Рецензия на сериал «Дюна: Пророчество»

 

Привет зрителям!

Несмотря на все старания недоброжелателей заклеймить Голливуд как бесполезных культурных паразитов, просмотр новейших западных сериалов способен многому научить любого внимательного наблюдателя. В частности, ознакомившись с очередным представителем расширенной вселенной «Дюны», я сделал однозначный вывод — ребята из CERN зря тратят своё время. Зачем разыскивать новые микрочастицы и источники субатомной энергии, если и так понятно, что величайшая сила во вселенной это жадность продюсеров, желающих выжать очередной цент из, казалось бы, насухо выдоенной франшизы. А когда компанию неуёмной алчности составляют амбиции сильных, независимых, и, самое главное, афроамериканских женщин, результат получается и вовсе феерическим. 

оригинальное название: Dune: Prophecy
год: 2024
автор сериала: Дайан Адему-Джон, Элисон Шэпкер
в ролях: Эмили Уотсон, Оливия Уильямс, Трэвис Фиммел, Джоди Мэй, Сара-Софи Бусснина, Марк Стронг, Джош Хюстон, Джейд Аноука, Крис Мэйсон, Шалом Брюн-Фрэнклин

«Пророчество» формально является приквелом «Дюны» и рассказывает нам о становлении ордена Бене Гессерит. Как известно зрителям, знакомым с творчеством Фрэнка Герберта, дамочки из данной организации представляли собой комбинацию высококлассных наложниц, прорицательниц и умелых администраторов, служивших феодальным кланам, заселившим космос в далёком будущем. Для более эффективного освоения многочисленных планет люди создали искусственный интеллект, который вскоре восстал против своих творцов, вызвав войну вселенского масштаба, известную как Бутлерианский Джихад. В решающей битве против роботов глава благородного дома Атрейдисов сумел уничтожить армию машин, а войска дома Харконненов позорно бежали, едва завидев врага, в результате чего весь их клан был отправлен в изгнание на окраину Империи.

Главная героиня по имени Валя Харконнен, не желая портить здоровье на токсичной планете Гьеди Прайм, решительно порвала со своими родственниками и примкнула к ордену Бене Гессерит, которые, к счастью для неё, обожали собирать всяческих ренегатов со всей вселенной. Обладая непоколебимой волей, умением в один присест выпить полстакана настойки спайса и врождённой способностью к развитию паранормальных навыков, Валя вскоре стала протеже главы ордена, а после её смерти, устранив ближайшую конкурентку, и вовсе получила полную власть. И тут героиню настигло озарение — вместо того, чтобы верно служить императору и быть частью унылой бюрократии, почему бы Бене Геррситкам таки не захватить трон империи, посадив на него свою креатуру, параллельно занимаясь выведением генетически совершенного сверхчеловека под названием Квизац Хадерах? Сказано-сделано, и хитрый план, рассчитанный на сотни, а то и тысячи лет, начинает разворачиваться.

Вторая сюжетная линия посвящена интригам и гламурной жизни императорского дома Коррино. Несмотря на тщательно культивируемый имидж первой армии вселенной, у императора серьёзные проблемы — войска Империи несут огромные потери на планете Арракис, известной также как Дюна, и, чтобы спасти положение, император Джавико вынужден отдать свою 20-летнюю дочку Инез замуж за наследника феодального дома Ричезе, получив взамен новейший, не имеющий аналогов космический флот. Правда, суженному принцессы всего девять лет, поэтому, заключив формальную помолвку, принцессу решают отправить в школу Бене Гессерит — набраться жизненного опыта и подучиться читать чужие мысли.

Тем временем, сама принцесса не сильно желает тащиться на какую-то пустынную планету, фактически представляющую собой женский монастырь, и старается напоследок оторваться в элитный клубах столицы, употребляя всяческие весёлые снадобья и закручивая роман с молодым начальником дворцовой охраны, происходящим из клана Атрейдисов. А тут ещё с планеты Арракис прибывает прославленный воин Десмонд Харт, пытающийся предостеречь императора от некой глобальной опасности и параллельно совершить несколько политических убийств. В дальнейшим этот клубок змей запутывается всё сильнее, но одно понятно — зе спайс маст флоу!

С великими произведениями и порождёнными ими франшизами можно обращаться по-разному. С одной стороны, можно относиться к исходному материалу с максимально возможным уважением, продумывая каждый визуальный элемент, каждый аспект развития персонажей и поворот сюжета. Так поступили Нолан в «Бэтмане», Крипке в «Пацанах» и Снайдер в «Хранителях», в итоге каждый раз получая последовательную и элегантную эволюцию оригинала. Ну а с другой стороны, можно надрать наиболее запоминающихся моментов из разных частей франшизы, приправить их самыми ходовыми элементами бульварного романа о жизни высшего общества, добавить неминуемых в наше время негров, арабов и сильных женщин, и затем представить получившееся месиво зрителю, восклицая «ну вот, классно же!» Увы, но представительницы сказочной страны Ваканда, руководившие производством шоу, предсказуемо выбрали второй путь.

И если бы «Пророчество» являлось оригинальным произведением, его авторам вполне можно было бы простить некоторые ляпы и логические дыры сценария. Но поскольку вселенная сериала базируется на многочисленных и крайне подробно написанных книгах Герберта, авторы, допускающие постоянные нестыковки и отклонения от канона, при этом называя своё произведение «Дюной», напоминают особую категорию владельцев авто, гордо клеящих шильдики «M-Power» на ржавое корыто BMW 318d. Откровенным идиотизмом тут пропитано всё — начиная от безбожно перевранной исторической линии и общей расстановки политических сил, до постоянно подчёркиваемых Гербертом, но начисто забытых сильными и независимыми авторшами чисто бытовых мелочей.

В итоге каждая секунда хронометража вызывает огромное количество вопросов, крайне мешающих просмотру. К примеру, каким образом люди успешно пилотируют космические корабли и искривляют пространство для гипер-прыжков, если все компьютеры уничтожены во время восстания машин и производство новых запрещено под страхом смерти? Почему после уничтожения искусственного интеллекта космос не погрузился в тёмные века, ведь мутантов-навигаторов Гильдии за две минуты никак не выведешь? Куда делись Ландсраат, уравновешивавший военный потенциал Императора, и компания CHOAM, имевшая монополию на межпланетную торговлю? Почему Империя единолично владеет Арракисом, а значит и спайсом, но при этом не вызывает всеобщее возмущение и гражданскую войну, которой так боялся даже Муад’Диб? Почему Салуза II показана ухоженным цветущим мегаполисом, хотя согласно канону это планета-тюрьма с адским климатом, используемая для естественного отбора сардукаров? Куда, кстати, пропали сами сардукары, и как фремены на Арракисе умудрились выжить 10000 лет, не имея грамотного руководства в лице Кайнса-Лиета и стратегической цели? Почему император и феодальные кланы не используют ментатов, а только Бене Гессерит? Куда запропастились Тлейлаксу и Иксианцы? Почему в медицинскую школу Сак дают поступать сёстрам Бене Гессерит? Откуда в Империи какое-то глобальное «ля Резистанс»? Почему авторы настолько поверхностно читали оригинал, что по факту выходит, что Харконненов отправили в изгнание дважды — сначала за трусость во время Джихада, а потом за ту же трусость во время битвы при Коррино? Означенные вопросы со временем достигают критической массы, и невольно хочется вскричать: «прекратите нести отсебятину! Во времена Бутлерианского Джихада не было сигарет “Друг” за 30 копеек с собачкой на этикетке!» 

Не меньшее раздражение вызывает очевидный идиотизм отдельных сюжетных моментов. В частности, от описанной Гербертом тщательно культивируемой паранойи высшей аристократии не осталось и следа — прибывший с Дюны офицер низкого ранга может запросто завалиться на приём к самому императору, причём прямо с кинжалом в руках, а потом слоняться по дворцу и беспрепятственно совершать убийства; все нобили жмут друг другу руки, ходят без охраны, поворачиваются спиной к конкурентам, стоя у обрыва; аристократы не носят силовых щитов, поднимают с пола незнакомые предметы и не боятся яда в своей тарелке. Кроме того, все персонажи, обладающие хоть какой-то властью, одновременно являются фатально доверчивыми клиническими имбецилами, и не замечают махинаций Бене Гессерит, проходящих прямо у них под носом — хотя казалось бы, очевидно, что тайный орден, имеющий монополию на правду, будет использовать свои позиции в корыстных интересах.

Отвратительная небрежность в работе с превосходным источником проявляется также в общем эстетическом и визуальном стиле сериала. Поскольку откровенно картонные персонажи уже являются едва ли не стандартном современных телепроектов, отдельно касаться их нет особого смысла, но вот уровень массовки всё равно умудрился неприятно удивить. Учитывая, что на одну из главных женских ролей принцессы Инез подобрали какую-то малоизвестную актрису таджикского типа, у авторов, очевидно, не осталось другого выхода, кроме как сделать остальных исполнителей женских ролей ещё более невзрачными, чтобы на фоне бодипозитивных, чернокожих, а иногда даже трансгендерных актрис с пирсингом в губах и розовыми волосами, конкретная дама казалась красавицей.

В целом же атмосфера общества далёкого будущего производит впечатление не стильного феодального стимпанка, как это было у Дэвида Линча, а скорее вполне современного общества потребления, слегка разбавленного наигранными и неестественными архаическими элементами. И хотя в лучших традициях канала HBO техническая сторона сериала безукоризненна, эпические полёты камеры и ракурсы отточены до совершенства, работа реквизиторов, костюмеров и мастеров компьютерной графики выполнена на высшем уровне, а в диалогах изредка проскальзывают здравые мысли о том, что целиком зависеть от некой силы, будь то религия, тайное общество или технология — очень вредно для социума, сериал оставляет впечатление крайне посредственного использования огромного креативного потенциала франшизы. С другой стороны, любители бесконечного созерцания сильных и независимых женщин не останутся разочарованными, что, вероятно, является единственным критерием творческого успеха любого современного произведения.

Труппу ни в коем случае нельзя назвать слабой, но качество сценария накладывает очевидные ограничения на их возможность применить свои таланты на практике. Эмили Уотсон весьма аутентична в роли одержимой пророческими идеями Вали Харконнен, но её двухмерному персонажу далеко до героев фон Трира. Оливия Уильямс, исполняющая роль совестливой Тулы, отлично оттеняет религиозный экстаз главной героини. Трэвису Фиммелу досталась несколько более благодарная роль таинственного Десмонда Харта, и на посланника Шай-Хулуда местами интересно смотреть. Джоди Мэй, известная ролью королевы из «Ведьмака», повторяет свой успех в роли императрицы Натальи. Сара-Софи Бусснина несколько удивляет своими скромными внешними данными в роли принцессы Инез, а Марк Стронг традиционно хорош в картонной роли императора.

Итог: типичный современный продукт «по мотивам», игнорирующий как канон, так и безграничный потенциал неординарной франшизы ради новомодных социальных теорий, в итоге умножая и так переполняющую наш мир посредственность. Истинные ценители «Дюны» не захотят даже плюнуть на данный сериал.

#новые_критики #дюна_пророчество #эмили_уотсон #тревис_фиммел #спайс

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 292

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • USHELY

     Истинные ценители «Дюны» не захотят даже плюнуть на данный сериал.(с)

    ........

    Ну, ты совсем пожестил. А вот прошлую дюну, я даже не досмотрел, ибо тусклая

  • Psychoscum

    Ушеля 

    Там хотя бы Фейд-Раута был годный.

  • gramfer

    Трэвис Фиммел почти дословно воспроизводит свою роль из Raised by Wolves (тоже на HBO Max): солдата с мутным прошлым, который пережил мистический опыт, решил, что он мессия, и начал формировать собственную секту. Ну, и он очень однообразный актёр, хоть и обаятельный. Просто иногда его манеры (в том числе манера речи и мимика) уместны, а иногда -- нет. В "Воспитанных волками" и "Дюне: Пророчество" пока уместны. "Игрок-краска", добавляющий в любую картину один и тот же цвет. 

  • k_elagin_121120
    уточнение: Кроме сигарет "Друг" за 30 копеек не было и Бутлерианского джихада, а был Батлерианский джихад, причиной которого стало убийство роботом Эразмом ребёнка пленённой машинами Серены Батлер.
  • gramfer

    Константин Елагин Правильно. Там тройное дно. Первое дно -- Серена Батлер. Второе дно -- отсылка к английскому романисту эпохи королевы Виктории и промышленной революции Сэмюэлю Батлеру, который уже в ту эпоху опасался чрезмерного прогресса машин и возможного захвата ими власти над людьми. То есть "джихад по завету Батлера". Третье дно -- это само слово butler, то есть "дворецкий", "лакей" -- джихад против возомнивших о себе "лакеях" ("Что этот ниггер себе позволяет?!"(с)Тарантино).

    В слове "Бутлерианский" при переводе на русский язык игра смыслов теряется. Да и с "Батлерианским" надо объяснять. Тогда уж лучше "Бутлеровский джихад": есть отсылка к русскому химику Бутлерову, которого писатели, конечно, в виду не имели. Но хорошие произведения всегда глубже того, что задумывали их авторы.

  • capp

    Картинка-то хоть красивая в кадре?  

    Чую, скочаю на языке оригинала, чтоб не понимать ни шиша, и позалипаю.. 

    Поддержу всё-таки таким образом старину Герберта. Возможно, даже тем самым немножко замедлю его вращение. 🤷‍♂️

  • capp

    Ушеля 

    Так то ж ты! Ты любую дичь готов смотреть, лишь бы не прекрасные отечественные проекты!

  • USHELY

    Kэп 

    ну, йбнлся чуть. 

    а где наш писатель Укиньшин? Смотрит небось с Кремнёвым наши сериальчики?

  • capp

    Ушеля 

    Возможно, улетел куда-нибудь с Фостирием. По волнам атсрала.  

    Или ксёндзы охмурили.🤷‍♂️

  • Tardaskin

    "Дюну" смотрел лишь у Линча.

  • Psychoscum