Рецензия на фильм «Ученик. Восхождение Трампа»
Республиканский привет зрителям!
Как известно, байопик — далеко не самый благодарный жанр кино. Если не принимать во внимание откровенно сатирические проекты, такие, как «Авраам Линкольн — истребитель вампиров» или «Смерть Сталина», законы жанра определяют весьма жёсткие рамки съёмочного процесса и написания сценария, ограничивая полёт фантазии. Авторам, может и хотелось бы предположить, что Перикл или Наполеон были, скажем, инопланетянами — но нельзя, зрительская масса не оценит, а критики засмеют (впрочем, изображать их сильными чернокожими женщинами — святое дело, никто слова не скажет).
Поэтому, видя, что аккурат под дату выборов президента США вышло жизнеописание Трампа, я, признаться, готов был отмахнуться от фильма, как от очевидной либеральной агитки. Однако, узнав, что главную роль исполняет весьма приличный актёр Себастиан Стэн, отличающийся умением реанимировать даже самые безнадёжные проекты, я решил дать фильму шанс, и не прогадал.
оригинальное название: The Apprentice
год: 2024
режиссёр: Али Аббаси
в ролях: Себастиан Стэн, Джереми Стронг, Мартин Донован, Мария Бакалова, Катрин МакНалли, Чарли Каррик, Бен Салливан
Итак, фильм рассказывает нам о юных годах известного бизнесмена и политика, крупнейшего девелопера и будущего олицетворения популизма по имени Дональд Трамп. Окончив колледж и успешно избежав призыва в армию в последние дни Вьетнамской войны, протагонист устроился на работу в компанию отца, которому принадлежали несколько многоквартирных домов, и с головой погрузился в ненавистную рутину, в основном состоящую из общения с алкоголиками, хиппи и прочими неадекватными гражданами, так и норовящими разгромить жилплощадь или не заплатить арендную плату. Несмотря на то, что работа позволяла ему иметь небольшую квартирку на Манхэттене, «Кадиллак» и малиновый пиджак, хорошо воспитанный и амбициозный Дональд невыразимо страдал от ежедневного общения со всяческим быдлом, и мечтал лишь об одном — построить громадный роскошный отель в центре Нью-Йорка и открыть его двери культурным платежеспособным клиентам.
Чтобы понять степень душевных мучений героя, необходимо сделать небольшой экскурс в историю. После того, как начале 60-х президент Кеннеди разрешил свободную иммиграцию в США, огромное количество всяческих отщепенцев и тайных агентов коммунизма немедленно рвануло в некогда благословенную Господом страну, осело в мегаполисах, и стало активно голосовать на муниципальных выборах. В результате всего за 15-20 лет консервативный Нью-Йорк стал одним гигантским социалистическим экспериментом, едва ли не четверть населения города жила за чертой бедности, и при этом его состоящее из прогрессивных либералов руководство искренне удивлялось тому, что нормальные налогоплательщики стремились сбежать в соседние штаты, а в бюджете образовалась солидная дыра.
В один прекрасный день юный Дональд сидел в элитном клубе на Пятой Авеню, размышляя над судьбой нации, и случайно привлёк внимание одного из серых кардиналов американской политики, известного юриста по имени Рой Кон. Мистер Кон в середине прошлого века стремительно и бесповоротно покорил сердца американской публики своими пламенными обвинительными заключениями, обеспечившими смертную казнь чете предателей Розенбергов, передавших СССР чертежи атомной бомбы. В дальнейшем Кон не менее плодотворно сотрудничал с сенатором Маккарти, очищая Америку от коммунистов и гомосексуалистов. Правда, Кон и сам предпочитал мужскую компанию, но подобно Эдгару Гуверу, страшным усилием воли смог побороть свой недуг и поставить интересы родины выше мелких личных преференций.
Познакомившись со столь патриотичным человеком, Дональд нашёл не только друга со схожими политическими взглядами, но и умелого адвоката, который немедленно поправил пошатнувшиеся было дела семейного бизнеса Трампа. Дело в том, что папа Дональда, обоснованно не желая сдавать квартиры различным меньшинствам, не скрываясь, помечал их заявки на заключение договора аренды специально изготовленной печатью «ниггер — отказать», и таким образом создал письменные доказательства, которые можно было использовать против него в суде. Федеральное правительство ухватилось за возможность оштрафовать честного бизнесмена на целых 20 миллионов, но вместо того, чтобы тратить время на крючкотворство, Рой Кон тупо нашёл компромат на нужных чиновников и заставил их замять дело.
Увидев такой уровень эффективности, Трамп преисполнился глубочайшим уважением к Кону, а тот, добросовестно исполняя роль ментора, преподал своему новому ученику немало бесценных уроков из области realpolitik. Используя связи Роя, Трамп успешно построил два крупнейших отеля в Нью-Йорке, а затем и вовсе создал целую империю казино в Атлантик-Сити.
Параллельно развивается сюжетная линия, посвящённая отношениям Трампа с чешской фотомоделью Иваной Зельничковой. В отличие от начисто лишённых воображения американок, которым было достаточно получить от Дональда бусы или серёжки, Ивана проявила истинно славянскую романтичность, и на втором свидании потребовала у будущего мужа полмиллиона баксов в качестве свадебного подарка. Поражённый в самое сердце, Дональд немедленно потащил суженную под венец, а затем и вовсе взял её на должность главного дизайнера интерьера всех его отелей.
Время шло, размах дел и амбиции Трампа росли в геометрической прогрессии, и старые друзья как-то постепенно перестали понимать его с полуслова и поддерживать все его начинания, а жена и вовсе стала выдвигать абсурдные феминистические требования вроде того, чтобы Дональд более тщательно подходил к вопросу её удовлетворения в постели. Но герой не унывал, поскольку хорошо помнил главный урок, преподанный ему Коном — на Олимпе невыразимо круто, но всегда одиноко.
Первоначальное впечатление от общей концепции «Ученика» у меня сложилось скорее негативным. Неопытный и либерально настроенный режиссёр, явно левый политический окрас, крайне очевидный момент выхода фильма — всё это указывало на огромный потенциал провала. Но, к моему приятному удивлению, два положительных элемента смогли поправить баланс произведения, в итоге создав весьма удачную зарисовку из жизни заметной исторической личности.
В первую очередь, следует отметить сдержанный тон фильма и естественное течение повествования. В отличие от огромного количества политизированных байопиков, которые даже в жизнь Октавиана Августа умудряются впихнуть крайне грубо выполненные, и поэтому неестественно выглядящие элементы либеральной повестки, «Ученик» рисует вполне реалистичную картину мира, в рамках которой персонажи сталкиваются с некой ситуацией, делают свой выбор, а зрителю, в свою очередь, предоставляется возможность самостоятельно оценить их действия и сделать выводы. Авторы очень доходчиво и доступно раскрывают эволюцию таких общеизвестных черт характера Трампа, как хаотичность политических взглядов, полная беспринципность и оппортунизм, весьма честно демонстрируя тот факт, что протагонист не родился исчадием ада, а последовательно развил в себе инстинкты покорителя пищевых цепочек. К тому же, режиссёр, проявив редкий для либерального Голливуда самоконтроль, отказывается явно осуждать своих героев, многократно подчёркивая, что моральная оценка действий индивида, в отличие от его успеха в бизнесе, всегда субъективна. Данную максиму отлично подчёркивает сюжетная линия, посвящённая отношениям Трампа со своим старшим братом, роль которого в жизни Дональда постепенно меняется, превращая его из почитаемого идола в презренного изгоя, и единственное, что помогает Трампу стать во главе семьи — это железная воля, а также умение постоянно расти и эволюционировать, приспосабливаясь к изменяющимся обстоятельствам.
Вторым элементом успеха фильма являются крайне сочные, объёмные и живые персонажи. Разумеется, первую скрипку тут играет великолепный дуэт Трампа и Кона, явно задуманный авторами в качестве издевательской пародии на мастера и ученика Ситхов из «Звёздных войн». Однако, несмотря на все попытки редуцировать замечательные исторические личности до уровня злодеев из комиксов, динамика главных героев на практике служат отличным примером применения теории Дарвина к общественным отношениям. Трамп, начав свою карьеру амбициозным, но несколько наивным юношей, под руководством Кона стремительно эволюционирует, и заканчивает свою арку персонажа прожжённым циником и лицемером, смотрящим на мир без каких-либо иллюзий и готовым на всё ради успеха. Кон, в свою очередь, сначала поражающий протагониста своей энергией и волей к победе, постепенно теряется на фоне прогресса своего ученика, на несколько порядков превзошедшего учителя и перенявшего всю его мудрость.
Весьма элегантно и вполне доступно для массового зрителя в фильме обыгрываются также основы экзистенциализма, в частности, критически важное значение осознанного выбора в процессе беспрерывного создания собственной личности. Совершая очередной шаг в своей карьере, протагонист каждый раз имеет возможность остановиться, расслабиться, удовлетвориться меньшим, но сознательно выбирает риск, беспрерывный рост любой ценой, и жизнь в полную силу. Символично, что здания, которые строит Трамп, идеально соответствуют выбранному им направлению личностного роста — грандиозные, поражающие воображение публики, но при этом глубоко эгоистичные.
Также следует отметить весьма эффективную работу Аббаси с художественными средствами — кроме едва ли не обязательного в фильмах о 80-х визуального эффекта VHS-плёнки, режиссёр удачно выбрал формат изображения 4:3, симулирующий подглядывание в замочную скважину и соответственно, создающий эффект присутствия.
Труппа представляет собой ещё один несомненный плюс фильма. Себастиан Стэн в основном известен аудитории по комиксам «Marvel», но его талант позволяет ему покорять куда более крутые высоты. Несмотря на то, что чисто физиогномически Стэн не сильно похож на Трампа, актёр создаёт крайне реалистичный и объёмный образ начинающего бизнесмена, постепенно превратившего себя в белокурую бестию. Джереми Стронг, исполняющий роль Роя Кона, стал для меня настоящим открытием, а его манеру исполнения роли беспринципной сволочи можно легко назвать безупречной. В свою очередь, Мартин Донован, играющий роль амбициозного, но слабого и нерешительного Фреда Трампа, составляет отличный контраст фонтану энергии Стэна и Стронга. Мария Бакалова, известная в основном как комедийная актриса, прекрасно проявляет себя в роли пробивной, хитрой и агрессивной Иваны.
Итог: простое, безыскусное, и тем самым немедленно располагающее к себе кино. Не самая подробная и глубокая биография, тем не менее, поднимающая важнейшие вопросы и по мере сил отвечающая на них, при этом не забывая о развлечении зрителя. Рекомендую.
#новые_критики #ученик #трамп #себастиан_стэн #политика #байопик
-
Ну-у-у ... я-то не демократ в современных американских реалиях. Будь я американцем, пожелал бы скорее Рейгана и Фридмана (как советника по экономике) на подмогу нации, чем Трампа и Маска. Очень уж на Кису и Осю смахивают. Но всё луше, чем Харрис - та похожа на дуру, потому что ... она и есть дура.
4 -
Человек ещё не помер, а они уже кино про него сняли. Совсем охъели, ни стыда/ни совести, скаты хуже фошыстов. Смотреть категорически отказываюсь по морально-этическим соображениям.
2 -
-
"изображать их сильными чернокожими женщинами"
Не сильными. Смелыми. Песня была такая.
Отличный обзор. Смотреть - нет.
1 -