vasyukhin Влад Васюхин 24.08.23 в 09:10

Свободная актриса

В эпоху интернета нет смысла скрывать возраст. Она и не скрывает. Но приближающийся «полтинник» её не сильно радует, потому что вряд ли эта круглая дата вызовет резонанс в средствах массовой информации, в профессиональных театральных кругах и вообще в обществе, которое, как идеалистически уверял нас великий Чехов, любит артистов и относится к ним иначе, чем к купцам. 

Нет, ребята, медийного шума не будет. А она — большой талант и достойна в свой юбилей большого внимания, достойна праздника. Как написала когда-то критикесса из «Коммерсанта», «Светлова — актриса с внешностью царицы бала, с сияющими глазами, с энергией и обаянием красавицы-оторвы». 

И ведь, как известно, «очень вредно не ехать на бал, когда ты этого заслуживаешь» («Золушка», Е. Шварц). 

Ну и пусть на канале «Культура» не сделают с ней «Линию жизни», не выйдет интервью в глянце, а в театре не устроят в её честь бенефис, капустник или творческий вечер (да у неё и нет сейчас «своего» театра; свободная актриса — такой статус она поставила на странице в фейсбуке). Ну и пусть президент не подпишет указ о присвоении ей звания «народной» или о награждении каким-нибудь орденом. 

В конце концов, не в этом же подлинное актёрское счастье...

Бывают звезды трудной судьбы. И Анастасия Светлова — одна из них. 

Анастасия Светлова, заслуженная артистка России, лауреат «Золотой маски»

Её имя прекрасно известно российским театралам, и даже овеяно некой легендой, загадкой, тайной, и в иных речах даже соседствует с прилагательным «гениальная». Однако широкие народные массы Светлову почти не знают, не ведают — она мало снималась в кино и сериалах, не светилась в телешоу. На то есть причины. 

Во-первых, театр всегда был и есть для неё на первом месте. Она продолжает невероятную династию — актриса в пятом поколении! 

Во-вторых, многие годы Анастасия Андреевна работала в провинции, а из Омска, Самары, Челябинска и даже из Ярославля на кастинги в столицу не наездишься. Да и не любит она до дрожи в коленках этот процесс отбора на роль, сравнивает его с покупкой лошади на ярмарке... 

Но служа верой и правдой в крупных областных театрах, Светлова переиграла (и с успехом!) множество главных ролей в пьесах мирового репертуара — от «Тартюфа», «Саломеи», «Месяца в деревне» и «Чайки» до «Кто боится Вирджинии Вульф?». Едва ли в каком столичном театре ей бы такое позволили... 

Конечно, Светловой повезло встретить «своего» режиссёра — Евгения Марчелли. Она стала его музой. Именно с ним были сделаны важные работы, в первую очередь, на сцене Ярославского театра им. Волкова. 

«Могу сказать, что мне необыкновенно интересно работать с Марчелли и с удовольствием принимаю любые условия игры, как бы кардинально они не были решены» — признавалась Анастасия в интервью десятилетней давности. 

Анастасия Светлова и Евгений Марчелли

Она многого добилась, работая вне Москвы. Получила и звание заслуженной артистки, и национальную премию «Золотая маска» с формулировкой «За предельность и полноту сценического существования», и прочие знаки отличия. А главное — любовь поклонников, самые преданные и безумные из них теперь мотаются в белокаменную из разных городов, чтобы увидеть свою любимицу на сцене. 

Да! В Москву, в Москву!.. Осенью 2020 года вместе со своим мужем (сейчас уже бывшим) актриса стала столичной жительницей. Его, того самого великого и ужасного режиссёра Евгения Марчелли, назначили худруком Театра им. Моссовета. Казалось бы, перед Анастасией открылись отличные перспективы. Но, как говорят, одним из условий назначения Марчелли был негласный договор: жену в театр не брать. Он и не взял. 

Если вы думаете, что к Светловой тут же выстроилась очередь из худруков, то вы ошибаетесь. В каждом театре есть свои примы, свои жены или дочери, и они костьми лягут, чтобы рядом не появилась сильная конкурентка. 

Представляете, что такое было для неё, привыкшей чуть ли не каждый вечер выходить на сцену, оказаться вдруг почти что без работы? Смотреть столичные премьеры и заниматься самобичеванием: почему не я играю эту роль?! 

Конечно, я утрирую. Как приглашенная актриса Анастасия создала несколько ярких образов — в Театре Наций, в «Модерне», в Ермоловском театре, в Театре Сац. И даже в том же «закрытом» для неё Моссовете, на Сцене под крышей. Только этого мало, мало — и для неё, и для нас, зрителей... 

В спектакле театра «Модерн» «Женитьба» партнёром Светловой, сыгравшей сваху, стала Лолита Милявская
В спектакле Театра Наций «Грозагроза» Светлова играет Кабаниху, а Юлия Пересильд — Катерину, её невестку
Молодой режиссер Павел Пархоменко поставил со Светловой в главной роли пьесу француза Флориана Зельвера «Мама»

Мне повезло: я не только знаю Анастасию Светлову как зритель, я с ней, можно сказать, работал. Переехал в Москву, она участвовала в театрализованных читках нескольких моих пьес. Играла в этих читаклях разных персонажей — от Айседоры Дункан до трагикомичной советской матери. А две пьесы — «Звезда» и «Павлова» — мной уже специально для неё были написаны. Сейчас вот сочиняю новый текст. Подарок к юбилею. Называется «Кровавая Мэри». Там ей предстоит воплотить сразу двух героинь. 

Светлова признавалась, что ей нравится исследовать неожиданные для нее характеры: «Получаю колоссальное удовольствие, когда могу быть на сцене смешной, нелепой, некрасивой». 

Анастасия Светлова на читке пьесы Влада Васюхина «Звезда»

Я люблю Анастасию. Не только за её талант, ослепительную красоту и отзывчивость, но ещё — за юмор, острый язык, парадоксальный характер, эмоциональность, смелость, деликатность. За то, что она — свободная.

#новые_критики #театральный_обзор #театр #анастасия_светлова #свободная

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 242

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют