В МФТИ теперь будут не интегралы извлекать, а в мешках на скорость ловко прыгать?

Не успели ничего решить по поводу судьбы ЕГЭ и болонской системы, как на российскую школу упала новая напасть: интегральная оценка. О ней впервые в декабре заявил глава СПЧ Валерий Фадеев. Позавчера идею перехода на новые оценки поддержала экс-министр просвещения Ольга Васильева и депутат Госдумы Яна Лантратова. Перейдем или нет, неизвестно, у нас каких только предложений уже для школьников не придумывали, но пока инициатива выглядит достаточно реалистичной. 

И очень опасной! Начнем с того, что в общую финальную оценку выпускника предлагают включать его... спортивные и общественные достижения.

Спорт это, конечно, хорошо. А в МФТИ? А на факультете конструкции летательных аппаратов Военно-космической академии? Вы хотите, чтобы над нами летали спутники, которые спроектировал тощий ботаник или прыгун с шестом? А вакцины вы какие предпочтете себе колоть, созданную сгорбившимся над книжками микробиологом или победителем всероссийского КВН?

Меж тем, новая инициатива предлагает при формировании финальной оценки учитывать спортивные достижения школьников, их деятельность в общественных и благотворительных организациях, их общественную активность. И пока описываемая система скорее предполагает, что спортсмены, волонтеры, сборщики макулатуры и ведущие школьных утренников смогут за счет своей активности выровняться с отличниками. Хмммм...

В американских фильмах постоянно обыгрывают типичную ситуацию: какой-нибудь негритенок из бандитского района или сын красномордого ирландского алкаша, живущий в трейлере, поступает в престижный колледж, потому что хорошо играет в баскетбол — его берут для выступления за команду колледжа, а оценки ставят уже как придется.

В последнее время в США по поводу такой практики возникли разногласия. Зачем Массачусетскому технологическому институту регбисты? Ответ: чтобы они выступали за колледж и своим примером мотивировали других ребят заниматься регби. А зачем? Чтобы вместо отличников в институт поступало еще больше регбистов? Консенсус по этой части в Штатах сейчас отсутствует. Как и по вопросу приема разных волонтеров, активистов. В США волонтерская деятельность является большим преимуществом, а в ряде престижных колледжей — обязательной для поступления, что стало фильтром для отсева небогатых, потому как дети из семей со скромным достатком вынуждены в Штатах работать. Они не могут себе позволить бесплатно помогать, им нужно копить деньги на обучение и вкладываться в семейные mortgage — ипотеку. Требование годичной волонтерской деятельности вышибает из гонки семьи, которые не могут себе позволить хотя бы год содержать семнадцатилетнего неработающего ребенка.

То же сейчас в Штатах происходит с начислением дополнительных баллов за медиапроекты и проектную деятельность. У нас ведь предлагают при расчете интегральной оценки учитывать ведение ребенком проекта. С третьего класса уже поставили внеурочное занятие — проектная деятельность. Я пока не поняла, что они делают и собираются ли изучать эту сложнейшую, по всей видимости, дисциплину до 11 класса.

Мы хотим, чтобы у нас в университеты шли дети, которые с пяти лет кривляются в «Лайках» и «ТикТоке»? И дети популярных родителей, которые смогут раскрутить детям блоги. Будет — как на современных детских конкурсах, когда начальница рассылает в рабочий чат требование проголосовать за картину ее ребенка, в итоге идет соревнование родительских социальных капиталов — кому больше наголосуют. Ну или мама-медиаменеджер сделает все за ребенка. Я, например, своему ребенку какой-никакой блог или влог создать смогу. Во-первых, у меня есть опыт, во-вторых, я сама веду популярный канал, в-третьих, я смогу нанять людей, которые делают блоги звездам, я элементарно знаю несколько таких дизайнеров и специалистов по SMM. Удержать от этого меня сможет только человеческая порядочность. Но если моему ребенку придется состязаться с детьми, которым родители налепят блогов, медалей и справок из разных фондов помощи скучающим старушкам, конечно, я не стану молча смотреть, как у моей дочери зажирают будущее, и пущусь во все тяжкие: и блог у нее будет, и справки из разных фондов, потому что, кхе-кхе, я много кого знаю в сфере благотворительности.

Мы этого хотим? Одни будут стряпать детям справки о спортивных достижениях, другие — лепить блоги. Начнем с первого класса собирать грамоты и кубки. Олимпиады эти. Вы знаете, что уже в начальной школе многие дети принимают участие в бесчисленных коммерческих олимпиадах: надо платить деньги непонятным организациям, онлайн «олимпиадничать» и получать грамоты. Мой ребенок пока не участвовал в таких, не вижу смысла. Но есть дети, которые ходят на все олимпиады, собирают все грамоты. Что ж, потом макулатура, выданная непонятными шарашкиными конторами, поможет поступить в тот же МФТИ? У нас уже куча мутных олимпиад, по результатам которых детей принимают в вузы, это уже проблема. Топовые университеты уже не принимают результаты этих олимпиад. Когда введут интегральную оценку, появится еще больше дельцов, которые наоткрывают новых олимпиад — только деньги плати. За ЕГЭ не заплатить, элементарно не найти, кому. Частной фирме, проводящей олимпиады, заплатить легко.

А знаете, кому еще можно заплатить? Учителю! Предлагается учитывать характеристику из школы и даже — оценки по поведению. Уже писала об этом: снова начнется разгул родительских комитетов, заваливание классных подарками, подлизывание. А если будут учитывать оценки за все годы, то это все с начальной школы начнется. Мы, например, в прошлом году возмутились дарением учительнице кресла за счет класса, а потом отказались сдавать на деньги в конверте — все, наша песенка спета?

Боюсь, если кто-то хочет дать ребенку фундаментальное образование, он при таком раскладе начнет готовить его к отъезду в Европу, если границы, конечно, не закроют. Потому что у нас вузы уже в значительной степени заполнены льготниками, сиротами, спортсменами, победителями мутных олимпиад. Потом навалятся прыгуны в мешках, певцы, дочки блогеров, сынишки председателей родкомов, которым напишут хороших характеристик. Повалят обладатели почетных грамот за усердное мытье полов, за организацию утренников, за активное участие в экскурсиях. Где в этой системе месте просто умному ребенку, который выучит несколько языков, освоит на высоком уровне математику или химию? Говорят, новая система оценок будет учитывать такие критерии, как адаптивность абитуриента, навыки работы в команде, критическое мышление, творческий потенциал. Как характеристика от заваленной подарками учительницы или грамота с платных олимпиад поможет отразить критическое мышление? В смысле, молодцы, сообразили, что надо денег дать?

А зачем лингвисту навыки работы в команде или тому же микробиологу — адаптивность? Я выучу ребенка трем языкам, а мне ее развернут: извините, мадам Миронова, у вас мало грамот с «Веселых стартов», ваш ребенок не адаптивен, плохо прыгал на скорость в мешках.

Про отмену ЕГЭ уже все сказали: при отсутствии системы защиты от злоупотреблений она пригвоздит провинциалов к глубинке, уничтожит живую конкуренцию. Если еще грамоты и кубки за подлизывание к учительнице учитывать и за перевод старушек через дорогу, то лучше сразу ребенка, простите, готовить давать из России деру. Пусть хоть в Казахстан едет, лишь бы с ней в университете учились математики, биологи и лингвисты, а не физкультурники с комсомольскими активистами.

#новые_критики #образование #интегральная_оценка #бегвмешках #отмена_егэ

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 775

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют