vasyukhin Влад Васюхин 13.06.24 в 09:54

И «Оскар» уходит...

Театральный сезон 2023/2024 близится к концу, и заинтересованные лица уже начинают подводить его итоги, считать тех самых цыплят. На этой неделе друг за другом были вручены две независимые награды: в 33-й раз — «Хрустальная Турандот» и впервые — премия московских театральных блогеров. Про неё и расскажу, поскольку приложил руку к её организации и проведению, знаю ситуацию изнутри. 

Помните, как молодой Иосиф Бродский ответил судье на вопрос: «А кто это признал, что вы поэт?» Вот ту же самую фразу — «Я думаю, это от Бога» — можно адресовать всем, кто спрашивает: кто такие театральные блогеры и кто вас ими назначил?

Это люди, которые любят театр, следят за театральным процессом, постоянно смотрят новые спектакли и пишут о них в социальных сетях. Иногда — витиевато, цветисто, подробно, иногда лаконично: скука смертная, ушел в антракте. Да, рецензия может быть и такой. И как написала мне на днях одна зрительница, «благодаря вашим постам, у нас не бывает испорченных вечеров». 

Надо ли для этого иметь театроведческое образование? Нет. Достаточно иметь вкус. Зоркий глаз. Чувство юмора. Ну и бойкое перо. И, конечно, насмотренность. Никто не отсматривает за сезон столько спектаклей, как блогеры. А «корочки» — дело девятое. Среди знакомых мне блогеров есть арабистка, экономистка, психолог, инженер-конструктор и даже гинеколог. Разумеется, несколько журналистов и филологов. А есть и безработные театроведы. 

Пост в соцсетях — это фастфуд. Вам острый или оригинальный? Время такое, что мало кто будет читать километровые рецензии, которыми кормились в советские времена высоколобые выпускники ГИТИСа. Почти не осталось мест, где эти тексты можно опубликовать и получить гонорар. Цены на билеты (в популярных столичных театрах, во всяком случае) сейчас сравнимы со стоимостью авиаперелета или хорошего ужина с драгоценными винами. Поэтому для многих театралов блогерство — это удовлетворение собственного любопытства за казенный счет. И те, кто когда-то начинал как независимый автор и посещал театры за свои кровные, сейчас волей-неволей продали душу пресс-службам и пиар-отделам. Одни ходят на пресс-показы, другие проникают на прогоны «для пап и мам», третьи просят «внести в список», когда у актеров пройдет премьерный мандраж и спектакль устаканится. 

И тем не менее, есть блогеры, умудряющиеся и правду о спектакле написать (пусть и эзоповым языком), и не укусить кормящую руку. 

Сами блогеры относятся друг к другу примерно как и артисты с режиссерами — клубок целующихся змей. Приятели, коллеги, но и конкуренты. Есть один персонаж, назовем его Неописуемый (он любит вставить в свой пост: «Актриса NN играла неописуемо!»), который, боясь поругаться с каким-нибудь театром, а говно-то надо куда-то девать, начинает вдруг поливать... других блогеров, выискивая блох в их текстах или поведении. 

И вот таких не самых совместимых и не самых добрых людей объединила под знаменами блогерской премии театральный энтузиаст Софья Полунина, работающая помощником худрука в Театре на Юго-Западе. 

Было решено, что экспертный совет составит лонг-лист, где в каждой номинации будет семь мест, а после дюжина блогеров проголосует и определит короткий список из трех кандидатов. И в итоге выберут одного победителя, имя которого сообщат на церемонии. Таким образом при прозрачности голосования сохранится интрига. В примеру, в той же «Хрустальной Турандот» выбор победителя — дело рук хозяина премии г-на Беленького, а в «Звезде Театрала» мутная система «народного» интернет-голосования, когда в одном списке оказываются вдруг «слон» и «моська». 

Конечно, Москва — театральная Мекка. С одной стороны, премьер много, с другой — мало хороших. Этот сезон оказался не самым урожайным на шедевры. В том числе и потому, что «одних уж нет, а те далече». Нет новых спектаклей Римаса Туминаса, Дмитрия Крымова, Юрия Бутусова, Миндаугаса Карбаускиса, Кирилла Серебренникова, Тимофея Кулябина, Максима Диденко... И это далеко не весь список. Нет возможности приглашать на постановку, как в былые годы, зарубежных звезд режиссуры — от американца Боба Уилсона, немца Питера Штайна и канадца Робера Лепажа до латыша Арвиса Херманиса. 

Но даже и в таких условиях нам было сложно сделать выбор. Впору бросать монетку. 

Игорь Гордин — победитель в номинации «Лучшая мужская роль»

Скажем, номинация «лучшая мужская роль», где соревновались Сергей Волков (спектакль МХТ им. Чехова «Голод»), Игорь Гордин («Борис Годунов. Сны», Театр наций) и Андрей Максимов («Собачье сердце», МТЮЗ). Все играют блестяще. А Гордин был в лонг-листе еще и со второй ролью — профессора Преображенского в том же «Собачьем сердце» в постановке Антона Федорова. 

Или как непрост выбор лучшего сценографа — при нынешней ситуации, когда художники нередко вытягивают слабые в режиссерском отношении постановки, и когда на приз претендуют мэтры — Владимир Арефьев, Александр Боровский и Максим Обрезков, а приз в итоге уходит к молодым художникам Анне Агафоновой и Антону Трошину, оформившим «Ленинградские сказки» в РАМТе. 

Мы сделали эту премию, чтобы поддержать людей театра, которые своим талантом поддерживают нас. И было приятно видеть их радостные глаза (для многих эта первая номинация и первая театральная награда в жизни), слышать их благодарности. Кому интересно увидеть весь список, легко найдет его в интернете. Читайте, выбирайте и приходите в театр! 

Фото с церемонии вручения Первой премии театральных блогеров

#новые_критики #театральный_обзор #театр #театральные_блогеры #премия_театральных_блогеров

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 339

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют