Комедия с балетом
Нет, речь пойдет, конечно, не о новогоднем «Щелкунчике» в Большом театре, на который на днях придумали очередной способ продажи билетов — часть их будет выставлена на аукцион. Хотя этот ажиотажный спрос, как и способы его решения, тоже своего рода комедия...
«Комедия с балетом и синхронным плаванием» — так обозначен драматургом Петром Гладилиным жанр его пьесы «Похищение Сабинянинова». Только что в Театре им. Моссовета на сцене «Под крышей» прошла премьера спектакля по этому сочинению. Зрелище названо «Похищение эС».
На мой вкус, и авторское-то название не самое удачное, притянутое за уши. Главный герой — моторист-электромеханик — носит экзотическую фамилию Сабинянинов, отсылающую к легендарному эпизоду римской истории — похищению сабинянок. А театр предложил нейминг ещё хуже, плюс с этим странным написанием С как эС. Сменить оригинальное название, а заодно и фамилию героя, теперь он Савинов, вероятно, решили, чтобы не пугать публику: очень уж созвучно с фамилией нынешнего мэра Москвы. Бдительные граждане учуют подвох, начнут строчить в инстанции. Драматург, сочиняя в 1994 году эту историю, конечно, не знал, что на смену Лужкову через 16 лет придет Собянин.
Первая — нашумевшая! — постановка пьесы в 2007 году была озаглавлена, как у автора. А известность она получила во многом за счет того, что одну из двух главных женских ролей — балерину на пенсии — сыграла незабвенная Людмила Марковна Гурченко. Собственно, Гурченко и выбрала «Похищение Сабинянинова» для своей антрепризы, точнее, для себя. Я видел тот спектакль, поставленный Валерием Саркисовым. Сильного впечатления он не произвел. Отзывы критики были, мягко говоря, довольно сдержанные. Возможно, это и послужило причиной, что после версии с участием народной артистки СССР «Похищение...» поставили всего один раз, в провинции. А, может, виной всему необычный, странный, абсурдистский сюжет. Один рецензент даже назвал его трэшевым.
Но пьесы имеют свою судьбу. Даже шекспировские сочинения на долгое время сходили со сцены и забывались. А после возвращались. И вот сейчас пьеса Гладилина вернулась на столичные подмостки. Вернулась с успехом.
Как рассказал мне драматург, с которым имею честь находиться в приятельских отношениях, режиссер Татьяна Архипцова прочитала его пьесу лет пятнадцать назад и предлагала разным театрам, те отказывались. И вот вдруг получилось с «Моссоветом». Игра судьбы и случая. Ещё один факт, который я узнал от Петра: пьесу он сочинил буквально одним махом, за считанные часы. Проснулся среди ночи и писал не отрываясь, после даже рука болела...
Говоря о необычности материала, достаточно сказать, что первая сцена происходит... в любящих сердцах. Знаменитая в прошлом балерина Ангелина Ивановна (Анна Гарнова) общается на расстоянии со своим Володенькой — с мужем-мотористом Владимиром Харитоновичем (Алексей Трофимов), которого отправили из Санкт-Петербурга на Черное море ремонтировать дизель на рыболовецком траулере. И надо такому случиться, что в Сабинянинова влюбляется молодая рыбачка Маша Дробикова (Глафира Лебедева) и... похищает его. Зачем? А затем, что тот — подкаблучник и любит свою балерину, и оставить его при себе Маша может только с помощью какого-то сверхъестественного, экстравагантного трюка.
И безбашенная рыбачка (у автора действие происходит в Одессе, но сейчас по понятным причинам его перенесли в Анапу) уговаривает моториста отправиться на отремонтированном судне на романтическую ночную прогулку в море. А вот дальше уже и начинается театр абсурда. Девушка открывает кингстоны и топит траулер...
Скажете, бред? Нет, буффонада! Конечно, Маша и Володя спасутся и нарожают семерых дочек. Конечно, бездетная Анна Ивановна попытается вернуть своего неверного Сабинянинова обратно. И на помощь призывается даже домоправительница (Вера Каншина).
Дальше пересказывать сюжет, где найдется место совместному заплыву двух соперниц в холодных волнах и даже дуэли с участием одной из семи дочек (Ксения Комарова), нет смысла. Это надо видеть!
Режиссер Архипцова нашла для текста острую и яркую форму. Артисты играют почти на пустой сцене. Играют с драйвом, с удовольствием, в постоянном движении. Морские волны, в которых барахтаются персонажи, изображают с помощью куска ткани.
В финале любовный треугольник приходит не то, чтобы к шведской семье, но к мирному сосуществованию: балерина начинает давать уроки танца многочисленным дочкам Володи и Маши.
И все поют, и все танцуют.
#новые_критики #похищение_эс #театр_моссовета #татьяна_архипцова