vasyukhin Влад Васюхин 08.09.23 в 09:23

Одного, но Льва!

У Эзопа есть басня про многодетную Лису, которая попрекала Львицу, что та рожает только одного детёныша в год. Львица ответила: «Зато я рожаю льва!»

Эту красивую притчу (хотя если верить знатокам дикой природы, львица может родить за раз и четырех львят) я вспоминаю, слушая или читая сейчас планы на новый сезон ведущих столичных театров. Такое ощущение, что у всех у них очень большие бюджеты, которые нужно освоить, и раздутые труппы, которые необходимо загрузить работой во избежание разброда и шатаний.

К примеру, в Театре на Таганке, где теперь четыре сцены, заявили на юбилейный, 60-й сезон аж 13 премьер, не считая лабораторных режиссерских работ. А когда-то, в золотой век этого театра, там выпускали всего одну или две премьеры. Но это был спектакль великого режиссера Юрия Петровича Любимова. И он становился легендой. И игрался годами, десятилетиями, получал международное признание, входил в учебники актерского и режиссерского мастерства. 

Но сейчас — время фастшоу: на скорую руку ставят и быстро снимают с репертуара, освобождая афишу и площадку для следующих зрелищ. Понятно, что бывают исключения, однако общая тенденция — чем больше новых названий, тем лучше. 

Одиннадцать премьер заявил МХТ им. Чехова, девять — Вахтанговский театр, тринадцать обещает Театр Наций: три на большой сцене, семь на малой и три на площадке «Новое пространство». 

При этом не нужно забывать, что у всех этих театров и так обширный репертуар, и каждый спектакль, не ушедший в архив, играют в лучшем случае один-два раза в месяц. 

Из списка, что озвучил худрук Театра Наций Евгений Миронов, обращу ваше внимание на спектакль, который может стать сенсацией (а может и не стать). Его обещают сыграть под занавес сезона — в конце июня 2024 года. У проекта пока два рабочих названия: «Музыка из ниоткуда» и «Лев Термен».

Да, это будет байопик, поставленный по мотивам повести Булата Галеева «Советский Фауст» (1995) и посвященный Льву Сергеевичу Термену. 

Лев Термен

Это человек фантастической судьбы, проживший 97 лет. Дворянин с французскими корнями, родившийся в Петербурге в 1896 году. Красавец — впору сниматься в кино. Виолончелист, офицер-электротехник, физик-акустик, работавший в США и вернувшийся в СССР. Обласканный и гонимый лауреат Сталинской премии. В 95 лет вступивший в КПСС. Изобретатель одного из первых электронных музыкальных инструментов — терменвокса, на котором играл даже Ленин. Этот инструмент не имеет клавиш или струн, а звуки извлекаются «ниоткуда», из воздуха — движением руки перед антеннами. 

Среди изобретений гениального Термена, которого называли «советский Тесла», — прообразы беспилотных летальных аппаратов (он работал над ними с Сергеем Королевым), «устройство электрического дальновидения», то есть, электронный телевизор, а еще шпионские гаджеты для КГБ. Термен был разведчиком и при этом, по мнению знавших его людей, обладал светлым детским взглядом.

Одной из проблем, волновавших Термена, было бессмертие. Он рассчитывал найти рецепт вечной жизни, занимался криотехнологиями. 

Вот о таком необыкновенном человеке и будет ставить 40-летний режиссер Юрий Квятковский. 

И хотя, представляя планы театра, Евгений Миронов не назвал актерскую команду этого спектакля, можно почти не сомневаться, что главную роль худрук сыграет сам. Стоит напомнить, что в послужном списке народного артиста России есть роли исторических деятелей: на сцене Театра Наций он убедительно сыграл первого президента СССР в спектакле «Горбачев», а до этого — императора Калигулу в экзистенциальной драме Камю.

Евгений Миронов в роли Михаила Горбачева

Надо сказать, что Театр Наций станет не первым, кто расскажет с отечественной сцены о жизни изобретателя терменвокса. В Перми есть театр «У моста», и его худрук Сергей Федотов еще в 2006 году поставил пьесу чешского драматурга Петра Зеленки «Термен». Главное внимание в ней было уделено жизни Льва Сергеевича в Америке, куда он уехал в 1928 году, где дружил с Чарли Чаплиным, общался с политиками, деятелями науки и культуры. А главное — демонстрировал свой уникальный терменвокс, давая концерты в Метролитен-опере и Карнеги-холле. 

Сцены из пермского спектакля «Термен»

#новые_критики #театр #театральный_обзор #лев_термен #театр_наций #евгений_миронов

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 231

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют