Раньше зимой в городах было сухо, чисто и тихо. Как мы жили без реагентов
Попалось видео старой заснеженной Тюмени, где я выросла. Правда, годы перепутали: на видео уже начало 2000-х. Но важнее здесь слово «заснеженная». Посмотрите сами. Кому Ютьюб еще не ускорили (у нас дома все заработало), поверьте на слово: в городе кругом снег, тротуары покрыты снежным настом.
Последний хрустящий снег с чистым настом я видела в нищем костромском городке Шарье в 2017 или 2018 году. Маленький городок, где снег не топили реагентами и не вывозили на машинах — благо, не было у города на это денег.
До того чистый снег мне довелось видеть в Тюмени зимой 2015-2016 гг. Потому что мама жила тогда на окраине, недавно включенной в границы города, там не было повальной уборки. Вот, всего несколько дней за минувшие едва ли не 15 лет я ходила по чистому плотному снегу и слушала, как он хрустит.
Сейчас мою после прогулки по Петербургу обувь, которая за час покрылась соляными разводами, и не понимаю: кому мешал чистый плотный снежный наст? Я росла в Сибири, снега там хватало. Как раньше с ним управлялись? С дорог трактор с ковшом сбрасывал снег на обочину. С тротуаров его откидывали по утрам в те же места дворники. У них были широкие лопаты с острыми краями, порой — шириной в тротуар. Находились гиганты, которые легко поднимали такую лопату снега. И бросали на обочину. Снег там копился всю зиму. Что с ним потом делалось? Он подтаивал, вода уходила в ливневую канализацию, которая по каким-то причинам функционировала даже в самые мрачные 90-е годы. Часть снега в конце зимы с обочин вывозили. Наст дворники скалывали к весне ломами, грузили на самосвалы или сбрасывали в ту же ливневку.
Зимой мы ходили мимо огромных сугробов, которые могли достигать человеческого роста. Но главное — ходили по чистому утоптанному снегу! Он не скользил, наша обувь была чистая и целая, не покрывалась белыми пятнами. Собаки и кошки не возвращались с улиц с облезлыми лапами, реагенты не разъедали им кожу.
Нас возили на санках в садик! Бабушки ходили с санками в магазин. Слово «санки» обозначало тогда сидение с двумя полозьями и веревкой. Сейчас санки — это кресло на колесах с выдвигающимися полозьями, потому что в крупных городах зимой не найти тротуаров со снежным настом: родители, рискнувшие прокатить дитятко на санках, должны постоянно переставлять их с полозьев на колеса, чтобы протащить сани по оголенному тротуару. Ребенок на санках катится, ему в лицо брызжет снежная грязная жижа, растворенная реагентами. Детям в колясках — тоже. Все ноги ребенка из мегаполиса, которого везут в коляске, забрызганы едкой грязью, грязь попадает в лицо низко сидящего в коляске малыша, он дышит испарениями от реагентов. Хорошо бы провести честное исследование и выяснить, какой процент новых опухолей приходится на использование антиснежных реагентов.
В чем смысл их применения? Я пришла к выводу, что смысл только один — освоить бюджет. Чем больше этой химии и соли закупят местные администрации и УК, тем больший оборот средств, с которых можно что-нибудь срубить. Никакого другого профита никому от использования реагентов нет. Населению — лишь убытки. Испорченная обувь, необходимость ее постоянно чистить, покупать средства для полировки. Например, самый дешевый крем и водооталкивающий воск для обуви — 300 рублей за набор. Сорок рублей минимум — маленькая губка для чистки на улице. Таких за зиму нужно два набора и три губки на семью из трех человек. 720 рублей. И крем часто нужен разных цветов — прибавляем еще минимум 150 рублей. Итак, от 870 рублей за зиму отдает семья, чтобы смыть с обуви реагенты. Тратит время, портит обувь.
Что жители за это получают взамен? Непролазную грязь от вечно тающего снега. Которая моментально подмерзает: реагенты подтапливают утоптанный с утра наст, верхний его слой мерзнет, наступает гололед. На него высыпают и выливают еще больше реагентов. Денег из местных бюджетов на химию выделяют вновь и вновь. И так без конца.
Тротуары в грязи, а проезжая часть и обочины разворочены тяжелой техникой. Всю зиму они возят снег, оставляя за собой месиво. Видели, как сгребает снег с обочины трактор, как он грузит его в самосвал? Перво-наперво это заторы на дорогах. В центре Петербурга после снегопада пробки не из-за снега, а из-за вывозящей его техники. Во-вторых, это разбитые и развороченные дорогие: колеса тяжеловозов месят грязь, портят асфальт.
Но главное — это вообще бездонная дыра. Сколько снега вывезли и вытопили, подсчитать нельзя. Какие-то подсчеты ведутся по количеству времени, в ходе которого работает мотор снегоуборщика. И каждую зиму в Петербурге одно и то же — горожане выкладывают видео стоящей на приколе снегоуборочной техники, у которой включен мотор, бывает, что еще и передние колеса приподнимают, они крутятся, наматывая километраж. Поставил на ночь, врубил мотор и пошел спать — утром в отчете сказано, что всю ночь снег чистил. А коллега на самосвале напишет, что целую ночь беспробудно его вывозил. А нужные люди нарисуют, что перетопили за ночь тыщу кубов этого снега. Вообще не отследить! Простор для хищений и злоупотреблений! Дело настолько прибыльное, что реагенты и вывоз снега теперь стали использовать даже на севере. Я тут узнала, что теперь использовать такой метод борьбы со снегом станут в... Нижневартовске! Это ХМАО! Нащупали золотую жилу! Представьте, сколько нужно будет закупить реагентов, чтобы перетопить снег на севере.
Населению только печальный итог — всю зиму в грязи, без обуви, на гололеде.
Нам эту практику заливки снега реагентами и топки его в непостижимых безднах преподносят как ультрапрогрессивную. Вот только в Скандинавии, например, так не делают. И финны не делают. Для меня когда-то стала шоком поездка в Финляндию зимой. Там снег не чистят на тротуарах, он оседает настом, наст при гололеде посыпают каменной крошкой. С дорог снег сбрасывают на обочину, образуя те самые сугробы из нашего детства. Вдоль обочины — ливневая канализация. Снег весной спокойно тает и уходит в стоки. На выходе канализационных сбросов стоят мелкие решетки, которые улавливают каменную крошку. Весной коммунальщики выгребают ее из ловушек, промывают, просушивают и до зимы увозят в хранилища. Все!
В Финляндии чисто, сухо, обувь на финнах без разводов. Никто не скользит. И тишина! Зимой в городах стоит тишина! Снег поглощает звуки. Как в моем детстве, когда машин было не слышно. И когда ты, проснувшись, понимал, что за окном снегопад — даже сквозь закрытое окно в квартиру прорывалась та плотная снежная тишина.
Было же время. Чисто, сухо, тихо, все в блестящих сапожках, белоснежных валеночках. Кому такая жизнь помешала, кто первый придумал разбавить ее солью?
-
Настасья, какой в жопу наст на тротуаре и тем более на проезжей части хоть в Тюмени, хоть в этой вашей Шарье, хоть в заполярном Кукуево? Учи матчасть, в общем
2 -
-
Не удержалась: простите, но глупости же! Совершенно не представляет автор работу системы ливневой канализации, не говоря уже об утилизации снега. Всегда его вывозили из крупных городов, и в Сибири в том числе; просто школьники это в школе не проходили:) А еще во времена моего детства мы с бабушкой сидели у окна и считали автомобили разных марок, по пальцам... само собой, снег был чистым. А в деревнях на десяток дворов, где младшему жителю 70 и у него машины нет, так и сейчас чистый.
3 -
это неправда, автор, в отличие от вас, вероятно, журналист и интересовался вопросом. Не вывозили снег
-
Комментатор тоже журналист, без вероятно:) Вот снегоотвалы на берегу Оби в Новосибирске в начале 80-х, сюда возили и сбрасывали в реку. В Кемерово я сама прекрасно помню кипеш насчет того, что нельзя сбрасывать снег в Томь, она и так загрязнена до предела; в старших классах как раз училась. Ну и полистайте зимние фотохроники Новосиба, Томска, Кемерово, Красноярска тех времен - везде работают снегоуборочные машины, ссыпающие снег в грузовики.
1 -
В Магадане снег неделями идёт, какие там реагенты, сугробы выше головы. Вывозят и сваливают в бухту.
1 -
Когда жил в северных Казахстанах и в Сибирях, то сугробы в городках были на пару метров. А в буране, руку не видно
-
-
С самим посылом я согласен. Чистить тротуары дочиста зимой - это от лукаваго.
-
Тут замешаны интересы автолюбителей) не люблю их. Все дворы заставили своими вёдрами, все улицы в пробках, троллейбусу не проехать, и все время ноют чтобы ради них проезжую часть расширили. И они уверены, что все нормальные люди - на тачках, а пешеходы это нищеброды, мнение которых можно игнорировать)
Вот и тут, я думаю, они лоббируют уборку снега с обочин. Чтоб было где свой автохлам парковать.