Рецензия на фильм «Носферату»

Готический привет зрителям!
В области финансов есть такое понятие, как «голубые фишки», то есть акции старых, предсказуемо развивающихся предприятий, торговля которыми даёт небольшую, но стабильную прибыль. Примерно такими же соображениями зачастую руководствуются продюсеры, выделяя деньги на съёмки очередного фильма — готический хоррор жанр известный, проверенный временем, и хоть не отлично, но непременно окупится, да и производство таких фильмов в наш век зелёного экрана стоит не сильно дорого. К сожалению, в эту креативную ловушку зачастую попадаются даже весьма талантливые режиссёры, уверенные в том, что уж они-то точно смогут снять «не как все» и непременно выделиться на общем фоне, однако инерция жанра оказывается сильнее, и в итоге фильм получается качественным, но страдающим от отсутствия оригинальности.

оригинальное название: Nosferatu
год: 2024
режиссёр: Роберт Эггерс
в ролях: Лили-Роуз Депп, Николас Холт, Билл Скарсгард, Уиллем Дефо, Аарон Тейлор-Джонсон, Эмма Коррин, Ральф Айнесон, Саймон Макберни
«Носферату» является римейком одноимённого фильма 1922 года выпуска и рассказывает нам хорошо известную историю о том, как румынский аристократ Влад Цепеш искал любовь всей своей жизни. В данной интерпретации легенды героя зовут граф Орлок, и он с помощью вампирической магии вторгается в сны юной немки по имени Эллен Хаттер. Почему граф выбрал именно Эллен — тайна, покрытая мраком, ведь гуманоидный фейс девушки способен досмерти напугать любого вурдалака. Тем не менее, героиня каким-то образом недавно вышла замуж, но не успевает закончиться медовый месяц, как её муж — молодой и амбициозный юрист по имени Томас — собирается в командировку, чтобы оформить документы на продажу поместья на севере Германии некому восточноевропейскому нобилю. Надо ли говорить, что клиентом юридической конторы оказывается никто иной как Орлок, и над недалёким Томасом нависает смертельная опасность.
Твёрдо решив заграбастать девушку себе, упырь заточает Томми в своём замке в компании волков-людоедов и оправляется в путешествие к любимой, которую начинают посещать всё более частые видения и приступы сомнамбулизма. Но Томасу удаётся сбежать, и, вернувшись домой, он призывает на помощь профессора Эбенхарта — специалиста по оккультным наукам и охотника на вампиров. Ну а сам Орлок, встретившись наконец с любимой, ставит её перед выбором — или они будут вместе, или он убивает всех её родственников и друзей. Соответственно, основная интрига заключается в том, сможет ли Эллен спасти своих близких и, пользуясь советами профессора, снять древнее проклятие.

Первое впечатление от фильма складывается весьма положительным. Впрочем, это и не удивительно, ведь «Носферату» явно есть за что похвалить — фирменный неоготический стиль Эггерса получил возможность роста и заметно эволюционировал. В области визуального оформления режиссёр традиционно сияет, и мрачный портовый город Висборг, полный теней дом героини, дикие трансильванские таверны, и, разумеется, полузаброшенный готический замок, где обитает вампир, сняты просто изумительно, ни на секунду не выпадая из общей жутковатой эстетики фильма.
Характерное для Эггерса внимание к деталям также на высоте, режиссёр элегантно расставляет практически незаметные, но важные для создания нужной атмосферы акценты — нервическая дрожь Хелен, эклектичные цыганские ритуалы, замысловатая манера речи Орлока, лёгкая форма мономании профессора-экзорциста — всё это успешно складывается в осознанно старомодный, но невероятно красивый паззл. Каждое поколение имеет своё прочтение классической истории о любви проклятого грешника и невинной девы, и чисто технически режиссёр успешно отстаивает честь нового тысячелетия. Но, как и морок, насылаемый Дракулой на окружающих, первое впечатление в итоге оказывается всего лишь миражем.
В книге Экклезиаста очень мудро подмечено, что всему в нашем мире есть своё время. Более века назад, когда кинематограф лишь делал первые шаги, основным двигателем интеллектуальных развлечений была книга. Таких понятий, как визуальное богатство кадра и уж тем более спецэффекты, попросту не существовало, и аудитория вынуждена была подключать своё воображение, чтобы получить максимальное удовольствие от просмотра. Учитывая, что большинство зрителей оригинального «Носферату» непременно читали Брэма Стокера, общее впечатление от просмотра в любом случае было свежим и создавало определённый эмоциональный заряд.
К сожалению, в наши дни приоритеты аудитории расставлены совсем по-другому, и именно визуальная составляющая фильма практически всегда обеспечивает эмоциональное вовлечение зрителя. Соответственно, при отсутствии столь мощных элементов отвлечения внимания аудитории, как динамичный экшн или невиданные спецэффекты, простой и донельзя заигранный сюжет непременно обнажает свою сущность.

На первый взгляд может показаться, что для работ Эггерса это не является особой проблемой — тот же «Варяг», рассказавший старую как мир историю кровной мести, получился просто великолепным. Но именно в качестве истории и заключается одна из важнейших проблем фильма: при всей готическо-мистической наигранности сценария «Варяга» берсерк Амлет Волк-Медведь имел крайне жизненную и поэтому очевидную любому и всегда актуальную мотивацию. «Носферату» же, как и положено легенде, требует от зрителя некой наивности и неиспоченности, что было возможным сто с лишним лет назад, но никак не сейчас.
Кроме того, хотя хорошо образованному режиссёру, несомненно, известна максима Гераклита о реке, в которую нельзя войти дважды, Эггерс упорно старается избежать любой эволюции художественных средств, и фактически снимает пусть не совсем покадровый, но идентичный оригиналу по духу римейк. В итоге краеугольный камень интересного повествования — трёхмерные и аутентичные персонажи — автоматически исключаются из числа элементов уравнения. Если более века назад публика приходила в восторг от безумно экспрессивного кривляния, запечатлённого на 35мм целлулоиде, то теперь герои словно подвешены в воздухе и не имеют практически никакой связи с реальностью.

И хотя сам эксперимент с оживлением давно похороненного немого фильма вполне имеет право на жизнь, в итоге зрителя так не покидает впечатление, что детище Эггерса сделано по античным калькам лишь для того, чтобы изо всех сил казаться утончённым, интеллектуальным и фестивальным. В истории кино был лишь один случай успешного покадрового римейка классики — «Психопат» Гаса ван Сейнта, но исходному материалу «Носферату» далеко до гениального произведения Хичкока, поэтому кажется, что вся креативная энергия талантливого режиссёра применяется крайне нерационально.
Основная и неразрешимая проблема фильма заключается в том, что при всех элементах готического ужаса, легенда о Носферату это по сути детская сказка, а значит — априори интенсивное нагромождение жутких условностей, требующее соответственной возрастной категории для того, чтобы иметь возможность получать от неё удовольствие. И, уж если мы заговорили о серьёзных ошибках авторов, то отсутствие в замке Дракулы его невест, как минимум уровня молодой Моники Белуччи из экранизации Копполы, оставляет гнетущее впечатление. Для режиссёра, в своё время сумевшего рационально использовать наиболее сильные стороны таланта Ани Тейлор-Джой, такой промах совершенно непростителен.
Впрочем, видя весьма приличные результаты проката картины, невольно вспоминаешь, что почтенная публика относительно недавно с радостью платила деньги за право насладиться приключениями демонического клоуна Пеннивайза, и возможно, зрительская масса недалеко ушла от уровня 1920-х, и даже квартирный вопрос так и не смог их окончательно испортить.

Труппа очень хороша и идеально попадает в тон как своих персонажей, так и фильма в целом. Лили-Роуз Депп прекрасна в роли терзаемой видениями и противоречивыми чувствами невесты графа Орлока. Николас Холт уже во второй раз в своей карьере играет роль невольного фамильяра Дракулы и делает этот вполне профессионально. Билл Скарсгард приложил все усилия для создания максимально жуткого образа Носферату, и даже якобы брал уроки у оперного певца, чтобы его голос звучал глухо и демонически. Завсегдатай фильмов Эггерса Уиллем Дефо создаёт очаровательный образ ещё более эксцентричной версии профессора ван Хельсинга. В свою очердь, Аарон Тейлор-Джонсон и Эмма Коррин в ролях рациональной супружеской пары Хардингов создают отличный контраст фобиям и безумию основных персонажей.
Итог: хорошо снятый и верный духу оригинала римейк безнадёжно устаревшего и изначально деривативного фильма. Качество работы режиссёра и труппы на высоте, но данное классическое видение жанра готики требует особого душевного настроя, для того, чтобы полноценно его прочувствовать. Любители страшных сказок останутся довольными.
#новые_критики #носферату #Лили_Роуз_Депп #Билл_Скарсгард #вампиры #готика #ужас
-
312