Рецензия на сериал «13 клиническая. Начало»

Так уж сложилось, что ещё со времён Левши, умело подковавшего блоху, значительное количество отечественных культурных феноменов непременно являются ответом на некое явление в западной культуре. Одна из бесчисленных вариаций на тему приключений нечистой силы с человеческим лицом под названием «13 клиническая» несколько лет назад вполне неплохо прокатилась, что вызвало закономерное желание продюсеров заснять очередной сезон и получить заслуженную прибыль. Сказано-сделано, и вот уже реклама приквела сериала заманчиво смотрит на нас со всевозможных рекламных баннеров. Демоны, черти, барабашки, компартия, КГБ и прочие совершенно необходимые российскому фильму ужасов элементы на месте, но без ответа остаётся важнейший вопрос — получится ли у авторов повторить свой скромный успех без душки Козловского на главной роли?

год: 2024
режиссёр: Илья Ермолов
в ролях: Ирина Старшенбаум, Сергей Гилев, Павел Прилучный, Виктория Исакова, Татьяна Яхина, Павел Попов, Игорь Миркурбанов, Арина Нестерова, Светлана Степанковская
«13 клиническая. Начало», как, несомненно, догадался проницательный зритель, повествует о зарождении в СССР такого медицинского феномена, как демоно-терапия. В конце 70-х, когда у бессменного генсека Леонида Ильича Брежнева сильно пошатнулось здоровье, предприимчивый майор КГБ по имени Глеб, являющийся одновременно специалистом по демонологии, установил контакт с силами тьмы и решил с помощью исчадий ада исцелить Ильича, и заодно поправить ситуацию с здравоохранением по стране в целом. Тут, кстати, нельзя не отметить настоящую демократичность генсека — какой-то там майор запросто звонит руководителю государства, а тот, схватив в охапку члена политбюро Черненко, немедленно мчится в заброшенный дом в Подмосковье, чтобы принять участие в сатанинском ритуале.
Но, как бы там оно не было, ритуал проходит неудачно, Брежнев выходит из астрала в состоянии клинической смерти, а его преемники из состава мудрого советского руководства принимают поистине гениальное решение — если один демон довёл генсека до статуса овоща, то доверить вывести его из этого состояния лучше всего другому демону! Поэтому надо срочно бежать заключать договор с Люцифером, чтобы уж точно превратить сонную застойную действительность в чад адского кутежа, например.

В итоге бренное тело Леонида Ильича помещают в зиккурат à la sovoque classique, называют сей объект секретной 13 клинической больницей, назначают исполняющим обязанности её руководителя того самого майора, который и заварил всю эту кашу, и отбирают для работы в клинике лучший медицинский персонал из ЦКБ. В числе элитного персонала оказывается и главная героиня — психоневролог Яна, которая вынуждена захватить с собой на секретный объект больного сына. Разумеется, Люцифер немедленно, дико угорая, утаскивает мальчика в преисподнюю, и начинает шантажировать мать — мол, соглашайся стать сосудом для моей демонической сущности, иначе сына больше не увидишь. Дура-героиня, разумеется, соглашается, но недаром Священное Писание называет сатану лжецом и отцом лжи, и он кидает Яну, вселяясь в её тело, но так и не отдав ей сына. А тем временем, демонический конкурент Люцифера по кличке Астарот, который тоже хочет попасть в руководство 13 клинической — кстати, что им там, мёдом намазано? — вселяется в тело Глеба и начинает войну против сатаны.
Параллельно развиваются несколько второстепенных сюжетный линий, посвящённых взаимоотношениям различных типов потусторонних существ, которые, оказываются, живут в каждом втором враче означенной больницы, а также бесплодным попыткам назначенного директором спецобъекта бравого полковника КГБ навести на этом шабаше ведьм хоть какой-то порядок. В общем, как и положено, сатана правит бал, люди гибнут за металл, а аудитория с тоской вспоминает времена «Восставшего из ада» и «Зловещих мертвецов».

Сиквелы, приквелы, и прочие ответвления некого произведения крайне редко достигают уровня оригинала, и даже при условии приложения максимальных усилий авторов, практически никогда не превосходят его. Тем более наивно ожидать чуда в случае, когда продюсеры сделали основную ставку на эксплуатацию умеренно громкого имени оригинала в надежде привлечь его верных поклонников, и жёстко экономили на всём остальном.
Оригинальная «13 клиническая» содержала здоровую дозу идиотизма, но была хотя бы нескучно и недёшево снята; к тому же, режиссёр совершил чудо и заставил Козловского играть вполне прилично. В свою очередь приквел сериала не только бросается в глаза отсутствием звёзд класса «А», но и крайне наплевательским отношением авторов к вопросам развлечения зрителя. И в тех случаях, когда первая часть смотрелась хотя бы относительно свежо и по отечественным меркам даже в чём-то новаторски, то «Начало» снято безумно и непростительно скучно и немедленно заставляет зрителя начать подсчёт сюжетных ходов, тупо скопированных с оригинала.
Жёсткая экономия как финансовых, так и креативных ресурсов проявляется во всём — начиная с отсутствия дорогого Козловского, каких-либо интересных спецэффектов и заканчивая крайне скромными, камерными интерьерами позднесоветской эпохи. Понятно, что типичные обитые панелями из ДСП советские кабинеты, мрачные подземные коридоры и простейшие иллюзии вроде исчезновения вампира в зеркале или скромных разборок ниндзя куда выгоднее снимать, чем битву пяти армий или фэнтазийный мир уровня хотя бы Брэма Стокера, но учитывая полное отсутствие интересного содержания сериала, аудиторию следовало порадовать хотя бы качественной и увлекательной формой.

Причём когда авторы сериала анонсируют преемственность и смысловые мостики между собственными мистическими проектами, они, очевидно, имеют в виду тщательно поддерживаемый уровень идиотизма, банальности и кринжа. В первые же 15 минут хронометража узнаём, что советские женщины были невообразимо сильны и независимы; все мужики козлы; и заодно наблюдаем не сильно завуалированную пропаганду разводов, и это в эпоху, когда традиционные ценности как никогда важны. Дальше сценаристы начинают кампанию масштабного заимствования из арсенала «Гарри Поттера», и мы узнаём о великолепной эффективности алхимии в современной медицине. Впрочем, иногда количество идиотизма переходит в качество, и некоторые эпизоды, такие как партсобрание демонов или секс на советской вписке, благодаря умопомрачительному градусу абсурда, смотрятся на ура.
В целом, сериал и вовсе прошёл бы мимо меня, если бы не на удивление качественно прописанные и раскрытые персонажи, что особенно относится героям второго плана. И если Яна, несмотря на свою весьма выгодную трагическую арку, оставляет довольно серое и предсказуемое впечатление, то демонический Глеб радует прекрасно выверенным градусом ярости и хаоса, а простодушный и прямой Илья создаёт отличный контраст со своим окружением, обожает, совсем не боясь рикошетов, стрелять по демонам в закрытых помещениях, и в целом обеспечивает скромный комедийный эффект тупорылого сапога. Но самый большой вклад в обеспечение смотрибельности сериала дают женские персонажи — ведьмы Ирина (с крайне реалистичной пропитой рожей), Тамара (со стильными трупными пятнами на коже) и Гюзель (с кодексом чести строителя коммунизма) получились просто замечательно, смотрятся как живые и отлично бесят зрителя, тем самым обеспечивая его эмоциональное вовлечение. Единственное, что кажется несколько странным, так это упорное нежелание сценаристов давать своим героям фамилии — вроде бы люди, а не собаки, но, очевидно, авторам виднее.

Актёрский состав весьма неплох для столь бюджетного проекта. Парадоксально, но единственный случай мискастинга это формальная звезда сериала Ирина Старшенбаум — играет она крайне стерильно, шаблонно и оставляет скорее неприятное впечатление. А вот Сергей Гилев, играющий майора Глеба, ставшего вместилищем падшего ангела Астарота, наоборот, как в своей человеческой, так и демонической ипостаси остаётся на высоте.
Павел Прилучный, исполняющий роль Ильи, как известно, недавно проиграл суд по алиментам, и теперь вынужден сниматься в ещё более сомнительных проектах, чем обычно, чтобы обеспечить Агате Муцениеце комфортный уровень шопинга. И хотя роль комедийного элемента актёр отрабатывает честно, у державно мыслящего зрителя непременно возникает вопрос, нет ли в факте выплаты денежных средств гражданке недружественного государства признаков измены Родине.
Но настоящее украшение проекта это всё же Виктория Исакова, Татьяна Яхина и Арина Нестерова в ролях троицы ведьм различного возраста и степени мерзости — дамы получились в высшей степени достоверными и трёхмерными — не Гелла, конечно, но в целом весьма близко.
Итог: куда более слабый приквел и так не хватающего звёзд с неба проекта. Очередной «наш ответ Х» вышел комом. Актёры хороши, но это, пожалуй, и всё.
Явно не стоит траты 8 часов, и для экономии времени аудитории куда целесообразнее посмотреть клип «Voodoo People», который за четыре минуты ровно в той же степени раскрывает тему оккульта.
#новые_критики #демоны #виктория_исакова #павел_прилучный #ирина_страшенбаум #сатана