лихо закрученную мультивселенную. 

Это, друзья, не содержание одноразового романа, какие покупают для чтения в электричках Москва — Электросталь. Это сюжет нынешнего оскаровского триумфатора. Там чего только нет: черные дыры, еноты, которые управляют людьми, люди, у которых сосиски вместо пальцев... Зачем было весь этот бедлам спасать, не очень понятно и, если честно, узнавать лень. Потому что это очередное развлекалово, которое почему-то подают нам под видом хорошего кино. Хотя, если говорить откровенно, в том, что ты смотришь подобные фильмы, признаваться в приличном обществе не стоит. «Мы ходили в кино, там хозяйка прачечной знакомилась со своими альтернативными "я" и осознала, что ей выпала миссия спасти от великого зла тысячи миров. Прямо из прачечной». Несерьезно. Я такое не смотрю. 

Сейчас навскидку попыталась вспомнить хорошие и действительно выдающиеся фильмы последних лет, которые получали главную статуэтку Оскара. Вспомнились только «Паразиты» Пон Чжун Хе. Редкий для последних лет случай, когда благодаря голосованию Американской киноакадемии сотни миллионов людей узнали чуть больше о действительно настоящем кинематографе, посмотрели настоящий фильм большого режиссера и, вероятно, сами стали чуть-чуть больше и чуть-чуть лучше. Остальные все призовые картины последних лет это либо какая-нибудь чепуха, вроде истории множественной вселенной в прачечной («Форма воды»), либо модные не фильмы, а дискурсы на актуальные темы: то там гей-подростки в наркопритоне («Лунный свет»), то глухие (CODA), то жертвы дискриминации чернокожих («Зеленая книга»), то режиссер женщина, нельзя не дать, хотя как раз фильм «Земля кочевников» был не так и плох — не для попкорна. Остальное — так себе кино. На очень широкого любителя. 

А ведь помимо лауреатов премия почти каждый год выносит в мир какую-нибудь ерунду, которая не получила главный приз, но была разрекламирована: мюзиклы, боевики, фэнтези-драмы... Подобные фильмы никогда не были хорошим, большим, настоящим кино. Но раньше люди у нас этого как будто не замечали, теперь же, не поверите, поняли. Вы знали, что трансляции Оскара у нас пропали не в прошлом году? Еще в 2020-м Первый канал отказался выкупать права на показ награждения, так как стало нерентабельно: наши люди смотрели на итоги состязания киноакул все меньше и меньше. Не знаю, может, ждали Каннского кинофестиваля. А, может, просто ложились спать.

Но самое удивительное, что и американцы тоже решили в это время спать. 2021 год — церемонию посмотрело меньше 10 млн жителей США. Тогда как в 2020 году таких было 23,6 млн человек. Знаете, что было в том году? Победили «Паразиты», в номинации в основном попали фильмы фестивального кино. Достаточно сказать, что тогда же за главный приз состязался «Джокер». Помимо них, Тарантино и Скорсезе, среди номинантов на лучший фильм были «Брачная история», «Кролик Джоджо» и «1917». Невероятно, но американцы смотрели, им было интересно. А вот на следующий год жюри набило номинации «правильным» кино с социально-политической нагрузкой — и народ отвернулся. В 2022 году аудитория приросла до 15,4 млн человек, а в этом году — до 18,7 млн. До показателей пиковых лет далеко. А ведь в США 301 млн человек легального населения! Рейтинг церемонии — 7%! 

Возможно, американцам самим надоело, что из их главной кинопремии делают то аттракцион развлечений для ширнармасс, то трибуну для проведения в жизнь линии правящей партии. Да и просто люди устали: геи, глухие, слепые, инвалиды не занимают в обществе столько места, сколько им отводят в кино. Даже чернокожие не занимают, их в США 12% — несоизмеримо меньше, чем на экранах. 

Церемонии вручения Оскара даже в Америке давно интересны обывателю лишь тем, кто и в каких нарядах пришел на ковровую дорожку. Ну и если кто-нибудь подерется на вечеринке, споткнется на сцене или сделает громкое экзальтированное заявление, вроде призыва отказаться от использования бензина. Мы, в общем-то, смотрели все это дело в последние годы по той же причине: посмотреть на парад чуча в перьях, потому что восхищение перед американской кинопромышленностью уже прошло, мы поняли, что это конвейерное производство. А премия Оскар — механизм отбора лучших операторов конвейера. 

И почему мы когда-то вообще решили, что Оскар был создан для выявления хорошего кино? Нет же! Изначально он задумывался как способ отметить достижения киноиндустрии. Строго говоря, его планировали давать за технические новшества, оригинальное решение задач. Один новую ручку для верчения камеры придумал, другой соорудил тележку для софитов и стал перевозить по сцене свет — принимайте награды. Предполагалось, что статуэтки будут давать за прорыв в анимации, новые способы комбинированных съемок или оригинальный допрокатный маркетинг. Это была и есть, вообще-то, премия для киноиндустрии, а не для киноманов. Наверное, мы сами виноваты, раз в какой-то момент стали так свирепо обожествлять Голливуд, что всерьез начали называть Оскар главной кинопремией. Тогда как это главная премия производителей массового кино. Именно так: массового! Ее дают тем, кто придумает, как еще заставит людей потратить в кинотеатре деньги и сидеть там два часа с открытым от удивления ртом, в который можно в это время закидывать попкорн. Причем тут кинематограф? Для него есть свои премии: Золотая пальмовая ветвь, берлинский «Медведь», золотой лев Венецианского кинофестиваля. Вот там кино. И в Штатах есть призы за кино. А есть — за жвачку для разжиженных умов. Оскар именно такой. Награды за самые продающиеся фильмы. Будем к американцам справедливы: искусства они изначально в этом деле и не обещали. Только мастерство и только деньги. У киноакадемии были попытки просвещать публику и показывать ей авторское кино, они даже не проваливались, но пресекались самими организаторами. Потому что не для воспитания вкусов Оскар придумали: он должен двигать рынок, развивать его до таких размеров, чтобы в кино стало интересно ходить даже йододефицитным кретинам. Ну разъяснять им все эти модные темы про травмы воспрянувших меньшинств тоже ведь кто-то должен.

#новые_критики #оскар #премия_оскар #киноговно #киноиндустрия

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1749

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют