vasyukhin Влад Васюхин 15.11.24 в 09:34

Театр и Карлсон

«Если вы не забыли дорогу к “Гоголь-центру”, то мы рядом» — эта фраза неслучайно появилась на сайте независимого театра «Пространство Внутри». Они не просто географически соседствовали с созданным Кириллом Серебренниковым в 2012 году и закрытым два года назад «Гоголь-центром», они оказались братьями по духу. И не только с ним, а, скажем, и с театром. doc. И даже с любимовской Таганкой её золотого века.

Этот маленький полуподвальный театр на улице Казакова с залом на сто мест в мае 2021 года организовал архитектор Олег Карлсон. Злые языки утверждали, будто новоиспеченный продюсер сделал пространство специально для своей дочери Марии, начинающей актрисы и режиссера. Однако если посмотреть на репертуар театра, работающего без постоянной труппы, по принципу антрепризы, то слухи про щедрые отцовские чувства окажутся сильно преувеличены. Если действительно театр когда-то и был задуман для Марии, то по факту оказался для зрителей. 

Продюсер Олег Карлсон (слева) и драматург Влад Васюхин в «Пространстве Внутри». Фото: Юрий Феклистов

В тесном «подвале Карлсона», довольно быстро ставшем модным и востребованным у продвинутых столичных театралов, собраны спектакли и перфомансы независимых команд, студенческие эксперименты и собственные проекты. Несмотря на всё разнообразие и разностильность, их можно объединить избитым определением: «не для всех». Их отличает смелость и эпатаж, неординарность и непредсказуемость, хайп и драйв и... какая-то доля самодеятельности. Не зря же в отзывах наряду с восторгами можно прочитать: «Место больше напоминает капустник для друзей. Сторонним зрителям тут делать совсем нечего. Особенно, кто любит классический театр и настоящую актерскую игру. <...> Послевкусие скверное. Идти и покорять мир после такого не хочется». Это я цитирую неведомую мне Ольгу Головину, высказавшуюся на Яндексе.

Насчет того, что считать «настоящей» или «ненастоящей» актерской игрой, я бы ещё поспорил, а вот «классического театра», как его понимают в Малом или, скажем, в Вахтанговском, здесь, пожалуй, нет. Хотя в подвале играет и молодняк, и актеры с именем, выходящие на сцену больших и престижных театров: Елена Коренева, Роза Хайруллина, Максим Виторган, Мария Смольникова, Янина Колесниченко, Мариэтта Цигаль-Полищук, Нелли Уварова и другие. Здесь ставят хорошие и очень хорошие режиссеры, в том числе Владимир Мирзоев, Антон Федоров, Андрей Маник, Саша Золотовицкий, Рузана Мовсесян. Отдельная история — спектакли Жени Беркович, которые продолжают играть в «Пространстве Внутри» после того, как постановщицу приговорили к шести годам лишения свободы по делу об «оправдании терроризма». В подвале давала свои концерты Людмила Петрушевская, в честь 85-летия которой здесь даже был устроен «юбилейный год».

Сцены из спектаклей, играющихся в «Пространстве Внутри»

«Пространство Внутри» нередко приводят как пример удачного театрального проекта, но было бы неправдой сказать, что «ПВ» движется от победы к победе. Такое бывает лишь в сказках, которых на здешней сцене, кстати, немало: от сказок Пушкина до экзистенциальной комедии о жизни на Марсе.

В отборе резидентов Олег Карлсон ориентируется, скорее, на собственные симпатии и вкусы, однако с любимчиками особо не церемонится: если какой-то спектакль оказывается неудачным, он его снимает. «У него такой быстрый круговорот проектов, что неудачи тонут в успехе...» — заметила одна моя знакомая, которая когда-то ходила на каждую премьеру.

Разумеется, как и многие, кто следит за театральным процессом, я не мог обойти вниманием эту площадку. Бывал здесь не раз и не два. Впечатления неоднозначные. Вот, к примеру, рецензия на недавние «Три сестры».

А последняя премьера, сыгранная буквально на этой неделе, разочаровала. Молодой режиссер Гоша Мнацаканов представил «Красную шапочку». От Шарля Перро там одно название. Сказка, но русская. С дурачком, но он носит имя Пётр и у него есть брат Павел. Нелегко поддающаяся пересказу история про то, как добро боролось со злом. Поскольку автор этого текста — полуабсурдистского, чем-то напоминающего Хармса — не указан, можно с уверенностью сказать, что его сочинил сам режиссер. Точнее, слепил. Возможно, вместе с остальными создателями спектакля, не сильно заморачиваясь — в сказке возможно всё. И лучшее определение этой как бы «пьесы» — странное варево. Замечательные артисты, среди которых были Таисия Вилкова, Арина Маракулина, Максим Виторган, порой несли какую-то дичь, несмешно и вяло острили, странно выглядели (о чем говорить, если три персонажа — это восставшие из могил мертвецы). 

Сцены из спектакля «Красная шапочка». Фото: Юрий Феклистов

Публика в большей своей части расходилась в недоумении. Но продюсер не унывает: впереди — новая бомбическая премьера. Это будет гоголевская «Шинель» в постановке одного из самых популярных режиссеров страны Антона Федорова. Все билеты раскуплены.

#новые_критики #пространство_внутри #олег_карлсон #красная_шапочка

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 192

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.