yukkamaleka Юкка Малека 15.05.23 в 08:57

Читательский дневник. Апрель

Дети из этой книжной подборки учатся жить, а взрослые куда-то мчатся, так толком и не научившись. Кроме профессора Вагнера. Тот умеет решительно всё.

1. Ю. Яковлева «Даль». Захватывающий дорожный роман, прототипом главного героя которого послужил Владимир Даль, великий составитель толкового словаря, в раннюю бытность свою студентом-медиком. Прошлое героя мутновато, будущее под вопросом, сейчас же он мчится в Петербург на встречных подводах, но дорога то и дело забрасывает его черт знает куда — в имения, деревеньки и лесные избы. Что-то есть в ритме этой книги, роднящее ее с сорокинской «Метелью»: доктор едет-едет, в каждой главе оказываясь в новом дому. Но студент Даль посердечней, поответственней доктора Гарина. И даже когда взывающие к помощи уверены, что тут не обойтись без колдуна, в своем милосердии и желании пригодиться он притворяется колдуном — именно в этой роли его и передают из рук в руки местные жители. И хотя знаком Даль больше с медициной, чем с фольклором, — глава за главой, дом за домом он разгадывает и исцеляет недуги, записывая на бесконечное количество листочков новые услышанные слова и поговорки и посмеиваясь над суевериями дикого народа. Щелкает их будто орешки, да всякий ли орех по зубам?

2. Н. Стиббе «Человек у руля». Отличная книжица для подростков — достаточного возраста, чтобы им уже знакомо было слово «секс», потому что его (слова, а не секса) будет в книге предостаточно: это повесть о двух сестрах 10 и 12 лет, которые вместе с мамой переехали в городок в глуши и изо всех сил пытаются ей этот самый секс отыскать. По довольно неожиданной причине: провинциальное общество 1970-х отвергает неполную семью. И девочки решают, что для того, чтобы всем понравиться в школе и окрестностях, нужно отыскать того самого «человека у руля», то есть главу семьи, — и подходят к этому по-детски непосредственно и по-взрослому практично. Сперва составляют список всех окрестных мужчин. Неженатых в нем не находится, но этим они решают пренебречь, потому что в небольшом городке капризничать не приходится. Потом начинают прорабатывать список, поочередно отправляя мужчинам призывные письма от маминого имени. Само собой, впереди их ждет много неожиданных исходов. Эта книга сперва кажется юмористической, на полпути сворачивает в драму, к финалу оказывается автобиографичной, — но постепенная смена жанра в полете книге только на пользу. Выходит, будто все взрослеют одновременно — девочки, их сумасбродная мать и читатель.

3. П. ван Гестел «Зима, когда я вырос». Тоже детская, но очень серьезная книга — предыдущая старила вас в процессе, эта сразу перемещает в послевоенные времена, когда даже детям не удавалось быть беззаботными. Пусть война позади, но вокруг — ее последствия: гнёт тайны, страха и потери. Главный герой, десятилетний Томас, год назад потерял мать, а отец с той поры не находит себе места — как душевного, так и рабочего, отчего вынужден уезжать на заработки, оставляя сына тете. Его новый друг, Пит Зван, лишился обоих родителей. У 13-летней Бет есть мать, но со времени войны она душевно больна. У них все еще много игр, детских ссор, дразнилок и влюбленностей — но трагическая недосказанность продолжает тревожно висеть в воздухе. Вырасти можно, только восстановив, досказав и дослушав произошедшее, — именно это и происходит всё время, пока друзья проводят время вместе и порознь. 

4. А. Беляев «Изобретения профессора Вагнера». Сборник рассказов Александра Беляева, автора «Человека-амфибии», написанных в 1926-1936 годах. Все они — о гениальном ученом, который избавился от потребности во сне, а полушария свои научил думать независимо друг от друга, так что стал в шесть раз производительней любого другого гражданина — и такого наворотил! Забавно, что образована книга как воспоминания об ученом, собранные от разных людей и направленные ему лично с просьбой ответить, было или не было. Часть из них он комментирует словами «Нет, не было никогда, это ненаучно (блоха в человеческий рост сильно утратит в аэродинамике)», часть — «Было, но передано с искажениями», с последними рассказами немногословно соглашается. Сами рассказы — огонь! Торжество одоления практически всего — сна, холода, гравитации, сознания, смерти (мне больше всего по душе пришелся рассказ о мозге погибшего товарища, который профессор Вагнер сберег, подкормил и пересадил слону, потому что черепные коробки иных существ его не вмещали — и каково пришлось человеку в теле циркового слона Хойти-Тойти). Жаль, не сбылось ничего из беляевских научных фантазий: сто лет почти прошло, а блохи и ныне там. 

5. Д. Маррс «Пассажиры». Остросюжетно и злободневно, но не настолько психологично, чтобы всерьез сокрушаться о каждом персонаже — в ситуации, когда террорист берет контроль над 10 автопилотирующимися машинами и, пока они едут, выходит на контакт с правительством и всем миром, выбирая голосованием в интернете, кто из них первым взорвется, а потом пуф! и нет персонажа — даже милосердно оставлять их только контурами, не позволяя обрасти мнимой плотью. Он не только берет их в заложники. Он публично раскрывает их тайны, он высвечивает подробности, которые они мечтали бы скрыть, он ставит перед ними — и всем интернетом — уйму вопросов: о нетерпимости, беженстве, многоженстве, и, главное, — о том, как можно и как нельзя решать дилемму вагонетки. Что должен решить беспилотный кар в ситуации, когда авария неизбежна? Задавить взрослого или ребенка, дизайнера или чиновника? Автор выстраивает вокруг этого вопроса целый мир будущего, вероятно даже, достаточно близкого, чтобы мы успели до него дожить. Мне понравились вопросы. Мне не понравилась последняя треть книги, когда автор перешел к ответам. Бывает так, что вопросы хороши, а ответы неубедительны.

6. М. Станкевич «Как жаль, что вас не было с нами». Это первый том собрания сочинения Марии Станкевич — у меня всё наоборот и я читала их в обратном порядке. Надо сказать, второй том поразил меня больше, его рассказы выходили из ряда вон, а эти остаются в ряду — но это хороший ряд качественной и человечной отечественной фантастики, где хватает и экшна, и высоких дум, и персонажей, с которыми хотелось бы подружиться. Под обложкой собрано некоторое количество отдельных рассказов — почти все в той или иной мере постапокалиптические (самый тронувший — о юноше и девушке, оставшихся на Земле в одиночестве после некоей квазиэпидемии и сочинивших мир заново), и несколько циклов рассказов жанра космической оперы — как в мультике «Футурама», о службе доставки, у которой что ни заказ, то приключение. А вот цикл о людях, которые на самом деле звезды, и здесь вот у них дача, дети и кухня, а потом надо на службу и два миллиарда лет быстренько посветить, погаснуть и вернуться на дачном автобусе до сумерек, — признаться, не поняла. Как-то эти два мира не сумели срастись у меня в голове.

#новые_критики #читательский_дневник #что_читать #изба_читальня #обзор_книг

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 234

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют