Человек потерянный
В искусстве и шоу-бизнесе (только не буду сейчас начинать дискуссию о том, чем они отличаются), как и во многих других сферах и отраслях, в последние годы происходит импортозамещение. Западных гастролеров почти нет, но и столица, и другие города, не обделены вниманием отечественных артистов. У российского министерства культуры с 2014 года есть даже специальная программа — «Большие гастроли», ведь привезти зрелище, особенно, масштабное, в другой город — удовольствие не из дешевых, поддержка государства необходима. Нередко, как в данном случае, её оказывают и региональные власти.
На днях в Москве прошли гастроли Омского академического театра драмы, приуроченные к его 150-летию. Омская драма, один из старейших театров страны, имеет репутацию одного из сильных. Играли гости по традиции на Арбате, на сцене Вахтанговского театра, с которым дружат еще с 1941 года. После начала Великой Отечественной войны московская труппа была эвакуирована в Омск, где работала два года. А затем театры-побратимы стали регулярно обмениваться визитами.
В этот раз омичи привезли шесть спектаклей, рассчитанных на любой вкус: от народной комедии «Любовь и голуби» и вечной классики в виде «Грозы» Островского до драмы «С днем рождения, папа!», поставленной по мотивам пьесы Теннесси Уильмса «Кошка на раскаленной крыше». И надо сказать, что билеты разлетелись со свистом. И ничего, что мнение, как принято говорить в телерепортажах, «искушенной московской публики» оказалось в итоге неоднозначным, а ожидания, скорее, перегретыми. Всем не угодить. А в целом принимали гостей тепло.
Я посмотрел два спектакля. Кроме упомянутой постановки Уильямса, где сильно смещены акценты, и знаменитый американский драматург с трудом узнал бы свое сочинение в трактовке петербургского режиссера-экспериментатора Романа Габриа, выбор мой пал на самый востребованный спектакль нынешних гастролей. О нем немного и расскажу.
Режиссер Петр Шерешевский, которого хорошо знают и в провинции, и в двух столицах (с недавних пор он — главный режиссер МТЮЗа, а в СПб уже несколько сезонов занимает подобную должность в Камерном театре Малыщицкого, и вообще активно работает на разных статусных площадках, включая МХТ им. Чехова и Театр Наций), поставил в Омске спектакль «Небо позднего августа» по сочинениям современных авторов.
Текст смиксован из трех пьес: «Переспать с Леной и умереть» Тони Яблочкиной, «Как я простил прапорщика Кувшинова» Ивана Антонова и «Небо позднего августа» Игоря Яковлева. Это всё о недавней жизни — действие происходит в 2019–2021 годы, о чем напоминают титры. Житейские истории, сильно напоминающие примитивную сериальную продукцию, играются не друг за другом — их эпизоды довольно ловко перемешаны и сшиты. При этом декорация, точнее, сценичное пространство, одно на всех.
Режиссер счел, что эти тексты объединены общей темой — разрыв человеческих связей, потеря и поиск смысла существования, одиночество. Все персонажи так или иначе недовольны своей жизнью — духовной, семейной, социальной, сексуальной. Они демонстрируют душевные переживания, метания и рефлексию. Их заели свинцовые мерзости быта. Музыканта-неудачника, к примеру, раздражает, что он вынужден делить гримерку с животными и клоунами.
Следить за этим нытьем, жеванием соплей, меланхоличными разговорами и телодвижениями временами было неинтересно, как Толику, Леше, Сереже... кто там еще в списке действующих лиц?.. скучно жить на белом свете. И даже прекрасные артисты не спасали ситуацию. Неужели это и есть диагноз нашего времени?
Одних спектакль разочаровал, показался утомительным, для других стал сеансом психотерапии. Преданные фанаты режиссера Шерешевского, судя по отзывам, были счастливы, пополнив коллекцию его спектаклей, не выезжая из Москвы.
Премьера «Небо позднего августа» прошла в марте прошлого года. Спектакль получил девять номинаций на «Золотую маску». Ни одной не выиграл. К слову, Шерешевскому почему-то не везет с главной национальной премией: его номинировали уже неоднократно, да так ни разу и не наградили. В данном случае, пожалуй, соглашусь с мнением жюри.
#новые_критики #омский_театр_драмы #петр_шерешевский #небо_позднего_августа
-
хорошо, что такие постановки провинциальных театров в Москве в принципе существуют