vasyukhin Влад Васюхин 16.01.25 в 16:58

Что бы такого съесть?

Позавчера снова прилетел вопрос, к которому я так и не могу привыкнуть: «Что интересного посмотреть в московских театрах?»
Хотя вроде бы ответ должен отскакивать от зубов: ты же эксперт! И даже подводишь итоги года!

Загвоздка в том, что любопытствовала дама 83 лет, но не для себя, а для своего «майамского брата». Если саму даму я худо-бедно знаю лет примерно сорок и ей ещё мог бы что-то посоветовать, то вот её внезапно и счастливо обретенного, кажется, троюродного родственника, самбиста и филолога, при позднем Брежневе уехавшего из СССР в США, прожившего там большую часть жизни и сейчас в 74 года вернувшегося в Подмосковье, я не знаю совсем. Ну вот и как тут с ученым видом знатока что-то предлагать?!

Учитывая нынешние конские цены на театральные билеты и современную тенденцию устраивать постмодернистские игры с сюжетом, выдавая под маркой классического произведения непредсказуемое «режиссерское прочтение» и прочие «разные кабули», почти каждая такая рекомендация нуждается в развернутом пояснении, а то и оправдании. От иных трактовок у нормального человека глаза на лоб полезут…

Порой я даже себе не могу выбрать зрелище на вечер, опасаясь скуки и нафталина, экспериментов и тягомотины, что уж говорить о напутствиях другим.

Вот сейчас на новогодних каникулах по традиции посетил Санкт-Петербург. Разумеется, заранее прошерстил афишу: ну как же шесть дней в культурной столице без театра?! Среди выбранного оказались два спектакля в «Приюте комедианта» на Садовой улице, где прежде я никогда не бывал, хотя и смотрел его постановки на московских гастролях. Это театр со стационарной площадкой, но без постоянной труппы — приглашает кого пожелает. Как написано на его сайте, «каждый спектакль создает новая уникальная команда».

Оба «моих» спектакля по каким-то причинам вдруг заменили. И вместо «Идиота» в режиссуре Петра Шерешевского предложили «Женитьбу, или Последний пункт одиночества» от Андрея Прикотенко. Работы Прикотенко я видел не раз. Что-то нравилось, что-то — нет, и даже активно нет, но недавно в Москве гастролировал новосибирский «Красный факел», и два его спектакля произвели фурор.

«Женитьба» вышла в начале минувшего декабря, и её мало кто посмотрел из питерских театралов, не говоря о москвичах. Спросить не у кого. Пришлось доверять официальной информации: по мотивам пьесы Николая Гоголя, драматическая комедия, 18 +. «Проникновенный и полный эстетики», как написано всё на том же сайте. Действие перенесено в наши дни. Плюс обещают «погружение в мир высокой моды». Звучит заманчиво. Меня, конечно, немного смутило, что в списке действующих лиц у Прикотенко-драматурга всего четыре персонажа, включая некую Фариду Хабибуллоховну, которой у Гоголя и следа нет. Ну мало ли… Забегая вперед, скажу, что всех женихов, меняя парики и костюмы, сыграл один артист — Игорь Мосюк, он же и портной. И акцент в спектакле сделан не на Подколесине, как у автора, а на Агафье Тихоновне, и потому логичнее было бы назвать спектакль «Замужество».

Действие происходит в ателье свадебных платьев и мужских костюмов, им владеет вечная невеста — Агафья, она же Гафа, Купердягина (Мария Лысюк). Жениха современная купчиха, бизнес-вумен ищет через сайт знакомств и с помощью подруги, коллеги и как бы свахи Феклы (Наталья Парашкина).

Через несколько дней после спектакля, я прочитал интервью с режиссером, где он признался, что в процессе репетиций, «сразу возникли волны ассоциаций, импровизации, личные истории артистов. В какой-то момент произведение Гоголя ушло на периферию, а наша „Женитьба“ в конечном итоге превратилась в исключительно автономную историю со своим сюжетом, со своими законами».

Один из этих «своих законов» — довольно неряшливый текст. К примеру, Агафья долго и страстно рассказывает Фекле, как накачивает в фитнес-центре жопу (именно это слово употребляют персонажи), а постановщик даже выводит на стену фото её пятой точки крупным планом. Вообще все эти этюдные методы создания спектакля, импровизации, вербатим и коллаборации режиссера с актерами нередко приводят к тому, что вместо крепкой драматургии и отточенных диалогов на сцене какая-то говорильня… Но, как принято считать, хорошие артисты, а здесь они хорошие, сыграют и телефонную книгу.

Сцены из спектакля «Женитьба, или Последний пункт одиночества», театр «Приют комедианта»

Кстати, когда я совсем не знаю, что посоветовать из текущего репертуара, то рекомендую идти на любимых артистов. Разумеется, и здесь возможны «нюансы». К примеру, недавно отправился я на свидание с народной артисткой Татьяной Васильевой — на антрепризный спектакль «Блогерша», который играют у трех вокзалов, в Центральном доме культуры железнодорожников. Не могу сказать, что это был ужас-ужас, но, увы, работа в пьесе, сочиненной артистом Максимом Дорофеевым и поставленной другим артистом — Степаном Куликовым, не дотягивала и близко до звездных васильевских ролей. Но иной возможности увидеть легенду на сцене сейчас нет.

Героиня спектакля сперва хотела натурально повеситься, поскольку муж и взрослый сын увлечены работой и совсем не обращают на нее внимания, а после по совету двух парней, случайно попавших в её квартиру, решила завести себе блог в соцсетях. И заняться в нем морализаторством… Не уверен, что дамы почтенного возраста, составлявшие костяк публики, понимали, что такое айпад и хейтер, но зал на 700 мест был полон. Татьяна Григорьевна, которой вот-вот исполнится 78 лет, находится в хорошей физической форме, работает по-стахановски: в день моего культпохода она сыграла еще и дневной спектакль. Дай Бог ей здоровья, как и всем другим служителям Мельпомены.

Сцена из спектакля «Блогерша»

Вот буквально на днях ушла из жизни народная артистка России Евгения Добровольская. Лишь узкий круг был в курсе, что она боролась с онкологическим заболеванием, а потому новость о смерти 60-летней звезды МХТ им. Чехова произвела оглушительный эффект.

Не буду переобуваться на ходу: нет, я не был большим поклонником Добровольской, и специально на спектакль с её участием вряд ли бы отправился. Но я видел несколько работ Евгении, и всякий раз это было достойно, талантливо. А её последняя роль — в спектакле «Космос» — так и просто блестящая. После премьеры написал об этом колонку — почитайте в память о замечательной актрисе.

И, как говорится, спешите видеть: любимые артисты, даже те, кого мы после назовем бессмертными, увы, уходят. И порой внезапно.

#новые_критики #театральный_обзор #женитьба #приют_комедианта #блогерша #татьяна_васильева

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 203

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют