Кровожадный пубертат Соны Абгарян

(Сона Абгарян. Ева. М.АСТ, 2023)

 

Эту книгу я заметил в одном из крупнейших московских магазинов, на полке «Бестселлеры недели». И что привлекло моё внимание? Возможно, что красно-жёлтая, вырви-глаз, обложка. Не исключено, что информация о том, что автор вместе с книгой являются лауреатом премии «Рукопись года». А критик – такое существо, что мясом не корми, дай творчество лауреата какого-нибудь попрепарировать.

Ну, и, наконец, третий, самый, пожалуй, весомый фактор привлечения внимания. Это фамилия автора. Да, мы знаем Наринэ Абгарян. Это такая тётенька, лауреат «Ясной Поляны», номинант «Большой книги», автор бестселлеров «Манюня» и «С неба упали три яблока» (животноведы, молчать!). По «Манюне» режиссер Сарик Андреасян снял два сезона сериала, или уже три. Наринэ Абгарян – действительно популярна. Аудитория её – ностальгирующие по СССР и 90-м бальзаковские дамы, которые и сами по себе являются примерно 90% читательской аудитории, покупающей бумажные книги. Для них-то появление второй Абгарян – это серьёзный раздражитель (в хорошем смысле), провоцирующий выделение читательской слюнки.

Не исключено, думал я, что достопочтенная Наринэ воспитала себе продолжательницу династии. Как Стивен Кинг, вложивший перья в руки сразу двум сыновьям. Как Дюма-отец! А, может, Сона - это просто однофамилица. Есть же у нас двухерофеевщина, двухпелевинщина, двух-(или более)ивановщина. А на Прозе.Ру так и вообще целый табун Сорокиных пасётся, из них штук шестнадцать – даже и Владимиры. Почему бы и двухабгарянщине не случиться?

Я специально не гуглил этот вопрос, надеясь сам додуматься до ответа, кем автор «Евы» приходится создательнице «Манюни»? Скажу сразу – не отгадал. И вам, давайте, ближе к концу эту тайну раскрою. Пускай будет интрига. Я очень удивился правильному ответу. Но сначала давайте посмотрим,

 

ЧТО ЖЕ ВНУТРИ?

Задумаемся над тем, чего ждёт тётенька, купившая эту книжку? Отталкиваясь от названия, очевидно, что это – женская такая история с библейскими мотивами, с любовью и грехопадением. А судя по обложке с избитым лицом героини – книга ещё и о тяжёлой женской доле. Издательская аннотация намекает, что это – городское фэнтези. Но почему бы не разыграться древней как мир библейской истории и в большом городе?

И, дорогие друзья, ничего подобного! Вот всё, что выше перечислено – ничего не сбылось, ничего не угадалось. Всё в молоко!

Начинается история с того, что некая девушка Ева, потеряв память, приходит в себя в очень большом раздрае. Её кто-то отмутузил. Левый глаз не раскрывается, волосы повыдерганы, ноги не шевелятся. Страдает. А, знаете, у начинающих писателей есть любимый зачин – как герой просыпается с лютого бодуна, лапы ломит, хвост отваливается, во рту… Ну, да ладно. Первые несколько страниц я честно думал, что героиня – натурально, с бодуна. Уже мысленно говорил а-я-яй премии «Рукопись года».

Дальше эти подозрения только усугублялись потому что героине мерещилось, что её преследует человек в форме зонта! А это уже, друзья, белая горячка! Что ж, городское фэнтези про женский алкоголизм, подумал я, это свежо, ново, смело. Но нет. Это и не про женский алкоголизм. Потому что в доме, где просыпается героиня находится ещё и Бабушка (с большой буквы) – странная старушка, которая готовит отвары из невидимых трав и имеет обыкновение подливать их в питьё против воли пьющего. Екатерина Медичи такая. Екатерина Медичян, я бы сказал, учитывая перевод с армянского. И она тоже что-то знает о Человеке-зонте.

А потом этот гуманоид появляется и воочию. Вот как это происходит:

«В дверях появляется большой черный зонт. Раскрывается, наклоняется к Еве и начинает крутиться – медленно, равномерно.

(…)Девушка успевает уклониться и крепко зажмурить глаз. Зонт останавливается прямо напротив Евиного глаза, и в ту же секунду и глаз Евы, и зонт одновременно открываются. Ресницы Евы касаются металлического навершия зонта. Ее искромсанные волосы поднимаются от ветра и остаются висеть в воздухе».

У читающего, в общем-то, волосы тоже остаются висеть в воздухе. Потому что дыбом. Но дальше лучше:

«Зонт снова раскрывается и клонирует сам себя. Кровать Евы симметрично окружают шесть одинаковых зонтов. Руки девушки безвольно свисают с обеих сторон кровати, она смотрит на фигурки козлят, последним усилием пытаясь ухватиться за реальность».

Про козлят – там отдельная история, про неё отдельно потом расскажу. Но вот шестикратно самоклонирующийся человек-зонт! Каково! Я ожидал дальнейших явлений человека-веника, человека-ёршика, человека-холодильника. Но снова не угадал.

Но примерно странице на девятой мне стало очевидно, что читаю я, пожалуй, что бред. А по скудному словарному запасу и синонимобоязни («глаз-глаз», «зонт-зонт») я сделал вывод, что автору – лет 14-15. Это, думал я, наверное, внучка блистательной Наринэ!

А дальше мы вдруг переключаемся с Евы на другую девочку, по имени Зузан, которая с какого-то перепугу проснулась вообще с одной ногой, но во сне кто-то ей приделал железный протез, и теперь она на нём скачет. У этой девочки тоже есть Бабушка, которая, вообще-то, хочет выдать одноногую внучку всё-таки замуж. Но Зузан против, ей надо делать революцию. Какой тут замуж? Что? What a fuck, простите мой французский. Возникает вопрос

 

КАКАЯ ЕЩЁ, НА ФИГ, РЕВОЛЮЦИЯ?

Очень простая. В Ереване неопределённого будущего властвует жестокая клика толстяка Гарбера. А ей противостоит группировка Парикмахеров. И вот Ева, которая проснулась, как мы ошибочно полагали, с бодуна, на самом деле пробудилась после попытки свержения правящего режима. Но кровавая тирания потеряла следы бунтовщицы Евы, закоперщицы путча, и та приползла отлёживаться к Бабушке. Восстанавливать, значит, силы невидимыми травами. Да.

Но что же предлагает антинародный режим? Как он угнетает народ? Вводит ли налоги на воздух, как в сказке «Чипполино»? На страницах 285-286 мы знакомимся с некоторыми тезисами:

«В этом городе не будет проституток. Их нужно либо убить, либо выслать. Как и попрошаек, тунеядцев, наркош и других безнравственных элементов – всех их ждет та же судьба. Город принадлежит сильным и здоровым».

В принципе, нормальная (хотя не без перегибов) программа крепкого государственника.

А вот, что предлагает бунтарка Ева. Она там буквально двумя страницами позже тоже «апрельские тезисы выдвигает. Но не с броневичка, а за столом у бабушки, под мускат. Внемлите:

«Наш город – болото, в котором мы живем уже много лет. Это эпоха медленного умирания, которой нужно положить конец. Свобода – ежедневная борьба. Трудно жить свободными, потому что все течет, все меняется буквально каждую минуту. Нужно уничтожить цепенящее болото, в котором увязли обездвиженные и полные страха люди и в котором каждое движение может затянуть тебя на дно. Под сенью разговоров о нравственности, религии и патриотизме скрываются убийства, эксплуатация и жестокость – это против кодекса человечности. Наш город – стерильная мясорубка, труп, который украшают сладким кремом и подают как нечто единственно возможное».

И вот что это вообще было? Что она предлагает? Кто-нибудь что-нибудь вообще может из этого потока букв понять? В общем, что-то из серии «за всё хорошее» перед нами. Однако восторженные слушатели предлагают ни больше, ни меньше, а:

«- Ты должна повторить эти слова перед армией, - говорит Марат, демонстрируя свою красивую улыбку».

Ну, а любовь-то, любовь? Возникнет ли она? Вот что не терпится узнать милой женщине, купившей книгу, польстившись на знакомую фамилию автора.

Нет, тётенька, не возникнет. По степени асексуальности роман «Ева» можно сравнить – ну, наверное, с романом «Мать» Максима Горького. И Ева, как тот Павел Власов, любит только революцию.

Вообще, аналогия с романом «Мать», пожалуй, не случайна. Представьте себе Алексея Максимовича, пропитавшегося идеями радикального, на грани людоедства, феминизма и выпившего поверх них мухоморного отвара.

Ах, да. Я обещал вам в начале рассказать про козлят. Внемлите:

«Сын Доктора, Дог, и его телохранители с гиенами разрушили мой дом, сожгли сад, деревья – господи, деревья-то за что! – и отняли у меня последнее, что было мне дорого. Моих козлят. Они растерзали, разорвали на кусочки всех моих козлят».

Вот как после этого спокойно жить на свете? Про козлят, если что, рассказывает Бабушка. Но давайте посмотрим,

 

КТО ПОДДЕРЖИВАЕТ РЕВОЛЮЦИЮ?

Это, прежде всего, одноногая Зузан. Это Человек-зонт. Это и невнятный великан по имени Лом. Это, как минимум, две Бабушки. Это проститутки-«шшатинки». Это загадочный силовик в отставке по имени Подполковник, сражающийся серпом и молотом (sic!). Это и ереванская золотая молодёжь. Это и загадочные сущности с невидимыми головами. На некоторых положительных героях стоит остановиться подробнее.

Вот, например, юный Дэв – мальчик-оборотень, превращающийся в дракона.

«Его кормили человечиной, когда он был младенцем. Шшатинки похищали свежие трупы из морга и кормили Дэва, иначе он бы не выжил».

На стороне добра играют несколько трансгендеров. Первый – это проститутка-«шшатинка»:

«Да без проблем, дорогуша, мы и не такое видали, - отвечает девица в белом парике, самая долговязая и размалеванная.

(…) Она довольно сильная, прямо как мужчина.

«А может, мужик и есть», - думает Марат».

Есть трансгендер и более странный (не сочтите за «масляное масло»). Зовут его Пастух Арутюн. Это великий мастер единоборств, в возрасте, иногда любящий прикидываться бабкой:

«- Ева, эта женщина – тоже Пастух Арутюн. Он умеет преображаться. Пастух Арутюн – и мужчина, и женщина».

Один из самых чудовищных «добрых» персонажей – девочка Мари с розовой электропилой.

«Мари думает о новой одежде, которая обязательно должна гармонировать с пилой. Новый цвет волос, новые туфли, новая сумка и все, что нужно для ее новой пилы. Мари представляет себя в обнимку с пилой и воображает, как оставляет на оружии следы помады».

Мари беспощадна, она безусловно осознаёт за собой силу добра. Вот, например, она (вместе с Евой) врывается к «плохому» старику-прорицателю, разбивает ему голову стеклянным шаром:

«Мари возвращается, снимает связку ключей с пояса старика, фотографирует его размозженную голову на телефон и улыбается. Потом посылает снимок Дэву: «Это сделала я».

Это абсолютно та же кристальная незамутнённость, которая заставляла «крутых» девочек фотографироваться на фоне обгорелых тел на пожаре Дома профсоюзов. Скажете нет?

Дальше – больше. Среди положительных героинь, помимо каннибалов, убийц и трансгендеров, появляется и Виктория Нуланд. Практически в камео. Здесь её зовут «волшебница Вика».

«Вика наклонилась над столом и разливает в пузырьки разноцветные вещества. Ее длинные черные ногти касаются стеклянных бутылочек, и те позвякивают».

Практически печенюшки фирменные свои изготавливает, чего уж там.

Но самыми монстрами оказываются даже не выше перечисленные положительные герои, а

 

ТРИ СЕСТРЫ

Напомню давнюю уже криминальную хронику. 27 июля 2018 года в московском районе Бибирево три сестры Хачатурян убили своего отца, 57-летнего Михаила Хачатуряна. Дело вызвало большой общественный резонанс, я и сам был по работе на месте убийства, общался с соседями и учителями, даже с мамой девочек. Многие посчитали, что девушки (от 17 до 19 лет) поступили так вынужденно. Мол, отец насиловал и избивал их. В защиту сестёр возвысили голоса многие – например, Юрий Дудь (признан иноагентом. – Л.Р.), Ксения Собчак, рок-звезда Серж Танкян и… Наринэ Абгарян.

И вот в книге «Ева» сёстры Хачатурян есть. Они выведены под именами сестёр Гарбер. И да, они тоже убивают своего отца. Давайте посмотрим (впечатлительным – не читать):

«Анна поднимает одну ногу и кладет ее на ногу отца. (…) Гербер смотрит на дочь, по его подбородку текут слюни. Другая нога Анны превращается в треугольное металлическое лезвие, которым она наносит стремительный удар по отцовской шее. Шея рассекается надвое, из нее, забрызгивая Анну, фонтанирует кровь. Гербер таращится на девушку с изумлением и ненавистью. Достав ножи, Ани и Астхик с обеих сторон наносят беспорядочные удары по телу отца. Кровь из него хлещет, словно пшеница из набитого мешка.

(…) Гербер хрипит и пытается что-то сказать, но слова не слышны. Его живот раскрывается, и вылезшая наружу вторая голова разевает огромную пасть, крутя многочисленными глазами. Смеясь, Анна двумя мечами срезает лицо с уродливой головы, выкалывает несколько глаз. Потом отрубает отцу руку и скармливает пасти. Собрав все силы, Гербер встает со стула и, схватив дочь за запястье, отшвыривает ее от себя. Он идет вперед, но Анна своей ногой-лезвием моментально отрубает ему ноги по колено. Гербер падает и ползет, опираясь на единственную руку и оставляя за собой кровавый след на ковре.

- Это любимая песня мамы! – кричит Анна в ухо Герберу. Потом сжимает отцовскую голову обеими руками. Ногти вонзаются ему в череп. Гербер бьется в воздухе. Ани и Астхик отрезают ему уши и язык».

Я прошу прощения за цитату. И да – тут у нас городское фэнтези, поэтому не удивляйтесь, что из живота убитого лезет голова.

Но – да. Три сестры – одни из самых положительных героинь текста. Они – нерв и катализатор. Они – тоже возглавляют революцию, да.

И вот возникает вопрос: если вот это – ребята положительные, то

 

КТО ЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ?

О! Их тут тоже есть. Ну, вот, например, священнослужители.

«Спускаясь на второй, Мари слышит запах ладана. У главного входа ее встречают священники. Они встают в ряд, держа пистолеты системы «Глок» и тяжелые кадила. Весь этаж наполнен дымом. Мари стоит с окровавленной пилой в руках. Один из священников, громко молясь, стреляет ей в плечо.

- Погоди, - обращается к нему коллега, - давай немного помучаем сначала, накажем эту безбожницу, а потом и прикончим с божьей помощью».

Но ладно простые попы, в какой-то момент появляется босс уровня, и это:

«Патриарх длинными цепями раздробил металлические конечности Анны. Они не успевают отрастать, и Анна вынуждена отступать».

Анна, чтобы вы понимали – одна из сестричек. И дальше:

«Под потолком раскачивается желтая лампочка, то и дело освещая страшное лицо Патриарха.

- Ты в ловушке, дочь моя, - облизывается Патриарх. – Молись, ибо близок час страданий. Я накажу тебя, а потом сдеру с тебя кожу и поволоку по улице, привязав к машине».

Но не волнуйтесь – не сдерёт, не поволочёт. Потому что в нужный момент появится добрый драконооборотень и:

«Анна с Дэвом встречаются взглядами, и она из последних сил прыгает, сжимает Патриарха в объятиях и зубами вырывает большую часть его щеки. Сквозь образовавшуюся дыру в щеке видны патриаршьи зубы».

В этом тексте не случайно «патриаршьи зубы» оголяет именно оборотень-каннибал. Вот, чуть пораньше, бойцовский эпизод с каннибальской мамочкой, старейшиной проституток Шшати:

«- Все в центр! – командует Шшати и направляет в небо волну зеленого света. Она извивается в небе, а затем превращается в голову змеи. Из открытой пасти высовывается раздвоенный язык. Раздается шипение, заглушающее церковный перезвон».

Сатанизм, ребята. Вот как он есть. 2023 год. Москва. Полка «Бестселлеры недели».

Среди прочих колоритных злодеев, похлеще Патриарха, из таких мерзавцев, что чуть ли не ставят под угрозу всю революцию, у нас оказывается… Ну? Кто страшнее всех для золотой молодёжи Еревана? Да бомж же!

«Он кружится на одной ноге и швыряет в Еву грязные лохмотья. Девушка кромсает тряпки мечом и задыхается от вони.

(…)

Уклоняясь от тряпок, одной из кос она отрубает Попрошайке руку. Тот смеется и кашляет, выпуская изо рта черные струи. Из его плеча вырастает новая рука и хватается за косы Евы. (…) Ева снова наносит удар, на этот раз по шее Попрошайки, наполовину перерезая ее. Его голова свисает набок. Но смех не прекращается. Из среза выходит новая голова, отрывая старую».

Это вот, по сути, финальная схватка.

В общем, друзья, приличные тётеньки, рассчитывавшие на перипетии любви в позднем СССР/90-х – жестоко обломались. Вместо love-story им впарили жесточайший, дичайший, малограмотный слэшер из серии

 

КРОВЬ, КИШКИ, РАСLGBTРАСИЛО

Кровищи, ультранасилия – очень много. Вся книга, по сути, и есть одно сплошное ультранасилие, порою вопреки законам природы. Как вам:

«По хрусту собственных ребер она догадывается, что у нее перелом ребра или нескольких».

Или вот:

«Ева швыряет труп прорицателя в колодец. От его изувеченной головы отрывается глаз и, покатившись, замирает у кроссовок Евы. Она со всей силы бьет по нему ногой. Глаз подпрыгивает и исчезает во тьме».

Кровища такая, что саундтреком к книге впору ставить раннюю «Коррозию металла» с песней «Ем кишки и кровь я пью». Вот серьёзно.

Со стороны книгоиздателей, я не знаю, это особый какой-то цинизм. Оно понятно, что схавают читательницы всё. Но вот это – уже, как по мне, чересчур. Ведь, давайте посмотрим правде в глаза – перед нами даже не то, что очень плохая книга. Эта книга – реально чудовищна. И она соответствует критериям чудовищности на все 100% - и языком, и сюжетом, и героями. Омерзительный, прямо-таки гнойный какой-то слэшер.

И да – интрига. Давайте всё-таки подумаем, сколько автору лет? Ну, вот смотрите – полный ноль психологии, одержимость мордобоем и насилием, недержание логических связей, бредовый сюжет, рояли в кустах. Ну? Моя ставка была – 15-18, и внучка.

А оказалось – 39, и сестра. Как зрелая, 39-летняя женщина могла разродиться такой кровавой дрянью – загадка для меня. А ещё загадка – зачем это вообще печатали? По прочтении ведь руки хочется вымыть. И это мне, который такую дрянь читал, что вы и представить не можете. А каково бедным домохозяйкам, которые вот в это влипнут на волне мракетинга (не буду исправлять опечатку. – Л.Р.)?

По прочтении хочется наслать на российское книгоиздание какую-нибудь санэпидстанцию, с хлоркой и в скафандрах. Вот серьёзно. Нельзя же так, ребята, а?

 

#новые_критики #лев_рыжков #новая_критика #сона_абгарян #аст #кровь_кишки #графомания

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1232

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют