vasyukhin Влад Васюхин 23.03.23 в 11:14

Бульварный театр

Помню, в одном московском театре перед каждым спектаклем — от комедии до трагедии — крутили одну и ту же аудиозапись, где бархатный баритон ведущего артиста настоятельно просил отключить мобильные телефоны и желал публике приятного отдыха. 

Спустя какое-то время пожелание убрали: явно кто-то объяснил дирекции, что отдыхают в сауне с «ночными бабочками», а театр... Театр — это храм, это кафедра, это духовность и скрепы, это, как написал в своей знаменитой статье Виссарион Белинский, пламенный эфир любви. Тут уж не отдыха. Тут душа обязана трудиться. 

Но, конечно, есть немало спектаклей, есть даже целые театры, куда зрители валом валят не страдать, не нагружать себя переживаниями, не расчесывать язвы, не разгадывать режиссерские ребусы, не испытывать пресловутый катарсис, а провести время весело, легко и беззаботно. Как они сами говорят, «отключить мозги». Или вот как в песне поётся: «Мне, к примеру, “Ричард III” / Ну ничуть не интересен, / Больше всех люблю на свете / Водевиль, где много песен».

Понятие «бульварный театр» пришло из Франции, а еще точнее, из Парижа: на его бульварах с середины XVIII века располагались театры, которые открывали владельцы ярмарочных балаганов. То есть, уличные труппы обрели стены и крышу, стали стационарными, невзыскательное площадное искусство облагородилось. Понятно, что репертуар претерпел изменения, но все равно большей частью он был рассчитан на довольно невзыскательную и не шибко образованную публику. Наибольшим спросом пользовались душещипательные, примитивные и глуповатые истории про коварство и любовь, про злодеев всех мастей и их жертв, комедии положений и водевили с песнями и канканом, почти всегда завершавшиеся хеппи-эндом. Не зря же один из самых популярных бульварных театров носил имя «Забавное варьете». 

Однако прерву исторический экскурс. Давайте-ка перенесемся в Москву наших дней. Работают ли здесь бульварные театры? Один есть точно! Это стало чуть ли не вторым — неофициальным — его именем. Даже сами сотрудники Театра имени Пушкина, расположенного на Тверском бульваре, самоиронично называют его «бульварным» (чего не скажешь о расположенном напротив МХАТе им. Горького, но это другая история). 

Еще в 2011 году «Ъ» писал: «Честным быть выгодно. Это подтверждает пример Евгения Писарева: возглавив Театр имени Пушкина, режиссер не стал, подобно иным, вещать, что намерен хранить какие-нибудь “славные традиции”, или модничать, уверяя, что отдаст себя пропаганде радикального современного искусства. Сразу признался — раз уж так случилось, что Театр имени Пушкина стоит на бульваре, сам бог велел делать здесь “бульварный театр”, то есть общедоступный, демократический, ничего от зрителя не требующий и предлагающий ему развлечение. Но — важное уточнение, если взять во внимание реальность нашего театрального ландшафта, — развлечение качественное, честно сделанное, перед залом не заискивающее и даже, если получится, дающее повод о чем-нибудь ненадолго задуматься».

Сцены из спектакля Театра им. Пушкина «Семейка Краузе»

Впрочем, сам Евгений Писарев довольно быстро, буквально через год, заявил в интервью, что хочет порушить миф, что он делает бульварный театр, некое подобие «русского Бродвея»: «Наш Бродвей — это жалкие потуги и потемкинские деревни, потому что наши красивые декорации в ярких лампочках сзади подпирают монтировщики. То, что происходит на Бродвее, может происходить только там, где есть индустрия». 

За десять лет, минувшие с того интервью, столичная театральная индустрия продвинулась далеко вперед, на разных площадках появилось много высокотехнологичных, дорогих-богатых, но не факт, что талантливых, духоподъёмных, неожиданных зрелищ. А вот на звание «бульварного» неожиданно стал претендовать театр, от которого этого не ждали и вся история которого подобного не предполагала. Я говорю о «Современнике». По иронии судьбы вот уже много лет он тоже расположен на бульваре — Чистопрудном. 

В этом сезоне «Современник» работает без худрука (после смерти Галины Волчек труппой недолго руководил Виктор Рыжаков, но летом прошлого года его сняли). Сейчас есть коллективный творческий лидер — художественный совет. Но по сути «Современник» — директорский театр. 

И вот — первая премьера сезона на основной сцене. «Ракитовая аллея», малоизвестная пьеса англичанина Джона Пристли, написанная в 1934 году, переименована в «Идеальный расчет». Вероятно, таким образом инициаторы постановки пытались успокоить самих себя. 

Увы, расчет оказался далеко не идеальным. Почему 57-летний режиссер Дмитрий Креминский, известный в узких кругах своими радиоспектаклями, записью аудиокниг и немного ставивший на провинциальной сцене, выбрал эту незамысловатую историю? Загадка. Аргумент, что пьеса «незаезженная», выглядит неубедительно. Значит, там и не на чем «ездить». 

Главный герой — Джордж Редферн, подкаблучник и небогатый владелец бумажно-канцелярского бизнеса, чтобы отвадить от дома надоевших родственников жены и расстроить возможную свадьбу дочери, вдруг объявляет себя крупным мафиозо, который занимается подделкой банкнот. В конце концов, выяснится, что он реально мафиозо и вместе с женой и дочерью сбежит от правосудия в круиз...

Сцена из спектакля театра «Современник» «Идеальный расчет»

Сказать, что пьеса смешная, остроумная или интрига в ней лихо закручена, нельзя, что режиссер придумал какое-то интересное решение — тоже. Так ставят антрепризные спектакли для «чеса» по городам и весям. И к тому же, в этом зрелище нет «звезд», ни одного из «первачей» «Современника». Иначе зачем на роль Джорджа позвали «варяга» — артиста Александра Самойленко, известного по ситкому «Папины дочки». Артисты, многие которых годами не играли больших ролей, конечно, стараются, но выше головы не прыгнешь... 

Читаю театральный чат в Телеграме: «“Идеальный расчет” в “Современнике” — запредельная провинциальная лажа. На его фоне последние “ленкомовские” опусы — просто творческая удача. В общем, минус еще один театр». 

Печально.

#новые_критики #театр #театральный_обзор #театр_пушкина #театр_современник #идеальный_расчет #бульварный_театр

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 351

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют