И «Оскар» уходит...
Театральный сезон 2023/2024 близится к концу, и заинтересованные лица уже начинают подводить его итоги, считать тех самых цыплят. На этой неделе друг за другом были вручены две независимые награды: в 33-й раз — «Хрустальная Турандот» и впервые — премия московских театральных блогеров. Про неё и расскажу, поскольку приложил руку к её организации и проведению, знаю ситуацию изнутри.

Помните, как молодой Иосиф Бродский ответил судье на вопрос: «А кто это признал, что вы поэт?» Вот ту же самую фразу — «Я думаю, это от Бога» — можно адресовать всем, кто спрашивает: кто такие театральные блогеры и кто вас ими назначил?
Это люди, которые любят театр, следят за театральным процессом, постоянно смотрят новые спектакли и пишут о них в социальных сетях. Иногда — витиевато, цветисто, подробно, иногда лаконично: скука смертная, ушел в антракте. Да, рецензия может быть и такой. И как написала мне на днях одна зрительница, «благодаря вашим постам, у нас не бывает испорченных вечеров».
Надо ли для этого иметь театроведческое образование? Нет. Достаточно иметь вкус. Зоркий глаз. Чувство юмора. Ну и бойкое перо. И, конечно, насмотренность. Никто не отсматривает за сезон столько спектаклей, как блогеры. А «корочки» — дело девятое. Среди знакомых мне блогеров есть арабистка, экономистка, психолог, инженер-конструктор и даже гинеколог. Разумеется, несколько журналистов и филологов. А есть и безработные театроведы.
Пост в соцсетях — это фастфуд. Вам острый или оригинальный? Время такое, что мало кто будет читать километровые рецензии, которыми кормились в советские времена высоколобые выпускники ГИТИСа. Почти не осталось мест, где эти тексты можно опубликовать и получить гонорар. Цены на билеты (в популярных столичных театрах, во всяком случае) сейчас сравнимы со стоимостью авиаперелета или хорошего ужина с драгоценными винами. Поэтому для многих театралов блогерство — это удовлетворение собственного любопытства за казенный счет. И те, кто когда-то начинал как независимый автор и посещал театры за свои кровные, сейчас волей-неволей продали душу пресс-службам и пиар-отделам. Одни ходят на пресс-показы, другие проникают на прогоны «для пап и мам», третьи просят «внести в список», когда у актеров пройдет премьерный мандраж и спектакль устаканится.
И тем не менее, есть блогеры, умудряющиеся и правду о спектакле написать (пусть и эзоповым языком), и не укусить кормящую руку.
Сами блогеры относятся друг к другу примерно как и артисты с режиссерами — клубок целующихся змей. Приятели, коллеги, но и конкуренты. Есть один персонаж, назовем его Неописуемый (он любит вставить в свой пост: «Актриса NN играла неописуемо!»), который, боясь поругаться с каким-нибудь театром, а говно-то надо куда-то девать, начинает вдруг поливать... других блогеров, выискивая блох в их текстах или поведении.
И вот таких не самых совместимых и не самых добрых людей объединила под знаменами блогерской премии театральный энтузиаст Софья Полунина, работающая помощником худрука в Театре на Юго-Западе.
Было решено, что экспертный совет составит лонг-лист, где в каждой номинации будет семь мест, а после дюжина блогеров проголосует и определит короткий список из трех кандидатов. И в итоге выберут одного победителя, имя которого сообщат на церемонии. Таким образом при прозрачности голосования сохранится интрига. В примеру, в той же «Хрустальной Турандот» выбор победителя — дело рук хозяина премии г-на Беленького, а в «Звезде Театрала» мутная система «народного» интернет-голосования, когда в одном списке оказываются вдруг «слон» и «моська».
Конечно, Москва — театральная Мекка. С одной стороны, премьер много, с другой — мало хороших. Этот сезон оказался не самым урожайным на шедевры. В том числе и потому, что «одних уж нет, а те далече». Нет новых спектаклей Римаса Туминаса, Дмитрия Крымова, Юрия Бутусова, Миндаугаса Карбаускиса, Кирилла Серебренникова, Тимофея Кулябина, Максима Диденко... И это далеко не весь список. Нет возможности приглашать на постановку, как в былые годы, зарубежных звезд режиссуры — от американца Боба Уилсона, немца Питера Штайна и канадца Робера Лепажа до латыша Арвиса Херманиса.
Но даже и в таких условиях нам было сложно сделать выбор. Впору бросать монетку.

Скажем, номинация «лучшая мужская роль», где соревновались Сергей Волков (спектакль МХТ им. Чехова «Голод»), Игорь Гордин («Борис Годунов. Сны», Театр наций) и Андрей Максимов («Собачье сердце», МТЮЗ). Все играют блестяще. А Гордин был в лонг-листе еще и со второй ролью — профессора Преображенского в том же «Собачьем сердце» в постановке Антона Федорова.
Или как непрост выбор лучшего сценографа — при нынешней ситуации, когда художники нередко вытягивают слабые в режиссерском отношении постановки, и когда на приз претендуют мэтры — Владимир Арефьев, Александр Боровский и Максим Обрезков, а приз в итоге уходит к молодым художникам Анне Агафоновой и Антону Трошину, оформившим «Ленинградские сказки» в РАМТе.
Мы сделали эту премию, чтобы поддержать людей театра, которые своим талантом поддерживают нас. И было приятно видеть их радостные глаза (для многих эта первая номинация и первая театральная награда в жизни), слышать их благодарности. Кому интересно увидеть весь список, легко найдет его в интернете. Читайте, выбирайте и приходите в театр!






#новые_критики #театральный_обзор #театр #театральные_блогеры #премия_театральных_блогеров