Рецензия на фильм «Смерч 2»

Скрипящая на зубах эссенция житейской наблюдательности, которую её носители скромно называют народной мудростью, гласит, что всё новое это хорошо забытое старое. Давным-давно, в середине весёлых 90-х, когда Билл Клинтон ещё считался примерным семьянином, а BMW — надёжной машиной, когда персонификацией интернета являлась пронзительно визжащая коробочка модема, а о деконструкции и постмодерне в кино слышал разве что Вуди Аллен, голливудская студия Warner Bros. сняла простенький, прямой как стрела и абсолютно непретенциозный фильм-катастрофу под названием «Смерч». И вот теперь, спустя почти 30 лет, маркетологи и бухгалтеры неожиданно вспомнили, что конкретный объект интеллектуальной собственности почему-то ещё не оброс франшизами, а значит это недоразумение необходимо срочно исправлять, сняв одновременно римейк, рибут и сиквел «Смерча» под весьма оригинальным названием «Смерч 2».

оригинальное название: Twisters 
год: 2024
режиссёр: Ли Айзек Чун
в ролях: Дэйзи Эдгар-Джонс, Глен Пауэлл, Энтони Рамос, Мора Тирни, Брендон Перера, Кирнан Шипка

Сюжет фильма крайне прост, бинарен и подчинён необходимости постоянно подвергать героев абсолютно ненужному риску ровно в той же степени, что и мотивация лорда Гленервана при виде первой попавшейся бутылки неожиданно срываться с места и бросаться на поиски незнакомого ему капитана. Главная героиня — учёный-метеоролог по имени Кэти недавно защитила диссертацию, и вместе с коллегами колесит по штату Оклахома, исследуя торнадо, которыми так богат этот благословенный Господом (но, разумеется, в меньшей степени, чем Техас) край.

Преследуемые героиней научные цели весьма благородны — она надеется с помощью распыления в атмосфере неких хитрых полимеров укротить смерч и таким образом спасти тысячи жизней. Но эксперимент, проводимый вне контролируемой среды, предсказуемо заканчивается катастрофой — засосав несколько бочек химикатов, хилый смерч первого разряда неожиданно превращается в ураган пятой категории, и отправляет в долгий неконтролируемый полёт всю команду Кэти. Погоревав положенные канонами жанра пять лет, Кэти устраивается на спокойную работу в гидрометеостанцию Нью-Йорка, где не бывает никаких торнадо и самая большая опасность, угрожающая хипстерам, это лёгкий дождик, норовящий промочить их айфоны. Именно в этом жизненном тупике её находит бывший коллега по имени Хавьер.

Обняв подругу и пригласив её в ресторан, на тарелочку тако и бурито, Хавьер стремительно переходит к делу — пока Кэти рвала на себе волосы и позволяла совести мучить себя, практичный мексиканец немножко послужил в армии, ознакомился с новейшими разработками в области управления погодой, и теперь создал стартап, использующий военные технологии для анализа движения торнадо. Хавьер предлагает Кэти присоединиться к его команде, и немного поломавшись для вида, героиня соглашается.

Прибыв в Оклахому, Кэти констатирует, что сезон торнадо начался раньше обычного и выдался необычайно суровым, впрочем, погодные условия всё равно не могут отпугнуть легион любителей пощекотать себе нервы, находясь в непосредственной близости от центра урагана. Среди обычной коллекции интернет-придурков, делающих селфи на фоне массового бедствия, выделяется команда «укротителей торнадо», которая отличается от остальных инфлюэнсеров тем, что её возглавляет ковбой-метеоролог по имени Тайлер Оуэнс. Впрочем, научные звания и квалификация Тайлера не имеют никакого значения, поскольку гипнотизирующий взгляд, голливудская улыбка и стратегически продуманная небритость доктора Оуэнса немедленно заставляют Кэти забыть о всех делах и влюбиться по уши.

Тем временем авторы сценария безуспешно пытаются проявить хотя бы толику оригинальности, и сюжет неожиданно закладывает резкий, но всё равно предсказуемый вираж — выясняется, что научная корпорация, на которую работает Кэти, на самом деле преследует отнюдь не гуманные цели и наживается на природных катастрофах, по дешёвке скупая опустошённую ураганами землю. Правда, как именно хитрые девелоперы умудряются заставлять торнадо уничтожать именно те городки, которые они хотят переформатировать и превратить в элитную недвижимость, так и не объясняется. Но, с другой стороны, зачем современному зрителю слишком напрягать головной мозг — главное запомнить, что корпорации априори злые. Ясное дело, что после таких откровений героиня решает забыть разногласия с конкурентами по метеорологическому бизнесу, и вместе бороться за Великую Справедливость.

Парадоксально, но именно стремительное развитие технологий за последние 30 лет становится моментом, делающим просмотр целых категорий фильмов абсолютно бессмысленным. Если в 90-е аудиторию ещё можно было без особых проблем поразить эпическими сценами, простенькими спецэффектами и духоподъёмными полётами камеры, то теперь зритель, избалованный визуальным совершенством многочисленных кинокомиксов, воспринимает летающих коров, сорванные крыши и жутковатое завывание ветра в динамиках более чем спокойно. Соответственно, у аудитории появляется возможность провести самый элементарный анализ происходящего, и прийти к выводу, что им в тысячный раз пытаются подсунуть всё то же неряшливо приготовленное и несвежее блюдо, от которого их тошнило ещё в детстве.

В фильме есть всё, что когда-либо могло появиться на экране и немедленно надоесть нам своим очевидным идиотизмом: ковбой, которого во время родео сбросил бык и который после сильного удара головой решил пойти в метеорологи, в качестве главного героя; настолько схематичные повороты сюжета, что два измерения в их случае кажутся непозволительной роскошью; постылая любовь на фоне великих прерий и мещански-романтических американских закатов; благородные ютуберы, передающие всю прибыль от канала на нужды пострадавших от стихии; и конечно же невообразимо примитивные персонажи.

Впрочем, при всех недостатках конечного продукта, нельзя не похвалить авторов за сообразительность и умение адаптироваться к ситуации. В условиях тотального засилия СЖВ-идеологии выбор природных катаклизмов в качестве основных оппонентов вполне очевиден и безопасен с точки зрения возможных обвинений в неполиткорректности. Хотя, уверен, что скоро соевые придурки укажут на факт того, что торнадо, во-первых, белые, а во-вторых, образуются в основном на границе с Мексикой, а значит, непропорционально влияют на жизнь меньшинств.

Иногда бывает, что в полном соответствии с законами математики, несколько ярко выраженных положительных элементов позволяют общей сумме уравнения фильма удержаться выше нулевой отметки. Идеальным вариантом бюджетного спасителя картины являются качественно и реалистично прописанные герои, но, к сожалению, в данном случае авторы сценария даже не попытались придать действующим лицам хотя бы минимальную связь с третьим измерением, и наблюдая за плодами их трудов, испытываешь скорее жалость, чем отвращение. Не знаю как обстоят дела сейчас, но в 90-е популярным занятием среди детей младшего школьного возраста было рисование собственных комиксов — так вот, даже там персонажи были куда более объёмными. Для того, чтобы наметить дополнительное измерение героя, достаточно нескольких мазков креативной кисти, но лень или незнание своего дела сыграли со сценаристами злую шутку, и первое, что приходит в голову видя любое действие персонажей — это немой вопрос «боже, зачем?»

Любой сиквел или римейк фильма непременно старается почерпнуть хотя бы немного энергии предыдущей, молодой, полной жизни эпохи. «Смерч 2» в точности следует проверенному сотнями римейков рецепту, но всё равно не достигает цели, поскольку условия, в которых следует применять рецепты успеха, кардинально изменились. Несколько десятилетий назад природные катастрофы и прочие очевидные проявления энтропии были достаточно редкими, чтобы одной своей экзотичностью привлечь внимание зрителя. Теперь же фильмам-катастрофам приходится изо всех сил конкурировать с выпусками новостей, а зачастую и с тем, что потенциальный зритель видит, просто выглянув в собственное окно. И если когда-то, в полном соответствии с заветами Тайлера Дёрдена, публику интересовала возможность временно сбежать от удушающей стабильности, то в наши дни куда более популярными являются добрые сказки, имеющие лишь минимальную связь с реальностью.

С технической стороны фильм представляет собой гибрид крупных планов природных катастроф и коллекции музыкальных клипов на песни, отдалённо связанные с темой штормов и непогоды. Несмотря отсутствие в плей-листе Джима Моррисона, музыка подобрана неплохо, хотя не удивлюсь, если отечественные мастера перевода и импортозамещения заменят весь саундтрек песней «Ветер-собутыльник» группы «Любэ».

Кастинг представляет собой типичный результат лобби могущественных агентов и желания выехать на репутации одного актёра. Очевидно, что агент Глена Пауэлла до такой степени верит в то, что его клиент непременно станет крупнейшей звездой Голливуда, что умудряется заражать этой верой режиссёров и продюсеров, которые в последнее время постоянно дают Пауэллу роли в фильмах категории «А-». Разумеется, уникальное умение актёра улыбаться так, что сам Чеширский кот заплачет от зависти, несомненно способствует его популярности среди прекрасного пола, но один лишь результат работы дорогих стоматологов не может служить основой успеха фильма. Пауэлл отрабатывает отлично, но умопомрачительно узкие рамки развития персонажа не дают ему возможности применить даже толику своего таланта. Британская актриса Дэйзи Эдгар-Джонс, исполняющая роль Кэти, с переменным успехом пытается изобразить аутентичный техасский акцент и отчаянно визжит при приближении торнадо. Ну а Энтони Рамос в роли Хавьера испытывает скромный катарсис, никак не влияя на развитие сюжета.

Итог: крайне посредственный продукт, кинетической основой которого является исключительно сила инерции. Просмотр может быть рекомендован исключительно ценителем таланта Глена Пауэлла или тем, кому совершенно всё равно, какой случайный набор пикселей они увидят на экране в течение следующих двух часов.

#новые_критики #глен_пауэлл #смерч #ураган #фильм_катастрофа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 398

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют