Рецензия на фильм «За слова отвечаю»

Привет зрителям!

Как известно, ещё со времён раннего средневековья огромное число людей, называвших себя естествоиспытателями и алхимиками, тратило всю свою сознательную жизнь на глупейшие мистические эксперименты, посвящённые поиску философского камня, способного превратить свинец в чистое золото. Но чувство юмора Провидения весьма парадоксально, и то, что казалось невозможным в тёмные века мракобесия и регресса, стало элементарным в наш просвещённый век. Секрет философского камня оказался простым — сменившим алхимиков продюсерам достаточно было заменить громоздкие реторты на сознание зрителей, а свинец на фекалии — и, вуаля, в карманы финансистов полился поистине золотой поток. Правда, окончательно законы физики обмануть всё же не удалось, и качество итогового продукта не далеко ушло от уровня исходной субстанции.

год: 2024
режиссёр: Виталий Дудка
в ролях: Оксана Акиньшина, Настасья Самбурская, Татьяна Орлова, Дмитрий Чеботарёв, Ирина Безряднова, Виктория Буцких, Ольга Ергина, Евгения Дмитриева, Алексей Золотовицкий, Дмитрий Блохин

«За слова отвечаю» повествует о столь актуальном для каждого жителя пост-советского пространства явлении, как фабрикация уголовного дела. Главная героиня Светлана Уж — лайф-коуч и автор мотивационных книг, работающая под псевдонимом Света Солнце, осуществила свою мечту и пришла к успеху. На данном этапе её жизнь состоит в основном из великосветских презентаций, дизайнерских платьев, золотых айфонов, электронного глянца и прочего гламура, что создаёт у неё ложное чувство уверенности в себе и происходящем. Но Айн Рэнд недаром писала, что в управляемом паразитами обществе не стоит строить экономические планы даже на послезавтра, и Светлана вскоре получает возможность побыть в роли героя романа Апулея.

Света ссорится со своим менеджером, имеющим серьёзные связи в правоохранительных органах, и вместо того, чтобы, как она изначально рассчитывала, цивилизованно решить вопрос о том, кто кому должен в гражданско-правовом порядке где-нибудь в арбитраже, получает статус обвиняемой по сфабрикованному уголовному делу. Правда, судья оказывается кристально честным человеком, и видя явное отсутствие состава преступления, приговаривает Свету всего лишь к трём месяцам колонии. Тут, разумеется, зрителя переполняет заслуженная гордость за то, в каком же правовом государстве они живут, и пока аудитория вытирает слёзы радости, героиня оказывается в гулаге. 

Учитывая небольшой срок, который Света вынуждена провести в заключении, сначала она держится вполне бодро, но окружающие её генетические отбросы быстро портят героине настроение и превращают жизнь в настоящий ад. Человек, привыкший решать всё словами, приходит в сильнейшее недоумение, ежедневно общаясь с заключёнными, понимающими только силу и имеющими в голове целую стаю тараканов, а также примерно соответствующей зэкам по культурному уровню администрацией. Кстати, администрация в конкретной колонии состоит из настоящих пофигистов — у них каждый день заключённые прямо при дежурных ломают друг другу конечности, обдалбываются различной гадостью, а вертухаи лишь расслабленно гоняют чаи в кабинетах и смотрят эротические стримы.

Словом, как и положено в криминальном фильме, окружающие Свету отмороженные дамы так и норовят использовать героиню как боксёрскую грушу и средство для снятия стресса, и казалось бы, ей надо срочно прятаться в ШИЗО на весь свой срок, как вдруг судьба преподносит новый неприятный сюрприз.

Мстительный менеджер Светы наносит очередной удар, прокуратура заводит на героиню ещё одно уголовное дело, утверждая, что все её лайф-коуч программы изначально являются мошенничеством, и теперь ей грозит до 10 лет строгого режима. Согласно разработанному адвокатом плану, единственный способ доказать невиновность Светы, это наглядно продемонстрировать эффективность её мотивационной техники на новой фокус-группе. Однако проблема заключается в том, что никаких потенциальных субъектов тренинга, кроме заключённых, вокруг не наблюдается, а значит, героине придётся перебороть вполне естественную брезгливость, и работать с имеющимися под рукой инструментами. И вот теперь закоренелые преступницы получают уникальный шанс с помощью положительной мотивации, раскрытия внутренних чакр и ритуалов очистки мышления встать на путь истинный, причём даже без регистрации и СМС.

Тема тюремной романтики, равно как и её деконструкции, всегда была актуальной и при её умелом раскрытии непременно способна отлично развлечь аудиторию, но для успешной работы со столь избитым материалом необходим недюжинный талант. Увы, но Виталий Дудка, очевидно, решил подстраховаться, всеми силами избегать острых углов, и снять нечто в стиле «уголовное мимими». Результатом его стараний стал некий кинематографический гибрид, собирающий в себе худшие элементы из жестоких криминальных драм вроде «Выстрела в пустоту» или «Тюрьмы Оз», идиотских псевдо-криминальных комедий в стиле «Большого Стэна» и интернет-форума «вуман.ру». И хотя творческая свобода автора собирать собственного голема из любых запчастей не подлежит сомнению, результат, увы, далек от совершенства: для серьёзного фильма «За слова отвечаю» слишком мелок и полон глупейших условностей, а для комедии — недостаточно смешон. 

Я понимаю, конечно, что железо надо ковать, не отходя от кассы, а поскольку в последнее время за лайф-коучей и прочих инфоцыган всерьёз взялась налоговая, необходимо срочно снять фильм на злобу дня, но актуальность темы сама по себе не гарантирует приличного результата.

Фактически фильм представляет собой набор условно связанных между собой скетчей уровня успешно позабытого в наше время КВН и коллекцию довольно унылых шуток. Возможно, дать героине фамилию Уж и потом полдюжины раз обыгрывать выражение «да уж», предлагать зрителю посмеяться над абсурдно-мультяшным насилием в стиле Looney Tunes или обрить актрису наголо ради комического эффекта некогда считалось актуальным, но в эпоху мета-шуток и пост-иронии такой подход оставляет скорее гнетущее впечатление.

Комедия положений, разумеется, изначально не может претендовать на уровень драматургии Ибсена, но искушённый зритель всё же ожидает, что авторы хотя бы попытаются создать интересных персонажей и успешно раскрыть их. Увы, но сценаристы «За слова отвечаю» не прилагают даже минимальных усилий, и двухмерный характер героев, а также примитивизм поворотов сюжета иногда ошеломляет. Наиболее точно их можно сравнить с комиксами, причём отнюдь не уровня «Хранителей» или «Пацанов», а скорее «Дональда Дака». Перед глазами зрителя мелькают грубо вырезанные из картона стереотипы — гламурная королева, переживающая вынужденный катарсис; озлобленная на весь мир дрянь, в душе которой тем не менее осталась ещё крупинка человеческого; безобидная дура; хитрец, которого подвели собственные планы. Справедливости ради следует заметить, что авторы пытаются придать героине хоть какой-то объём, тратя время на развитие мертворожденных вторичных сюжетных линий, однако их усилиям не суждено увенчаться успехом.

Но, в конце концов, те же браться Уэйанс в своё время снимали куда хуже и при этом крайне успешно, и все недостатки фильма можно простить, если в итоге он выполняет заявленную функцию. Но и здесь авторы попали в молоко — в фильме, позиционирующем себя как комедию, за два часа хронометража не наблюдается ни одного по-настоящему смешного момента. Конечно, пару очков фильм зарабатывает за счёт горького реализма отдельных эпизодов — к примеру, выяснив, что героиня не нарушала закон, гуманный суд всё равно сажает её, иначе пропадёт труд прокуратуры, что сразу заставляет вспомнить бессмертные строки Солженицына: «дали три, отсидел пять, выпустили досрочно». Однако в целом, содержание фильма находится где-то на уровне статьи в «Космо» под ориентировочным названием «Живи, люби, смейся, пей чифир» или «Все жизненные проблемы, включая тюремный срок, решает лайфстайл-тренинг».

Труппа в целом не так уж и плоха, но сценарий не оставляет достаточно простора для применения их талантов. Оксана Акиньшина в главной роли Светы отрабатывает в своём фирменном стиле, то есть, как сказал бы Булгаков, создаёт живой, но совершенно не привлекающий к себе персонаж. Впрочем, она, очевидно, берёт числом, и по количеству ролей в посредственных проектах скоро догонит Дитера Ласера из «Человеческой многоножки».

Настасья Самбурская — настоящая находка кастинг-директора, поскольку для преображения актрисы в довольно жутковатый персонаж достаточно просто не использовать грим, да и татуировки рисовать не надо. К тому же в роли отмороженной Серафимы она умело создаёт замечательный образ женской версии Пистона из «Беспредела», что не может не радовать синефилов со стажем.

В свою очередь, Дмитрий Чеботарёв вполне компетентен в роли подлого антагониста Влада, Дмитрий Блохин в роли продажного мента составляет ему хорошую компанию, а Виктория Буцких в роли лысой Мамбы безуспешно старается обеспечить хоть какую-то комедийную составляющую проекта.

Итог: очередная несусветная чушь от отечественных креативщиков, наконец посмотревших сериал «Orange is the new black». Комбинация тюремной романтики и психологических тренингов даёт ожидаемый результат — выброшенные на ветер два с лишним часа. Пипл, впрочем, хавает, поскольку достойной альтернативы таким проектам пока не наблюдается.

Так что, если кому-то так хочется увидеть Самбурскую в приблатнённом образе, лучше сэкономьте время и посмотрите трёхминутный клип.

#новые_критики #оксана_акиньшина #настасья_самбурская #воровайки #блатная_романтика #русский_шансон 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 628

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют