Калина вызрела…
У Андрея Вознесенского в стихотворении «Смерть Шукшина» есть такие строки:
Он сегодняшним дням — как двойник.
Когда зябко курил он чинарик,
так же зябла, подняв воротник,
вся страна в поездах и на нарах.
Написано это было в 1975 году, через несколько месяцев после того, как Василия Макаровича не стало. Умер Шукшин по нынешним меркам непростительно молодым — в 45 лет. И внезапно, что породило слухи, будто его уход из жизни был насильственным. И как сказано в том же стихотворении, «он свою удивленную смерть предсказал всенародно в картине» (имеется в виду «Калина красная», последний и самый знаменитый фильм Шукшина, где его героя, вора-рецидивиста Егора Прокудина по прозвищу «Горе», вышедшего на свободу, в финале убивали).
В нынешнем году с выдающимся артистом, режиссером и писателем связаны две памятные даты: 95 лет со дня рождения и полвека со дня смерти.
Формат журнальной колонки не рассчитан на пространные рассуждения на тему места личности и творчества советского классика Шукшина в нашей нынешней жизни. Двойник ли он сегодняшним дням? Актуальны ли его тексты, фильмы и персонажи или устарели? Но то, что его наследие востребовано, — факт неоспоримый.
К примеру, на днях в Театре на Бронной прошли предпремьерные показы спектакля «Калина красная». В основе — шукшинская киноповесть. Не сценарий фильма, где только диалоги, а именно проза с авторским текстом.
Режиссер Марина Брусникина признавалась, что опасалась браться за эту культовую историю, однако пригласивший её худрук театра Константин Богомолов привел аргумент, показавшийся убедительным: мол, уже выросло поколение, которое не воспринимает «Калину красную» с подобным пиететом. От себя добавлю: а, возможно, и не знает её.
В прошлом году я уже писал об этом тренде — о спектаклях по сценариям кинохитов (https://alterlit.ru/post/49727/). В репертуаре той же Бронной есть «Вероника» — по мотивам фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», основой которого послужила пьеса Виктора Розова «Вечно живые». А чуть раньше там же появился «Дядя Лева» — по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота», всенародно известной и любимой по фильму Михаила Козакова (желающие могут прочитать рецензию на этот спектакль — https://alterlit.ru/post/20901/).
И подобные примеры переходов с экрана на сцену есть или были и в других театрах.
Что же касается Шукшина, то, как правило, на подмостки переносят его рассказы (самый яркий пример — спектакль Театра наций, он так и называется — «Рассказы Шукшина») или сатирическую комедию «Энергичные люди» (напомню о легендарном спектакле ленинградского БДТ).
А вот идею сыграть «Калину красную» впервые, оказывается, воплотили в театре «Русская песня», в 2017 году. И что примечательно — тогда случился дебют на театральной сцене Марии Шукшиной: она исполнила роль Любы Байкаловой, подруги Егора, которую в фильме незабываемо сыграла её мать, Лидия Федосеева-Шукшина. Я не видел этого спектакля в постановке Дмитрия Петруня. Знаю, что он музыкальный, что там играет и поёт Надежда Бабкина.
В версии Марины Брусникиной музыка тоже звучит. И не только, как и в фильме Шукшина, старинный романс «Вечерний звон» («В группе „Бом-бом“ участвует тот, у кого оканчивается срок заключения»), но и давшая название киношедевру, однако не попавшая в него — якобы из-за высоких коммерческих амбиций композитора — песня Яна Френкеля. Поют драматические артисты хорошо, с душой.
Уже сейчас, после первых показов, можно сказать, что в спектакле есть несколько актерских удач. И, в первую очередь, безошибочно подобраны исполнители центральных ролей — Артем Быстров в роли Егора и Катерина Васильева, сыгравшая Любу. Если в Быстрове публика усмотрела внешнее сходство с Шукшиным, хотя играет он, конечно, по-другому, мягче, ироничнее, то Васильева ни голосом, ни статью ничуть не похожа на экранную героиню. И актриса убедительна в этом образе.
Марину Брусникину, имеющую репутацию одного из ведущих мастеров литературного театра и много раз адаптировавшую прозу для сцены, иногда упрекают, что она давит на слезные железы зрителей, что её спектакли излишне сентиментальны и трогательны. Подобных упреков явно не избежит — уже не избежала! — и премьерная «Калина красная». Так здесь сам материал такой, что у зрителей глаза будут на мокром месте.
На мой взгляд, режиссер поставила своего рода сказку. Страшную, но сказку. Поэтому отрицательные персонажи выглядят здесь нестрашными и даже карикатурными. Не исключено, что до официальной премьеры что-то в рисунке ролей может и поменяться.
#новые_критики #калина_красная #театр_на_бронной #марина_брусникина