Рецензия на фильм «Битлджус Битлджус»

Мистический привет зрителям! 

В нашем мире, который некоторые философы сравнивают со степенно текущей рекой, а другие — с бесконечно отражающимися друг от друга стремительными волнами, есть несколько неизменных островков стабильности. Одной из этих философских констант является тот факт, что какой бы фильм не пытался снять Тим Бёртон, в итоге всё равно получится милая сказочка для детей максимум десятилетнего возраста.

Снятый в конце восьмидесятых «Битлджус», ставший первым крупным коммерческим успехом режиссёра, долго избегал участи других родоначальников франшиз, но хронический кризис идей, поразивший Голливуд в начале нового тысячелетия, не жалеет никого; к тому же, постаревшим актёрам, снимавшимся в оригинале, всё так же нужны гонорары, поэтому съёмки сиквела были неизбежны. Однако насколько глубоко коммерческим не был бы данный проект, ещё один момент в этом мире всё равно остаётся неизменным — Бёртон так и не разучился снимать великолепное кино.

оригинальное название: Beetlejuice Beetlejuice
год: 2024
режиссёр: Тим Бёртон
в ролях: Майкл Китон, Вайнона Райдер, Кэтрин О’Хара, Джастин Теру, Дженна Ортега, Моника Белуччи, Уиллем Дефо, Дэнни ДеВито

Сюжет сиквела продолжает рассказ о приключениях далеко не самой обыкновенной американской семьи по фамилии Дитц. Почти 30 лет назад молодая чета Дитцов купила особняк в Нью-Хэмпшире, однако быстро выяснилось, что привлекательная цена дома была обусловлена наличием в нём привидений. В лучших традициях модной в те времена деконструкции, вместо того, чтобы людям проводить обряд экзорцизма, привидения решили изгнать людей из их дома, для чего призвали из чистилища демона по имени Битлджус. Однако как и положено демону-затейнику, вместо того, чтобы добросовестно выполнять свою работу, Битлджус с первого взгляда влюбился в юную дочку новых владельцев дома по имени Лидия и решил заставить её вступить в законный брак. Впрочем, Битлджус руководствовался не только амурными соображениями — брак со смертной женщиной позволил бы демону вырваться из царства Аида и переселиться в наш мир. В итоге общими усилиями Битлджуса всё же удалось водворить обратно по месту прописки, но демон не забыл свою большую любовь и последующие четверть века строил планы триумфального возвращения.

Тем временем сценарий представляет нам новое поколение Дитцев — у сильно постаревшей Лидии уже есть своя дочка-тинейджер по имени Астрид, которая вся пошла в мать, то есть считает себя великой художницей и ведёт богемный образ жизни, свысока посматривая на отсталых родителей, при этом не забывая обналичивать выписанные ими чеки за обучение в элитарной художественной академии. Сама же Лидия ведёт популярное телешоу, посвящённое потусторонним силам, и пытается устроить личную жизнь со смазливым продюсером. 

Но размеренная жизнь героини рушится в тот миг, когда Лидия получает известие о смерти своего отца, которым где-то у берегов Новой Зеландии полакомилась акула. Её мачеха Делия хочет похоронить символический прах мужа в том самом маленьком городке, где находится их дом с привидениями, что даёт Битлджусу, внимательно следящему за развитием событий, долгожданный шанс осуществить задуманное. Причём жениться и выбираться из чистилища Битлджусу надо незамедлительно, поскольку его начинает преследовать бывшая жена — известная ведьма, сбежавшая из низших кругов ада, и горящая желанием покарать мужа за измену. По её следам идёт некий адский детектив, оперирующий понятиями уровня «член семьи врага народа», а значит Битлджус тоже рискует попасть под его горячую руку.

Ну а на нашей стороне мироздания тем временем происходят не менее интересные события. Прибыв в сонный провинциальный городок, герои немедленно находят свою долю приключений на известное всем место — старушка Делия решает провести древнеегипетский обряд прощания с мужем, в процессе которого её кусает ядовитая змея, и она попадает в чистилище; юную Астрид соблазняет молодой симпатичный призрак, и обманом крадёт её жизненную силу, в результате чего она немедленно присоединяется к своей бабушке, а Лидия, пытаясь вытащить свою семью с того света, вынуждена призвать Битлджуса и заключить с ним весьма невыгодный брачный контракт.

Первые эмоции, которые новое произведение Тима Бёртона оставляет в нашем сознании, это если и не восторг, то как минимум, удовлетворённая улыбка. В отличие от огромного количества современных конкурентов, в тысячный раз перебирающих элементы заигранного почище грампластинки около-христианского лора, с фантазией у режиссёра проблем нет, поэтому визуальные образы, бэкграунд и существа, населяющие вселенную фильма, оригинальны, интересны и радуют взор. Традиционный для режиссёра красочный, изначально абсурдный, но при этом глубоко интеллектуальный и в чём-то даже философский балаган, происходящий на экране, немедленно воссоздаёт атмосферу лучших годов прошлого тысячелетия, когда таланты высочайшего класса успешно встречались с практически неограниченными финансовыми ресурсами продюсеров. Бёртон мастерски находит идеальный баланс между фантасмагорией, тонкой иронией, добрым юмором и откровенным абсурдом, поэтому задавать неудобные вопросы, вроде того, какая же настоящая функция главного героя, почему песчаные черви раскрашены как клоуны или же каким сводом правил руководствуется бюрократия в чистилище, совершенно не хочется.

Авторы сиквела выдерживают максимально близкий к оригиналу тон и изо всех сил стараются возродить ту замечательную и крайне тёплую атмосферу конца 80-х, когда кино не пыталось перевоспитать, застыдить или порицать аудиторию, вместо этого честно предлагая им увлекательную историю за скромную цену. Но именно эта отчаянная попытка повторить былой успех и является ахиллесовой пятой фильма.

В книге Экклезиаста совершенно верно сказано, что всякой вещи и всякому явлению в нашей жизни положено своё время. В данном контексте, свежий фильм Бёртона обладает уникальным и очевидно неоплатоническим качеством — он одновременно совершенно неактуален и наоборот, актуален просто-таки чрезмерно. Красивые, но абсолютно не связанные с реальностью, откровенно детские, наивные, и благодаря этому изумительно трогательные сказки с радостью потребляются публикой в двух случаях — когда вокруг всё либо очень хорошо, и сказка прерывает невыносимую лёгкость стабильного бытия, либо очень плохо, и в эту же сказку можно попытаться убежать. В наши дни разве что толстый тролль или круглый дурак может утверждать, что мир движется в правильном направлении, поэтому взор критика немедленно начинает подмечать наиболее характерные элементы эскапистской утопии в новом «Битлджусе». 

Первый вызывающий определённое раздражение момент это откровенно кукольный характер сюжетной интриги. Наиболее успешные образцы современной мистики и фэнтези непременно включают в себя элементы реализма, в первую очередь в области мотивации персонажей. По экрану могут бегать гоблины и летать драконы, но цели, интересы и базовые эмоции героев непременно будут очевидными, близкими и понятными целевой аудитории. В данном же случае абсолютно все персонажи живут в своей башне из слоновой кости, и определение «не от мира сего» будет наиболее мягким возможным эпитетом. Словно собаки Павлова, бездумно повинуясь некому стимулу, они действуют, двигая сюжет вперёд, но найти общую логику в их поступках не представляется возможным. Не меньшее умиление вызывают занимающие их проблемы уровня Касталии, в то время как народным массам всё сложнее вспомнить не только смысл Игры, но даже значение слова «бисер».

В столь же игрушечно-сусальном стиле выдержаны также место действия и элементы бэкграунда. И если к неевклидовой геометрии ада, вызывающей ассоциации с лучшими работами По, и многоуровневой бюрократии чистилища, продолжающей духовные традиции Данте, претензий быть не может, то излишне оптимистичное изображение нашего мира портит всё впечатление. И хотя сам по себе фильм снят прекрасно, а талант режиссёра не потускнел и не затупился, попытка следовать некогда гениальному рецепту успеха в значительно изменившихся условиях по определению означает провал. Основной причиной немедленного и интенсивного диссонанса являются умилительные декорации — если 30 лет назад архетип тихого спокойного и сонного городка был вечным и столь же актуальным, как ильмы во дворе Шарлотты Гейз, то сейчас решительно невозможно отбросить недоверие и представить американскую глубинку без палаточных городков бездомных и полчищ нелегальных мигрантов, пожирающих домашних котов.

Разумеется, массовому зрителю приятно оттолкнуться от уродливой реальности и на пару часов погрузиться в сказочный мир, но сам факт того, что наиболее реалистичные элементы сказки одновременно являются наименее правдоподобными, наводит на очень неприятные мысли. При всём его мультяшном насилии и претензиях на лёгкий хоррор, «Битлджус» слишком прост, весел и чист для того, чтобы в наших условиях воспринимать его с тем же энтузиазмом, что и четверть века лет назад. К тому же в процессе просмотра сложно забыть о том, что попытки всеми силами отвлечься от своих проблем, убегая от них в сказочный мир, в долгосрочной перспективе никак не способствуют их решению.

В фильмах Тима Бёртона не бывает слабых трупп, и новый «Битлджус» не стал исключением из этого правила. Майкл Китон в своё время начинал карьерный рывок именно ролью Битлджуса, и в новом фильме наделённый своеобразным чувством юмора демон получился столь же прекрасным, напоминая отечественному зрителю гибрид Коровьева и Бегемота. Вайнона Райдер замечательно возвращается к роли Лидии, успешно обыгрывая факт взросления некогда бунтовавшего тинейджера. Дженна Ортега как всегда отрабатывает профессионально, но общее впечатление от её персонажа вышло слишком серьёзным для клоунского имиджа фильма. Джастин Теру в меру скользок и противен, а Моника Белуччи гуляет по экрану в жутком мейкапе (или, наоборот, без него, сразу не разберёшь), но сценарий даёт ей возможность произнести лишь несколько фраз. Разумеется, тот факт, что Бёртону удалось вытащить с заслуженного отдыха самого Дэнни ДеВито, заслуживает похвалы, но его камео скорее декоративно.

Итог: прекрасно снятый фильм, опоздавший на собственную премьеру лет этак на 20. Комедия, заставляющая скорее глубоко задуматься, чем улыбнуться. Вполне достойна просмотра, но не стоит ожидать, что сиквел превзойдёт оригинал.

#новые_критики #битлджус #майкл_китон #дженна_ортега #комедия #классика

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 467

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют