vasyukhin Влад Васюхин 26.10.23 в 08:56

«Давайте выпьем, Наташа, сухого вина...»

Приквелы, сиквелы, парафразы, спин-оффы и тому подобные игры с чеховскими текстами — не новость для современного театра. От классика не убудет. И он, конечно, не виноват, что четыре его главные пьесы замылили, заиграли, затерли, однако критикам и рьяным театралам смотреть очередную постановку «Чайки» или «Дяди Вани» уже тошно: всё было, было, и это было тоже... 

Поэтому пусть уж появляются «вариации на тему», тем более, если они талантливы и остроумны. Достаточно вспомнить хотя бы масштабную «Тарарабумбию» Дмитрия Крымова, когда в одном зрелище (это была пародия на советские первомайские парады) по воле режиссера объединились всевозможные и несоединимые персонажи Антона Павловича — «люди, львы, орлы и куропатки», и по помосту прошло более 80 артистов.

Сцены из спектакля «Тарарабумбия» (2010), Школа драматического искусства

Или вот пьеса Натальи Мошиной «Розовое платье с зеленым пояском», где всего одна героиня — Наталия Ивановна, 50-ти лет. С первой же её реплики: «Знаете ли вы, как трудно быть женой мужчины, у которого куча сестер?» понятно, что это та самая Наташа из «Трех сестер», обычная провинциальная барышня, попавшая в семью Прозоровых. Эту молодую женщину, которая и одевается безвкусно, и не привыкла бывать в обществе, принято называть мещанкой, пустышкой и даже дурой. А по версии драматурга Мошиной, всё не так. И это Наташа терпела обиды от заносчивых сестер и нелюбимого мужа...

Ирина Линдт в спектакле МХАТа им. Горького «Розовое платье»

Или вот вам еще один вариант чеховского сюжета — пьеса Марины Крапивиной «Абулия», где действие происходит в наши дни. Только что в столичном Театре Наций, на малой сцене, по ней вышла премьера. Спектакль называется «Наташа». 

Абулия — медицинский термин, обозначающий патологическое отсутствие воли, неспособность принять решение (не путать с булимией!). Именно это состояние переживают члены интеллигентной и внешне благополучной столичной семьи Кирилловых — пожилая мать, её взрослые сын и дочь, их друзья и соседи, в момент попадания в этот дом случайной знакомой, бывшей детдомовки по имени Наташа (Алена Разживина). И происходит столкновение двух миров.

Гостья охотно рассказывает жутковатые истории из своей жизни (про депортацию из Германии, где еще недавно жила с мужем, а муж умер; брат утонул; отец погиб, когда горел их дом, и так далее, и тому подобное), да вот только можно ли им верить на 100 процентов? И надо ли говорить, что постепенно витальная Наташа с «тяжелым прошлым», прошедшая огни и воды, и из жалости оставленная в доме Кирилловых, становится женой хозяйского сына Андрея, и хозяйкой большой квартиры на Тверской и подмосковной дачи. 

Сцены из спектакля Театра Наций «Наташа». Фото Елены Посувалюк

Вообще пересказ пьесы займет немало места, поскольку сюжет то и дело наполняется почти что сериальными подробностями — семейные праздники, бытовые проблемы, измены, аборты, выкидыши, внезапные болезни и смерти, пресловутые «скелеты в шкафу», новая беременность... И кроме Чехова вспомнится еще и Лесков с его «Леди Макбет Мценского уезда». 

Режиссер спектакля Светлана Землякова (ее спектакль «Генерал и его семья», поставленный в 2022 году в Вахтанговском театре, стал одним из хитов) написала перед премьерой в соцсетях, перечислив имена занятых в постановке артистов: «Мечтается, чтобы они стали ансамблем». Конечно, спектакль только вышел на публику, он наберет силу, но, кажется, ей это удалось. Но особо из актерского состава я бы выделил Александра Девятьярова, известного по своим работам в Молодежном театре, лауреате национальной премии «Золотая маска». Он играет самого веселого персонажа — Марка, экстравагантного художника-анималиста, лучшего друга Андрея Кириллова. И по воле драматурга именно этот живчик покончит жизнь самоубийством — повесится (или его повесят). 

К концу спектакля снова вспоминаешь Чехова — реплику из «Вишневого сада». Лопахин говорит в сердцах: «Скорее бы она как-нибудь кончилась, эта наша несчастливая жизнь». Понятно, что кончится: все мы смертны и все в чем-то несчастны. Режиссер обрывает спектакль без всякой жалости к героям. И хотя финал с пожаром на даче остается открытым, хочется верить, что глубоко беременная Наташа все-таки спасется...

#новые_критики #театральный_обзор #театр #чехов #тарарабумбия #мхат_горького #наташа #театр_наций

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 183

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют