За Базарова ответишь!
Как и обещал неделю назад, расскажу еще об одном премьерном московском спектакле, где режиссер без пиетета обошелся с классикой. Но прежде — о реакции на прошлую колонку, где я не самым добрым словом оценил спектакль «Шинель» в Театре им. Гоголя. Напомню, что режиссер Арина Бессергенева превратила гоголевскую повесть в труху.
Валерия Гуменюк, пресс-секретарь этого многострадального театра, прочитала мой опус и бросилась отрабатывать зарплату, написав в своих соцсетях:
«Сегодня, в XXI веке, в театре для меня являются аксиомой следующие вещи.
1. Режиссёр обладает возможностью делать с авторским текстом, если автор не возражает или уже, к сожалению, не может возражать, любые вещи. Сокращать, резать, писать “по мотивам”, обозначать то, что сказано в тексте, символически, пластически и т. д.
Если бы мы следовали безукоризненно букве автора, постановки по “Анне Карениной”, допустим, длились бы 10 часов.
Нам может нравиться или не нравиться то, что делает с текстом режиссер, как и те смыслы, которые он вытаскивает из произведения, мы можем спорить или восхищаться этим. Но обвинять режиссера в том, что он порезал текст или даже оставил от него одно предложение, просто-напросто анахронично».
Забавно, не правда ли? С водой выплеснули ребенка?! Ну и (...) с ним!
Меня, деда-мопеда, особенно удивили кивки на XXI век и анахроничность. То есть, неумение режиссера Бессергеневой сделать внятную инсценировку и провести кастинг, соблюдая дух и букву произведения, как это и случилось в случае с вышеупомянутой беспомощной «Шинелью», откровенное паразитирование на классическом материале, лишение его смысла, это, по логике Гуменюк, прогресс и признак современности!
Но при этом пресс-секретарь все-таки признает, хоть и скрипя зубами, что возможностью прекращать текст в труху режиссер обладает только в случае, если автор сговорчив или, что всяко лучше, мертв. А вот если он жив-здоров и готов накостылять профнепригодному режиссеру, то тут, конечно, придется обойтись без глумления над текстом, без кастрации и пресловутого вытаскивания смыслов...
Итак, еще один сомнительный эксперимент с классикой. Его осуществил в Театре Наций продуктивный Семён Серзин, впервые приглашенный поработать на этой модной площадке. О том, что даже сам театр, мягко говоря, немного в недоумении от его прочтения тургеневских «Отцов и детей», говорит хотя бы тот факт, что был отменен пресс-показ (переносить премьеру — слишком дорогое удовольствие). Но пресса всё равно проникла. Я, к примеру, тупо купил билет с рук.
Главный упрек, который театральные блогеры уже дружно высказали Серзину, спектакль лишен смысла, от романа остались рожки да ножки.
Режиссер сам взялся за инсценировку. Будем верить, что Семёном двигали высокие и чистые художественные помыслы, а не желание увеличить сумму гонорара. Но зачем потребовалось изобретать велосипед? Есть прекрасная инсценировка «Отцов и детей» Адольфа Шапиро, поставленная как им самим (лет 20 назад я видел этот спектакль Городского театра Таллина), так и другими режиссерами в разных городах страны. Есть отличная пьеса ирландца Брайана Фрила «Отцы и сыновья». Её в постановке покойного Леонида Хейфеца можно и сейчас посмотреть в столичном Театре им. Маяковского. И там, и там — Тургенев, мысли и страсти его героев, внятно и логично рассказанная история. А про версию Серзина даже искушенные театралы пишут так: «Инсценировка как таковая отсутствует, вместо нее какие-то ошметки сюжета, недопроявленные характеры и отношения» (Ольга Вайсбен). Что уж тогда говорить про рядового зрителя...
Серзин почему-то переносит действие романа в 80-90-е годы, в перестройку, дополняя то немногое, что им оставлено от автора, сценой из фильма «Асса», песнями Башлачева, Летова и Шевчука. Тотальный нигилизм Базарова (в его роли Сергей Волков, известный по спектаклям Юрия Бутусова) сведен к минимуму, непонятно, какие же консервативные и либеральные принципы он отвергает, с какими устоями не согласен.
И нелепо в конце ХХ века выглядит дуэль. И почему, спрашивается, Базаров умирает от сыпного тифа, а, скажем, не от СПИДа или другой более соответствующей времени болезни?
Говорят, будто худрук театра Евгений Миронов собирается доработать эту постановку. Но ведь Миронов, на минуточку, выдающийся артист, однако никак не режиссер. И в данном случае спектаклю нужен крепкий драматург. Мы уже убедились, что бывает, когда «режиссёр обладает возможностью делать с авторским текстом любые вещи».
#новые_критики #театральный_обзор #театр_гоголя #шинель #театр_наций #отцы_дети #семен_серзин