«Пейздесь», «Между булок» и «Куни Ли»: нейминг для маргиналов

«Ответчик не смог доказать, что выражение «Ёбидоёби» воспринимается потребителями из России как транслитерация японской предложение «День недели — суббота». С такой примерно формулировкой суд в Красноярске обязал сеть кафе сменить название в течение трех месяцев. Сеть в ответ обещала сражаться за свою вывеску «до конца». Раньше боролись за почетное звание дома высокой культуры быта, теперь — за ржаку.

Зашла на их сайт. Прямо как из ушата окатило. Меню разнообразное: роллы «Чпо Ки», «Ясёку», «Куни ли», «Ёбоши». Наборы «Ваху Яки», «ЁбиСуёби», «Си Сяке» и некая «Сукияма». 

Ой, как смешно, оборжаться. И обожраться, кажется. Цены на эти роллы в Петербурге — около 1100 рублей за килограмм. Из чего они? Вкусно, сытно, ржачно, съедать рекомендуется урча. 

Для какой публики этот маркетинг, более или менее понятно. Сама публика, как водится, не поверит, что очередные дельцы хотят монетизировать ее тяжелое детство, жизнь в общежитии коридорного типа и с родителями-алкашами. В моем представлении подобная реклама действует только на людей с очень горьким прошлым. Они, конечно, мне не поверят, даже если зайдут на сайт ушлой компании и убедятся, что роллы и сеты из раздела «премиум» называются вполне обычно: «Филадельфия», «Флорида», «Манхэттен». Это для людей с лишней тысячей в кармане. А для простых — попроще. Порции побольше, состав понажористее, сразу килограммами. Я, знаете ли, выросла в самом страшном, по мнению некоторых московских журналистов, городском районе России — на печально известной многим тюменской Лесобазе. Наш район часто попадает в новости. Однажды мы узнали, что в дом моего детства курьер привез пиццу и встретил там голую трехлетнюю девочку, которая бегала по коридору и просила есть. В декабре, в Сибири! Все тогда обсуждали девочку, а мне стало интересно, кто же заказывает в моем доме пиццу. Там квартирки по 9 и 13 кв. м. Полноценные студии с туалетом, коридором. Люди в этих коробах живут семьями и даже поколениями. И вот они заказывают пиццу. Потому что в нынешних условиях действует железная максима «Я заказываю — следовательно, я существую». Собственная ценность обывателя измеряется числом часов чужого труда, которые он может себе купить. Потому в таких районах, как моя родная Лесобаза, «с получки», с халтуры или с «подъема» (ну вы поняли, когда чувачок где-то поднял денег?) заказывают доставку. Раньше эти люди говорили «хавчик». Теперь для них придумали сет «ЁбиСуёби». 

Кто-то, конечно, должен продавать пиццу или суши гражданам, которые говорят «хавка», «ржака», «чпоки». Но за стремление перейти на их язык и тем самым легитимизировать маргинальное поведение я бы не только штраф выписывала — закрывала бы к чертям такие заведения, а владельцев сажала. Ну хотя бы на 15 суток. Чтобы они сами посидели среди своей аудитории и одумались. 

Примечательно, что суд в Красноярске вынес этим японцам местного разлива предупреждение с формулировкой «противоречит общеизвестным принципам гуманности и морали». Я бы еще добавила — «и является общеопасным». Есть ведь в Уголовном кодексе уточнение, когда убийство совершается общеопасным способом. Тут — то же самое. 

Если бизнес хочет растеребить кошельки мало культурных и плохо образованных и с этой целью начинает говорить на их языке, выводя его из-за полей в официальную культуру, он делает плохо всем вокруг: и носителям низкой культуры, и тем, кто вынужден терпеть неудобство от соприкосновения с ней, и детям, что видят и слышат сниженную рекламу и перенимают примитивную лексику, не понимая коннотации и особенностей ее словоупотребления. Потом получаем выпускников хороших школы, которые говорят словами поедателей «Куни Ли». 

Может, и на месяц-другой сажать особенно упрямых. Что только не встретишь на вывесках. «Ябвдул», «Пир духа», «Суш0няк», «Убля» (в разных вариациях), «Вы уху ели?», «Шире хари». Я за свою жизнь несколько раз в разных городах видела пивные «Рачком», суши-бары Kakashi, кофейни «Пейздесь», бургерные «Между булок», пельменные «Пельмеха». А уж «Бухариков», «Чинариков» и «Косариков» не счесть. Но лидеров, конечно, у нас два: это неведомое китайское выражение DO HUA, встречаемое на просторах нашей родины в десятке версий, и многострадальный монгольский язык, в котором угораздило случиться обилию слов с основой из трех известных букв. Причем, чем дальше от Монголии, тем чаще можно встретить на вывесках разные «Хуйвалд» (фабула), «Хуйларсан» (неспокойный), «Хуйнаас» (доставать из ножен). 

Все эти люди, как и хитрые основатели «Ёбидоёби», обязательно отбрешутся, если привлекать их за хулиганство в общественном месте, как это, по идее, должно делаться с матершинниками. Потому на них нужна отдельная статья. Например, за оскорбление вкуса, совершенное общеопасным способом. 

Нам нужен запрет на использование в публичном поле нелитературного языка. Тут вам и просторечия, и сленг, и арго, и родные матерки. Это маргинальная культура, она должна оставаться на полях и быть уделом маргиналов, а самих маргиналов общество должно стремиться ввести в ряды нормальных. Для этого с маргиналами всех мастей нужно говорить на литературном языке. Если уподобляться их речи, мы получим их приумножение. Они, конечно, будут покупать суши и роллы «Чпо Ки», но выгоду от этого получит разве что владелец кафе, общество же понесет убытки.

Это касается любого использования лексики и копирования манер маргиналов на ТВ, в рекламе, в кино. ВКонтакте любит делать рекламу для маргиналов. «Качай музло!» Платежная система «Мир» тут удивила: теперь Лариса Гузеева предлагает держателям карт закупаться косметосиком и шмотом. Эту мусорную лексику именуют сленгом, но «бутер», «рестик», «варик» это не сленг, а просторечие, его носители — не определенная профессиональная или возрастная группа, а люди конкретного и очень низкого уровня речевой культуры. Понятно, что вы хотите выманить у них деньги. Но нельзя ли делать это чуть более интеллигентным способом?

#новые_критики #ебидоеби #просторечие #примитивная_лексика

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 2620

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют