vasyukhin Влад Васюхин 25.05.23 в 09:10

Реджина мадре

Имя итальянского драматурга Манлио Сантанелли мне лично не говорило ничего. И приманкой была, конечно, исполнительница главной роли — народная артистка РСФСР Людмила Максакова. Следуя не раз уже озвученному в моих колонках призыву — смотреть великих, я отправился на премьеру в Вахтанговский театр именно из-за Людмилы Васильевны. 

Не буду вдаваться в рассуждения: великая ли актриса Максакова, выдающаяся или большая? В России надо жить долго. С годами можно выйти на первый план. Скоро ей исполнится 83. В своем театре она — прима, легенда, номер один. В России — в первой десятке. Поэтому спешите видеть. 

Трагикомедия «Королева-мать» написана в 80-х годах минувшего века. Действующих лиц двое — старая мать и взрослый сын. В нашей стране пьеса Сантанелли впервые была поставлена в Театре им. Маяковского в 1998 году. Роль матери, гордо носящей латинское имя Реджина, то есть правительница, царица, королева, играла народная артистка СССР Татьяна Карпова. В 2007 году была премьера в маленьком театре «Сопричастность», где роль матери сыграла замечательная Светлана Мизери. Спектаклей этих я не видел, а иных примеров воплощения этого текста на столичных подмостках поисковые системы не подкинули. Таким образом, для подавляющего большинства зрителей пьеса окажется незнакомкой. Не знаю, насколько прекрасной, но уж точно незатасканной. И это — выбор самой Максаковой. Захотела. Имеет право. 

При всей свой узнаваемости и даже вторичности (ну мало ли написано психологических драм об отношениях властной матери и слабовольного сына, вспомним хотя бы чеховскую «Чайку») эта история выглядит немного надуманной. 50-летний неудачник Альфредо, безработный, бездомный, разведенный, приезжает в дом матери, чтобы написать книгу о том, как... она умирает. А мать при всех своих хворях, одиночестве и сволочном характере вполне себе огурчик. Зрителей ждет два с половиной часа воспоминаний, пикировок, сарказма, взаимных обвинений, признаний в любви и снова упреков. Из шкафов будут вытащены все скелеты. Сын признается, что съел свою жену — в прямом смысле слова, в горах, когда они оказались заперты снегопадом в дачном доме. Мол, она пожертвовала собой. Разумеется, это шутка. 

Максакова, как и следует ожидать, играет живо и напористо, оправдывая имя своей героини и опровергая собственные паспортные данные. 

Сцены из спектакля «Королева-мать»

Но что замечательно — в мастерстве ей не уступает Владимир Логвинов, играющий сына. По пьесе ему — полтинник, актер — на 15 лет моложе. С Максаковой они составляют идеальный дуэт, удерживая внимание зала. 

При всей своей никчемности Альфредо — неоднозначный персонаж, и было бы странно изображать его одной краской. Логвинов признавался в интервью, что у него, как у артиста, есть отрицательное обаяние, поэтому нередко ему предлагают роли негодяев и мерзавцев. Скажем, в «Войне и мире» он с блестящей убедительностью играет Анатоля Курагина. Но при этом его герои вызывают у публики симпатию и сочувствие. Как и Альфредо, который постарел, но не повзрослел, остался мальчишкой. 

Сцены из спектакля «Королева-мать»

Довольно бытовую пьесу режиссер Сергей Яшин разыгрывает в нереалистических декорациях (сценограф Елена Качелаева). Черная коробка сцены — квартира матери — населена причудливыми арт-объектами: от трех огромных статуй до подвешенной акулы. Плюс в спектакль введены два бессловесных персонажа в костюмах и масках комедии дель арте — Арлекин и Скарамуш. Все эти метафоры поднимают и мистифицируют историю. 

Не хочу выступать спойлером, однако намекну: смерть в спектакле будет, но умрет не Реджина. Она переживет еще одну трагедию.

#новые_критики #театральный_обзор #театр_вахтангова #королева_мать #людмила_максакова #владимир_логвинов

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 357

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют