Рецензия на фильм «Присцилла: Элвис и я»

Романтический привет зрителям!

Гениальность редко передаётся по наследству, но в случае дочери одного из величайших режиссёров XX века Фрэнсиса Форда Копполы, сначала могло показаться, что природа решила сделать исключение. София Коппола буквально выросла на съёмочной площадке и в процессе взросления впитала немало секретов отцовского мастерства. Первый же снятый ей полнометражный фильм «Девственницы-самоубийцы» стал фестивальной сенсацией и явил миру Джоша Хартнетта. Её следующий проект — «Трудности перевода» — снова поразил критиков и зрителя в самое сердце и дал хорошего пинка по талантливой попе Скарлетт Йоханссон, запустив её в сторону Аллена, Нолана, а затем и «Марвела».

В дальнейшем Коппола, не имея необходимости снимать чисто коммерческие картины, примерно раз в 3-4 года радовала фанатов очередной историей о любви, одновременно напоминая критикам о своём существовании. И вот теперь девочка изрядного возраста вернулась с своим корням, решив снять фильм про девочек и для девочек, одновременно замахнувшись на любовную жизнь самого Элвиса Пресли.

оригинальное название: Priscilla

год: 2023

режиссёр: София Коппола

в ролях: Кейли Спейни, Джейкоб Элорди, Дэниэл Бирн, Эри Коэн, Дагмара Доминчик, Тим Пост

«Присцилла» рассказывает нам произошедшую наяву сказку, в которой мечтает оказаться большинство девушек школьного возраста. Обычная американская старшеклассница из Техаса, отчим которой служил на американской базе в Западной Германии, зашла в кафе выпить молочный коктейль, и её жизнь переменилась навсегда. 15-летнюю Присциллу Бьюле заметил один из друзей Элвиса Пресли, который в тот момент проходил обязательную военную службу в войсках связи США, и пригласил её на вечеринку.

Как и положено суперзвезде, у сержанта Пресли были огромные привилегии, и поэтому свободное от службы время он проводил не в казарме, а на съёмных квартирах где, как сказал бы Паук, происходил постоянный чад угара, например. Впрочем, уровень чада был довольно скромным, поскольку Элвис был глубоко верующим христианином.

Увидев героиню, больше всего напоминающую скромную серую мышку, король рок-н-ролла, который в тот момент был примерно в два раза старше своей пассии, неожиданно воспылал целомудренной христианской страстью, увёл девушку в спальню, и там два часа расспрашивал её родителях, учёбе в школе, журналах мод и различиях между методистской и епископальной церковью. Когда же Присцилла, заскучав, намекнула, что ей завтра в школу и пора бы уже наконец заняться делом, Элвис, взвизгнув «как вы смеете мне такое предлагать, только после свадьбы» бросил девушку и позорно сбежал. «Ах, после свадьбы! Ну, держись, гад!» подумала Присцилла и поставила себе цель непременно женить на себе рок-н-рольщика.

Дальше пошёл чистый цирк и водевильное представление — Присцилла писала Элвису ежедневные письма, украшенные сердечками, Элвис трогательно ухаживал за ней, заваливая букетами цветов, а улетев в Америку после демобилизации, Пресли даже прислал официальное письмо родителям героини, испрашивая разрешение на её визит в его особняк в Мемфисе и формальную помолвку. Жизнь в статусе невесты рок-звезды сначала казалась сказочной, но реальность быстро расставила всё на свои места — Элвис постепенно начал дарить всё меньше норковых шуб, бриллиантов и кабриолетов, к тому же будучи человеком верующим, отказывался разделить с ней постель до свадьбы, при этом, в лучших традициях подотдела очистки Москвы от бродячих животных, регулярно подвергая невесту французской любви — очевидно, так не считается. Ситуацию усугубил творческий кризис, постигший Пресли, его алкоголизм и увлечение различными увеселительными снадобьями.

В какой-то момент Присцилла неожиданно сообразила, что мечта юности незаметно испарилась, а вместо гениального поэта и современного рыцаря, рядом с ней живёт жирный мужик с двадцатью тысячами тараканов в голове, и уже одним фактом своего существования он ограничивает её права, и вообще жутко абьюзит, возражая против её романа с инструктором по карате. Но разве это может остановить современную сильную и независимую женщину, особенно когда в её распоряжении находится такое эффективное оружие, как миннесотская модель раздела имущества после развода?

Талантливый писатель и тонкий тролль Виктор Пелевин в своё время сказал, что вся современная культура — это плесень на горячей нефтяной трубе, причём вырастает она не потому, что хозяева трубы сильно хотят её появления, а потому что горячую нефть можно прокачивать куда быстрее. Символично, что именно эта цитата пришла мне в голову после просмотра последнего опуса Софии Копполы. Если её папа Фрэнсис Форд, которому было предназначено судьбой творить в те времена, когда деньги ещё имели какой-то вес, и финансирование на некоторые фильмы приходилось брать у самой настоящей мафии, то дочке в этом смысле повезло больше, поскольку в новом тысячелетии безликие хедж-фонды раздают деньги направо и налево, лишь бы у тебя было хоть какое-то имя в индустрии и подобие сценария на руках. Соответственно, София Коппола уже в который раз имеет возможность снимать коммерчески провальное, но миленькое кино, создав в процессе своей карьеры целый суб-жанр «высококлассное интеллектуальное мимими».

Все ярко выраженные девчачьи элементы фильма выполнены на пять баллов — в наличии много романтической любви, ровно нужное количество страданий и переживаний, бесчисленные наряды, красивые побрякушки, элементы сладкой жизни, принц и его замок, томные взгляды, ахи и охи, и конечно же, прекрасный хэппи-энд за чужой счёт. Также поднимаются важнейшие для любой девушки вопросы, в частности, какой баланс между настоящим брутальным мужчиной и трогательным эмоциональным любовником должен выдерживать ваш бойфренд, а также что и сколько именно мужчина должен своей принцессе за один факт её присутствия в его жизни. Я вполне допускаю, что существует целый сегмент аудитории, которому будет крайне интересно прочувствовать тончайшие оттенки эмоций конкретной исторической девочки, но у меня осознанное отсутствие содержания фильма вызывает лишь раздражение и невольно создаётся впечатление, что разменявшая пятый десяток режиссёр так и не выросла из нежного возраста. Хотя вопрос тут скорее в другом — а надо ли ей это?

С точки зрения формы фильм выполнен практически идеально. В своё время папа научил режиссёра тонкостям своей профессии, и фирменный стиль Софии Копполы — плавный, элегантный темп повествования, мягкое, пастельное освещение, умение удержать внимание зрителя несмотря на полное отсутствие сколь-либо интересных событий на экране — проявляется в полной мере. Уверен, что если бы режиссёр решила снять римейк известного сериала «Богатые тоже плачут», с точки зрения кинематографии и атмосферы он вошёл бы десятку лучших сериалов всех времён и народов, составив конкуренцию «Клану Сопрано» и «Во все тяжкие», но вот с точки зрения содержания такой проект не поднялся бы выше уровня Джеки Коллинз. Впрочем, даже это не мешает наслаждаться технически практически идеальным продуктом — Коппола умеет снимать, и все её фильмы это комбинация личной, глубоко интимной истории и беспрестанного, концентрированного потока эмоций, над которым можно и нужно посмеяться, но качество подачи и интенсивность которого не может не вызывать уважения. Отлично выполненный исторический антураж, объёмные и реалистичные персонажи, а также филигранно отточенные диалоги создают великолепный эффект погружения в атмосферу фильма и заставляют сопереживать участникам весьма бытовой и в целом ничем не примечательной истории. «Присциллу» можно сравнить с очередным доказательством давно известной и доказанной теоремы — практического эффекта от от него никакого, но зато авторы хорошо провели время и отточили своё мастерство.

Как известно, в наше время нельзя снять фильм об отношениях между мужчиной и женщиной, не затронув обязательною тему токсичности и абьюза. Однако, к чести Копполы, её талант позволяет обыграть этот момент весьма изящно, и даже слегка потроллить феминисток. В частности, фильм отлично демонстрирует то, что основной причиной проблем между супругами является тот факт, что Элвис в отношениях ведёт себя как настоящий стереотип бабы — постоянно истерит, по пять раз в день меняет мнение, использует аргументы в стиле «дело не в тебе, дело во мне», и в в целом демонстрирует полное отсутствие морального стержня. Казалось бы, человек, родившийся и выросший в консервативных южных штатах США, должен понимать что всё, что нужно для счастья молодой девушке, это хороший муж, который избавит её от необходимости принимать лишние решения, и пятеро детей, особенно если финансы позволяют их содержать, но в конкретном случае, последовательно проявляя слабость и нерешительность, обычно не характерные для нормального мужчины, Элвис невольно опровергнул основной постулат гендерного равноправия.

Впрочем, настолько глубоко задумается не каждый зритель, тем более, что фильм регулярно отвлекает нас отлично рассчитанными дозами абсурдного юмора. Некоторые сцены, такие как Элвис, читающий избранным фанаткам Библию, пока те пожирают его глазами, думая явно не о спасении души, или эклектичная интерпретация понятия греха паствой в Грейсленде, запрещающая плотские утехи, но снисходительно относящаяся к употреблению различной химической гадости, немедленно вызывают в памяти классическую «Пожнёшь бурю» Крамера. В общем, видя такое, снова приходится признавать правоту Задорнова.

Одной из привилегий, которые даёт принадлежность к знаменитым голливудским династиям, является возможность сотрудничества с качественными труппами, и София Коппола грамотно использует этот бонус. Кейли Спейни, несмотря на свой юный возраст, отрабатывает отлично и крайне аутентично изображает процесс быстрого и жёсткого взросления, в результате которого невинная девушка превращается в циничную акулу бизнеса. Джейкоб Элорди, играющий роль Элвиса, создаёт довольно неприятный, но при этом натуральный и трёхмерный образ человека, проигравшего битву своим внутренним демонам. Дэниел Бирн интересен в качестве собирательного образа менеджеров Пресли, хотя само решение режиссёра не включать в фильм такого ключевого персонажа, как Том Паркер, весьма спорно. В свою очередь, Эри Коэн, Дагмара Доминчик и Тим Пост, играющие роли старшего поколения семьи Пресли, успешно создают фон для развития ключевых персонажей.

Итог: София Коппола не разочаровала, сняв весьма типичный для себя фильм. Сделано красиво, крайне профессионально, очень романтично и эмоционально, но не сильно умно. Девушкам непременно рекомендую.

#новые_критики #элвис_пресли #присцилла #кейли_спейни #романтика #абьюз

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 303

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • USHELY

    А где все бабы?

  • vpetrov

    Кленовый сироп, видать, а не фильм. Но зато американский натурпродукт.

  • plusha

    Посмеялась над плевками автора, завязшего в мимишности. Фильм попытаюсь сегодня вечером глянуть, уже нашла, всё-таки Пресли, эпоха, интересно. Спасибо за классный обзор и наводку!

  • Marginalus

    Отличная рецензия, спасибо. Очень по доброму отношусь к творчеству Софьи Кополлы, но, все-таки, самый лучший ее фильм - "Трудности перевода". Недавно еще раз пересмотрел - и еще раз умилился. В остальных - есть ощущение, что чего-то не хватает. Слишком ровно и правильно. Видимо, и правда, помимо таланта и профессионализма, нужен еще какой-то надрыв в творчестве.

  • Dushess

    Не,я вообще лучсше буду читать такие отзывы,чем кино смотреть,в принципе)Рецензия-огонь)Не знаю смотреть или нет,не люблю такое.полуисторическое,полуистерическое