Рецензия на сериал «Все совпадения неслучайны»

Ностальгический привет зрителям!

Ознакомившись со свежим многосерийным произведением студии «Apple», я получил очередное подтверждение тому, что верить рекламе — последнее дело. Почитав по диагонали превью и ознакомившись с трейлером сериала о ведущий расследование журналистке, я ожидал увидеть крепкую производственную драму о коррупции, лжи и алчности, в стиле «Инсайдера» Майкла Манна. Увы, но как и положено яблочному продукту, яркая обёртка и искусная реклама скрывают крайне посредственное, бесполезное и, что хуже всего, откровенно скучное содержимое.

оригинальное название: Disclaimer
год: 2024
автор сериала: Альфонсо Куарон
в ролях: Кейт Бланшетт, Кевин Клайн, Саша Барон Коэн, Лесли Мэнвилл, Луис Патридж, Лейла Джордж, Индира Варма, Коди Смит-Макфи

«Совпадения» рассказывают нам несколько взаимосвязанных историй, пересекающихся в одной узловой точке — Венеции начала нулевых. Первая сюжетная линия повествует о приключениях молодой пары англичан в Италии. Молодые люди, которых зовут Джонатан и Саша, проводят время в путешествиях именно так, как и положено британским студентам — беспрерывно пьют, хулиганят и занимаются сексом в общественных местах, а в перерывах между основными занятиями обсуждают высокоинтеллектуальные темы, в частности, вспоминают, как и где они пили, хулиганили и предавались любви. Идиллическое бытие англосаксонских чавов прерывается телефонным звонком, из которого Саша узнаёт о смерти своей тётушки, что заставляет её прервать туристическую поездку и вернуться в Лондон.

Оставшийся в одиночестве Джонатан, не имея возможности заниматься сексом каждые 15 минут, начинает жутко страдать и теряет небольшие остатки разума, в результате чего решает приударить за Кейт — замужней туристкой с ребенком на руках. Впрочем, молодого человека можно понять: гормоны играют, и даже англичанка средних лет на таком фоне кажется приемлемым реципиентом генетического материала. Однако одним сексом дело не ограничивается — Джонатан всё-таки недаром производит впечатление гидроцефала и поэтому влюбляется во взрослую тётку, которую видел раз в жизни. Когда же выясняется, что Кейт не собирается бросать свою прекрасно устроенную жизнь и семью ради неясных перспектив британского кокни, Джонатан, впервые столкнувшись со вселенской несправедливостью, решает рискнуть жизнью ради любимой, и глупо погибает. А расчётливая Кейт, имея возможность спасти парня, вместо этого упорно не замечает его в беде, и фактически даёт ему умереть.

Вторая сюжетная линия посвящена жизни именитой журналистки по имени Кэтрин Рэйвенскрофт, живущей в Лондоне наших дней, и известной своими громкими расследованиями коррупции в госорганах. Однако успех сопутствует Кэтрин лишь в профессиональной деятельности, и личная жизнь героини сложилась на троечку — муж по имени Роберт, хоть и богатый наследник, фактически либеральный тюфяк и мямля, а сын-аутист Николас и вовсе вырос хикканом, отаку, и возможно даже двачером. Казалось бы, миссис Рэйвенскрофт так и суждено медленно тонуть в болоте британской рутины, как вдруг размеренный быт героини рушится под подлым ударом судьбы.

Будучи журналистом, Кэтрин привыкла получать по почте анонимные материалы, поэтому найдя в почтовом ящике манускрипт некой новеллы, на первой странице которого написано, что все совпадения неслучайны, героиня немедленно погружается в чтение, будучи уверенной в том что напала на новую политическую сенсацию. К огромному удивлению акулы пера, книга оказывается её собственной биографией, причём подчеркивающей наименее моральные аспекты её жизни, а именно, курортный роман со студентом по имени Джонатан, и его гибель.

Выясняется, что книгу опубликовал некий Стивен Бриджстоук, бывший школьный учитель, и по совместительству отец Джонатана, сам текст написан его недавно умершей женой, а импульс неожиданному фонтану творчества дали старые фотографии Кэтрин в жанре «ню», найденные им среди вещей погибшего сына. И теперь убитый горем Стивен решает отомстить и разрушить жизнь Кэтрин. Сказано — сделано, и вот уже все знакомые подвергают Кэтрин остракизму, начальство увольняет её с работы, а муж закатывает скандал. Впрочем, нормальный, сочный скандал у чопорных британцев не получается — у нас бы Кэтрин кричала мужу не «ты сам виноват, я чувствовала себя одиноко», а «только не по лицу, Вася, мне завтра на работу», но что же поделать, нет у загнивающей Европы настоящей духовности.

Как бы то не было, теперь героине предстоит решить сложнейшую задачу — каким образом отомстить тому, кому в буквальном смысле этого слова нечего терять?

Как бы современные зрители не относились к театру, нельзя не признать, что сохранившиеся с античных времён типажи комических и трагических персонажей поистине бессмертны, и несмотря на свою очевидно искусственную природу, до сих пор широко используются в массовой культуре с поистине ужасающими результатами. Поэтому отнюдь не простенькая интрига или до боли схематично-бытовые повороты сценария, а именно невыразимо лубочные, искусственные и оторванные от жизни персонажи и позволяют со спокойной совестью назвать «Все совпадения неслучайны» грандиозной постановкой слабенького водевиля в форме стриминг-сериала. Набившие оскомину архетипы отличаются от реальной жизни именно своей чудовищной наигранностью и условностью, но вместо того, чтобы проявить хотя бы крупицу оригинальности, Альфонсо Куарон, очевидно, вспомнив свои мексиканские корни, решает порадовать аудиторию новым прочтением «Просто Марии», в профессионально выполненных британских декорациях.

Однако, против всех ожиданий автора, одно наличие в кадре Лондона автоматически не обеспечивает уровень драматургии Шекспира и жёсткого реализма Диккенса, а населяющие экран сферические идиоты ведут себя настолько наигранно и кривляются столь отвратительно, что быстро отбивают любое желание им сопереживать. В погоне за дешёвыми квази-психологическими эффектами всех персонажей сделали настолько эмоционально нестабильными, что сериал иногда кажется документальным фильмом о конвенции эмо-девочек, которым неожиданно объявили о смерти солиста группы «Tokyo Hotel». Осознанный выбор чрезмерной экспрессивности вполне оправдан в фантасмагориях уровня Гринуэя или Соно, но в условиях хотя бы относительного реализма сюжета выбор таких художественных средств создаёт очевидный диссонанс.

Впрочем, недостатки формы всегда вторичны, и некоторая степень наигранности и театральности была бы простительна, если бы сериал пытался сказать некое новое слово, дать свежее прочтение классических тем или хотя бы просто развлечь зрителя. Увы, но абсолютно все элементы основной сюжетной интриги настолько примитивны и схематичны, что могут дать фору любой фабрике по производству нафталина. На экране мелькают скучающая на курорте дамочка, муж-тюфяк, истерящий по мелочам, сын-торчок, который верит всему, что пишут в интернете, злобный старикашка и прочие картонные образы, годные разве что для театра теней. И если бы заявленным жанром проекта была постмодернистская реконструкция, никто бы не сказал и слова, но полное отсутствие самоиронии в работе творческого коллектива и потуги на убийственно серьёзную драму в итоге дают обратный эффект. Авторы постоянно пытаются вызвать у аудитории эмоциональную реакцию, упорно игнорируя тот факт, что глупейшая и примитивнейшая санта-барбара, слегка подштукатуренная усталым британским лоском и английским акцентом, не становится от этого актуальнее или интереснее. Как сказал бы Аркадий Аполлонович Семплеяров, зрительской массе глубоко наплевать на переживания героини, заключившей брак по расчёту, а теперь жалующейся на отсутствие близости с мужем, и даже на то, что её сын наркоша — ничего удивительного, он же живет в Англии, а значит не имеет будущего, да ещё у него мать журналистка, а это кармически похуже любой онлифанщицы.

Столь же нелепо выглядят попытки придать сериалу глубину путём применения такого нуарного элемента, как голос за кадром, ну а завершают картину творческого кризиса, казалось бы, позаимствованные у Залмана Кинга подробнейше снятые сцены лёгкой эротики, призванные то ли заполнить хронометраж, то ли создать оммаж фильмам категории «Б» 90-х.

Но наибольшее раздражение при просмотре вызывает бездумная растрата в общем-то неплохого интеллектуального потенциала проекта. Каждый раз, когда у авторов появляется возможность поднять серьёзные и вечно актуальные темы, такие как поведение толпы, достойное леммингов, или эффект «Рашомона», вызванный субъективностью восприятия реальности, сценаристы даже не пытаются их реализовать, вместо этого бесконечно подсовывая зрителю очередной элемент мыльной оперы. 

Актёрский состав очень и очень неплох, и добросовестно отрабатывает свои гонорары, изо всех сил стараясь спасти положение. Звезда проекта Кейт Бланшетт талантливо изображает набитую дуру Кэтрин, а Лейла Джордж предоставляет визуальный образ её молодой версии. Саша Барон Коэн, известный в первую очередь как комик, на удивление компетентен в роли либерального мужа героини. Кевин Клайн радует перевоплощением в образ морально амбивалентного антагониста. Луис Патридж, отлично зарекомендовавший себя в «Пистолете» Дэнни Бойла, тут столь же успешно растрачивает свой талант.

Итог: красиво снятая, но скучная банальность и зря потраченное время. Казалось бы, от Куарона можно было ожидать хотя бы тако и буррито, но он подвёл, не обеспечив даже этого. 

#новые_критики #новый_сериал #кейт_бланшетт #борат_женился #ересь #простомария

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 681

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.