На сцене — Ален Делон
Смерть 88-летнего Алена Делона вызвала какой-то небывалый отклик и бурление в соцсетях и масс медиа. Понятно, что не каждый день и даже не каждый год нас покидают мировые легенды, писаные красавцы, секс-символы и герои фольклора, однако реакция была такой сильной и продолжительной, что один мой фейсбучный френд даже написал: «Я спать. Разбудите, когда у вас закончится Ален Делон». А кинокритик Андрей Плахов признался, что отправил в бан или удалил из друзей делоновских ненавистников и завистников за «выплески ядовитой слюны».
Мне довелось видеть Делона живьем, ещё импозантного и полного энергии, но уже не такого ослепительного и неотразимого, как в молодые его годы, расспрашивать на пресс-конференции и даже вместе сфоткаться. Дело было в 1998 году, в Латвии, где на кинофестивале «Балтийская жемчужина» ему вручали почетный приз за вклад в мировой кинематограф.
Как ни странно, у Делона, снявшегося в 100 с лишним фильмов, очень мало наград, полученных за конкретные работы. Единственный «Сезар» (французский аналог «Оскара») — за роль в «Нашей истории», плюс две номинации на того же «Сезара» и одна на «Золотой глобус» с формулировкой «самый многообещающий дебют». Плюс спецприз от итальянцев — «Давид ди Донателло» в далеком 1972 году. Негусто. Остальные призы, в том числе Берлина, Локарно, Марракеша, Москвы и Канн ему присуждали уже на старости лет, когда не столько он в них нуждался, сколько сами фестивали для поднятия своего престижа: за карьерные достижения, за жизнь в искусстве, за честь и достоинство. Что тоже, конечно, неплохо.
Все знают Делона кинозвезду, но вряд ли кто из читающих мою театральную колонку в курсе, что он играл на сцене. Помню, в один из приездов в Париж, я сам был удивлен, увидев на Елисейских полях театральную афишу с его именем. Играл он немного, однако на протяжении всей жизни и даже заявил в интервью Figaro, что ценит театральную карьеру выше, чем киношную!
Надо сказать, далеко не все великие, выдающиеся, большие мастера экрана обладают театральным талантом. Сцена требует иного способа существования. К примеру, грандиозная Нонна Мордюкова признавалась, что могла выдать мощный эпизод на съемочной площадке, но ей было сложно распределиться на три часа сценического действия.
Отвечая в Риге на мой вопрос о театральной карьере, Делон заметил: «В 1961 году Висконти поставил в Théâtre de Paris пьесу, где я играл вместе с Роми Шнайдер. “Жаль, что она проститутка...” — так назывался этот спектакль. И вот теперь, спустя много лет, на этой же сцене я сыграю 80 спектаклей по пьесе одного современного французского автора, и таким образом цепочка замкнется».
Спектакль знаменитого итальянского режиссера Лукино Висконти был поставлен по трагедии английского драматурга Джона Форда (1586-1639), название которой переводят как «Жаль, что она блудница», «Жаль, что она распутница» или «Жаль, что она шлюха». Для Делона, уже с успехом снявшегося в нескольких фильмах, это был дебют на сцене, он выступил ещё и как продюсер, профинансировав постановку. Со своей тогдашней возлюбленной Роми Шнайдер, тоже театральной дебютанткой, они сыграли брата и сестру, полюбивших друг друга и погибших. «Эта пара идеальных любовников призвана обнажить низменность страстей и глубокую порочность общества» — говорил режиссер.
Выйдя на сцену, Делон вдруг понял, что ему «надо научиться ходить, двигаться, ведь в кино вместо нас двигается камера». Главной сложностью для него стала «необходимость открыться, выплеснуть эмоции, обнажить перед зрителем внутренний мир героя».
И при этом он испытывал восторг и опьянение, ощущая дыхание зала и его подчиненность актерам.
Следующая его работа в театре случилась в 1968 году. Его друг Жан Ко написал пьесу про любовный треугольник «Выколотые глаза». Спектакль, который поставил Раймон Руло, вышел в сложное время — накануне майских студенческих волнений. Толпы молодежи шли мимо театра, крича «Делона — на завод!». Директриса театра была вынуждена снять постановку от греха подальше...
И затем в театральной судьбе Делона последовал 28-летний перерыв. Его прервал упомянутый Аленом современный спектакль. Пьеса Эрика-Эммануэля Шмитта «Загадочные вариации» была написана в 1996 году специально для бенефиса Делона, для его триумфального возвращения в театр. Он сыграет писателя — знаменитого, умного и талантливого, сноба и мизантропа, живущего на острове и испытывающего творческий кризис. В его дом приедет молодой человек, притворившийся журналистом, а на самом деле любовник его жены. После парижской премьеры пьеса имела шумный успех по всему миру. А Делон устроил с этим спектаклем мировое турне.
Он зря бросил в интервью фразу: «Для театра я конченный человек». В 2004 году Делон сыграл в «Русских горках» («Le Montane Russe»). Эта романтическая пьеса Эрика Ассу также была написана специально для него. В 2006 году случилась премьера «Мостов округа Мэдисон» по роману Роберта Уоллера, а в 2008 году — «Любовные письма» по пьесе Альберта Герни, где его партнершей выступила легендарная Анук Эме.
Как видим, это всё были спектакли на двоих. Но зачем больше исполнителей, если на сцене — сам Ален Делон!