Рецензия на фильм «Министерство неджентельменских дел» / The Ministry of Ungentlemanly Warfare
год: 2024
режиссёр: Гай Ричи
в ролях: Генри Кэвилл, Алан Ричсон, Рори Киннер, Генри Голдинг, Фредди Фокс, Эйса Гонсалес, Тиль Швайгер, Алекс Петтифер, Бабс Олусанмокун, Кэри Элвес
Привет зрителям!
Когда в начале карьеры Гай Ричи блистательно заявил о себе шикарной криминальной комедией «Карты, деньги, два ствола», многие критики в качестве комплимента называли его «британским Тарантино». Шли годы, кино постепенно эволюционировало (в лучшую ли сторону — вопрос открытый), и Тарантино эволюционировал параллельно, с каждым фильмом одновременно подвергая лёгкой деконструкции и оттачивая свой уникальный стиль. У Ричи же, после трагического поворота в личной жизни (брак с Мадонной), предсказуемо наступило творческое плато. Разумеется, мастерство пропить невозможно, даже с помощью Каббалы, поэтому «Шерлоки Холмсы» вместе с «Королями Артурами» получались технически совершенными, но Ричи постоянно не хватало некой йоты свежести и оригинальности. И вот теперь, благодаря ироничной ухмылке судьбы, Ричи снова приходится пытаться превзойти маэстро, снимая свою версию альтернативной истории Второй Мировой.
«Министерство» рассказывает нам о приключениях «коммандос» — британских диверсантов времён Второй Мировой, которые впоследствии эволюционировали в SAS и прочие элитные подразделения. Сюжет фильма имеет определённую связь с реальностью — немецкие подлодки в начале войны и правда создавали некоторые неудобства британским морским конвоям, везущим припасы из США. В свою очередь, британская разведка проводила весьма креативные оперативные комбинации с целью максимально насолить немцам и посеять хаос в тылу врага. Да, одним из заместителей начальника британской морской разведки и отцом диверсионного «Отряда 30» и правда был молодой талантливый офицер Ян Флеминг, впоследствии написавший знаменитую серию романов о Джеймсе Бонде. Флеминг участвовал в планировании рейда в Фернандо-По, в рамках которого англичане захватили плавучую базу немецкого флота у берегов Африки.
Но тут сценарий радикально меняет направление и стремительно превращается в комикс. Согласно видению авторов, в начале 1941-го Кригсмарине уже практически поставило Англию на колени, половина торговых кораблей потоплена, населению не хватает витально важного чая, чтобы пить его в пять вечера, вековые традиции и общественный порядок вот-вот рухнут, кабинет умоляет премьер-министра капитулировать, словом — всё пропало, клиент уезжает. Но упёртый Черчилль не сдаётся, выкуривает последнюю сигару и решает поставить всё на зеро — создать элитный отряд коммандос, которые единолично уничтожат всю логистику немецкого подводного флота, оставив его без патронов регенерации воздуха и торпед. Разумеется, в означенный отряд принимают исключительно убийц, садистов, маньяков и пироманов, потому что если кто и отличается ментальной стабильностью, железной дисциплиной, чувством долга, любовью к государству и готовностью пожертвовать собой ради общества, то это уголовники.
Возглавить отряд поручают разжалованному майору Гасу Марчу-Филлипсу, которого доставляют в Уайтхолл прямо из военной тюрьмы. Гас, как и положено человеку, лицо которого украшают полуметровые кавалерийские усы, сначала слегка кривляется и хамит лорду Адмиралтейства, но потом всё же снисходит до того, чтобы помочь старушке Британии. Герой набирает в себе команду двухметрового норвежского психопата Андерса Ларсена, который настолько ненавидит немцев, что предпочитает убивать их исключительно ножом, подрывника Фредди Альвареза, который впадает в депрессию, если в течение суток ему не удаётся что-нибудь спалить, и специалиста по тайным операциям Генри Хейза.
Весёлая компания отправляется сначала на Канарские острова, проведя там молниеносную операцию по спасению из немецкого плена известного диверсанта, а затем на всех парах мчится в Африку, где их уже ждёт подкрепление в виде матёрой шпионки Марджори Стьюарт, негра-связного и завербованного им целого племени местных папуасов. Согласно одобренному Лондоном плану, Марджори должна соблазнить коменданта немецкого гарнизона, а коммандос с туземцами тем временем взорвут плавучую базу. Но жизнь вносит свои коррективы — предатели сдают секретную информацию врагу, и героям приходится импровизировать, чтобы успешно завершить миссию.
Поскольку «Министерство» по сути является кинокомиксом, глупо было бы ожидать от него практически документальной брутальности картин уровня «Рядового Райана» или «На Западном фронте без перемен». Тем не менее, погнавшись за стильным и весёлым экшеном, Ричи слегка перестарался, и результат походит не на кино, а скорее на стрим компьютерной игры на самом низком уровне сложности. Бравые коммандос особо не маскируются, во время боя передвигаются прогулочным шагом, лениво постреливая от бедра, всегда попадают в яблочко, прямо во время перестрелок находят время помародёрствовать и, несмотря на летящий в их сторону шквал свинца и разрывные снаряды немецких 88мм пушек, отделываются максимум лёгкими царапинами.
Враги, разумеется, страдают одновременно косоглазием и слабоумием, часовые всегда тупо ждут, пока их зарежут, пехотинцы под огнём мрут пачками, и идиотизм в данной области доведён до такой степени, что не хватает разве что счётчика трупов в углу экрана в лучших традициях комедий братьев Цукеров. Ещё со времён Спилберга немцы были стандартными антагонистами Голливуда, но столь высокая степень абсурда заставляет удивляться, как такие гидроцефалы умудрились за несколько лет поставить на уши полмира.
Выбранная режиссёром навязчивая стилистика комикса не щадит и персонажей — я долго пытался вспомнить, где я мог видеть абсурдные усы протагониста и опереточные костюмы его команды, и наконец сообразил — конечно же, в первом «Капитане Америка» от Marvel. О попытках раскрытия персонажей речь, разумеется, даже не идёт, а назвать их двухмерными и картонными было бы оскорблением геометрии и картона. Самое интересное, что у большинства действующих лиц были исторические прототипы, но образ реально существовавших диверсантов в понимании Ричи соотносится с истиной примерно в той же степени, как Ксеркс-транссвестит из опуса Зака Снайдера с реальным персидским царём.
Однако у Снайдера был хотя бы его знаменитый слоу-мо экшн, а тут кровищи и эпических полётов камеры явно не хватает. Впрочем, темп картины в целом хорош, что неудивительно, поскольку продюсером выступил никто иной, как мастер боевичков 90-х Джерри Брукхаймер, который соответственно простимулировал Ричи.
Учитывая очевидные исторические параллели, невозможно избежать сравнения «Министерства» с золотым стандартом комедийного боевика про Вторую Мировую — «Бесславными ублюдками» Тарантино. И хотя фильм Ричи нельзя назвать очевидной копией, да и снят он по мотивам биографии реальных диверсантов, многие элементы, такие как кровожадный Жид-Медведь или провал шпиона из-за неправильного акцента, явно позаимствованы у Квентина. Но исторически верные детали сами по себе не делают фильм интересным или увлекательным, и в случае с «Министерством» приходится констатировать, что чистая фантазия о покушении на Гитлера в Париже оставляет куда более реалистичное впечатление, чем натужный опус о неубиваемых суперменах. Фильм Ричи идейно ближе скорее к предназначенной для школьников вселенной Индианы Джонса, с поправкой на модное нынче наличие негров и китайцев в высших эшелонах английской разведки. Спасибо хоть на том, что режиссёр вспомнил, что 40-х годах ещё не было тотальных запретов на курение, а роковая женщина хорошо смотрится с мундштуком в руках.
Ещё одним моментом, сильно портящим впечатление от фильма, является топорно выполненный политкорректный элемент, который на западе называют «virtue signaling», а у нас — вылизыванием ботинок. И если всего пять лет назад Ричи ещё имел возможность от души поиздеваться над всяческими проявлениями СЖВ-идиотизма, то теперь аудитория вынуждена отвлекаться от немудрёного действия и выслушивать целых два продолжительных монолога о том, а) какие же евреи богоизбранные (а то, не дай Яхве, кто в этом усомнится) и б) какой же Гитлер плохой (а то вдруг европейская аудитория, интенсивно культурно обогащаемая мигрантами, на радостях об этом забудет). Следует заметить, что у того же Тарантино тема непростых взаимоотношений евреев и немцев была обыграна куда более изящно, с юмором и в целом органично вписывалась в канву повествования.
К чести Ричи можно сказать, что он никогда не экономит на актёрском составе, и «Министерство» не стало исключением. Генри Кэвилл весьма аутентичен в роли Гаса, благо режиссёр, понимая сильные и слабые стороны звезды своего фильма, верно задал общее направление — не напрягаться и вести себя харизматично и круто. Остальная труппа, хоть и не может похвастаться статусом звезды А-класса, также отрабатывает отлично, умело оттеняя Кэвилла. Алан Ричсон, играющий роль психопата-норвежца, создаёт прекрасный комический эффект в первую очередь благодаря тому, что выше Кэвилла на полголовы и шире в полтора раза. Эйса Гонзалес, обычно специализирующаяся на крайне раздражающих персонажах, под руководством Ричи умело преображается в идеальную femme fatale, вызывая в памяти классическую «Касабланку». Фредди Фокс весьма точно попадает в образ джентри Яна Флеминга, воспринимающего баталии шпионов в первую очередь как увлекательную игру. Бабс Олусанмокун создаёт интересный образ африканского джентльмена, а Тиль Швайгер хорош в роли стереотипного немецкого злодея.
Итог: качественно снятый, лёгкий, весёлый, и абсолютно пустейший фильм — «Операция «Фортуна» в новых декорациях. Не требует какого-либо напряжения головного мозга при просмотре, а значит наибольшее удовольствие от просмотра получат зрители примерно шестилетнего возраста.
#новые_критики #гай_ричи #генри_кэвилл #эйса_гонзалес #комедия #комикс #снова_джентльмены