Удалось ли авторам фильма «Тетрис» экранизировать игру?

Долгожданный фильм «Тетрис» режиссера Джона Бейрда появился на Apple TV+. У авторов этой картины было намерение экранизировать одну из самых «древнейших» и популярных компьютерных игр в истории человечества. Удалось ли им это? Давайте посмотрим. 

Канва картины — та самая игра, которая «адаптирована» под фильм или он под нее. На экране — персонаж (игрок) номер один, потом — через некоторое время — игрок номер два и так далее. Все они — в борьбе, как и положено, и решают различного рода головоломки, подброшенные реальностью 1980-х годов. Картинка самой игры перетекает в визуальный киноряд с реальными героями. Персонаж номер один — в исполнении Тэрона Эджертона — дизайнер видеоигр Хэнк Роджерс — знакомится на выставке с игрой по имени «Тетрис» и понимает, что она увлечет любого. Он из породы фанатов, романтиков и профессионалов, поэтому направляется к другим «игрокам» — тем, у которых есть деньги. За идею распространить «Тетрис» повсюду Хэнку придется даже заложить собственное жилье. Пока Хэнк находится в процессе поиска и покупки прав на «Тетрис», мы знакомимся с другими игроками. Это — глава корпорации с названием, похожим на «Майкрософт» — Роберт Максвелл, его сын — Кевин, президент компании «Нинтендо» (она в фильме «действует» под своим именем) создающей игровые приставки — Хироси Ямаути и агент Роберт Стайн — добывающий юридические права для заинтересованных в них компаниях. Поскольку зритель находится не то в фильме, не то в игре — все персонажи сделаны весьма карикатурно и даже примитивно — игра-то «древняя». Так, Тэрон Эджертон щеголяет в сапогах-казаках, которые делают его походку слегка нелепой. А видели бы вы, какие у него усики! Роберт Максвелл — так велик, что еле помещается в кадр — шарж на всех «жирных» американских магнатов, к тому же нечистых на руку (напомним, что сериал основан на реальных событиях — у Максвелла в те времена были «делишки», за которые пришлось отвечать перед законом). Сын Максвелла — Кевин -страшно бесится, когда его называют по имени. Его всем следует величать «Мистер Максвелл». И так далее. Однако, российский зритель чувствует всю утрированную карикатурность фильма особенно остро, когда несколько главных героев приезжают в Москву — столицу Советского Союза — разбираться с различными видами прав на стремительно набирающую популярность игру. Программист Алексей Пажитнов, придумавший «Тетрис» в исполнении Никиты Ефремова обязательно будет в шапке-ушанке, переводчица-Саша — ее играет Софья Лебедева — настолько запугана системой, что станет уговаривать Хэнка Роджерса немедленно покинуть страну. Из актера Игоря Грабузова получился такой антагонист — советский политик и глава КГБ «в одном флаконе», что хоть сейчас его приглашай на роль злодея в очередной фильм «бондианы». А Олег Штефанко сыграл Николая Беликова — главу советской энергетической корпорации, как честного патриота — все на благо страны. Мэттью Марш убедительно изобразил Михаила Горбачева — как убежденного сторонника распада СССР. Даже странно, что и на эту роль не взяли артиста из России.

... В последнее время — что естественно — популярны фильмы «по мотивам» игр — компьютерных и не только, или посвященные новым технологиям. Сам Тэрон Эджертон в нескольких интервью сравнивает «Тетрис» с «Социальной сетью» или с «Лего — фильмом». Но позволим себе еще и сравнение с новейшей картиной «Блэкберри» — о создании знаменитого смартфона, ныне почившего в лету. Все эти киноистории технологических прорывов в целом исполнении и познавательны, и увлекательны. Но «Тетрис» отличается от всех названных фильмов двумя вещами. Первая — он серьезно-несерьезен — и это — намерение создателей. Второе — русско-советская составляющая добавляет фильму «дополнительных очков». Конкуренция трех человек за правами в период распада СССР превращается в увлекательный компьютерный квест. Тут и погони, и шпионаж, и шантаж — у двух главных героев Алексея Пажитного и Хэнка Роджерса в «игре» задействованы семьи — жены и дети, и детектив и так далее. 

Есть еще два фильма, с которыми хочется сравнить новый «Тетрис» — никак не посвященные теме технологий. Первый — советский «Невероятные приключения итальянцев в России» — некий дух авантюризма и конкуренции присутствует и тут, и там. И фильм, который в российском прокате вышел под названием «Игры шпионов» 2020 года — с Бенедиктом Камбербэтчем и Мерабом Нинидзе в главных ролях. В нем также утрированно показана советская система жизни, методы работы КГБ, дружба русского и британца (в «Тетрисе» — русского и голландца, который живет в Америке). Но это лишь некоторые «референсы» по настроению — для понимания, как Россия может выглядеть в кино — что штампы, что — правды, а что — страхи. 

И, конечно же, нельзя не не подчеркнуть и без того яркую работу именно российских артистов — особенно молодых. Что до Никиты Ефремова — какая мощная карьерная артистическая линия просматривается в его фильмограиии -«Нулевой пациент» — «Здоровый человек» — «Тетрис» (про «Оффлайн» уже не будем говорить, хотя он невероятно перекликается с «Тетрисом»: Ефремов и в сериале, и в фильме играет компьютерного гения). И это — только за последние два года. А Софья Лебедева? Ее проекты — «1703», «Викинги. Вальхалла», «Хронос», «Тетрис». Хочется пожелать этим артистам поддерживать высокий уровень и международную востребованность в профессии. 

Однако, вернемся к главному вопросу — удалась ли экранизация игры? В фильме все время присутствуют элементы разных игр — и компьютерных, и человеческих. Он не без недостатков — порой примитивный, слишком карикатурный, слегка наигранный, но элементы в нем каким-то образом «совпадают друг с другом» и складываются в одну линию, что позволяет и создателям, и зрителям перейти на новый уровень. А разве не это задумывали и те, кто придумал игру, и те, кто снял по ней фильм?

#новые_критики #тетрис #игра #никита_ефремов #софья_лебедева #что_смотреть #обзор_фильма

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 326

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют