Рецензия на фильм «Долгая прогулка»

Привет зрителям!
В наше время судьба любого потенциального фильма решается в основном на уровне менеджмента различных хэдж-фондов и корпораций. В момент, когда компьютерная система подсказывает трейдеру, что часть полученных им инвестиций надо бы вложить в интеллектуальную собственность, он старательно начинает выскребать со дна бочки остатки ещё не экранизированных произведений раскрученных авторов, одновременно стараясь не потратить ни одного лишнего доллара на сами съёмки. И вот на этот раз результатом усилий плутократов стала экранизация относительно малоизвестного романа Стивена Кинга «Долгая прогулка».

оригинальное название: The Long Walk
год: 2025
режиссёр: Френсис Лоуренс
в ролях: Купер Хоффман, Дэвид Джонссон, Гарретт Вэрэйнг, Тат Ньюот, Чарли Пламмер, Бен Ван, Джордан Гонсалес, Марк Хэмилл
Хотя Стивена Кинга и называют «отцом ужасов», его творчество куда более разнообразно и может быть условно поделено на три периода. Первый, это период того самого мистического хоррора, создавшего автору имя и включающий в себя «Кэрри», «Сияние», «Оно» и «Жребий Салема», второй — социально-политический Кинг, выражающей всё презрение истинного портлендского либерала к системе, путём таких шедевров как «Несущая огонь», «Бегущий человек» и «Мёртвая зона», и, наконец, период чистой фантазии Кинга, подаривший нам цикл «Тёмной башни». И да простят меня клоун Пеннивайз и хороший человек Фарсон, но именно второй, зрелый период творчества Кинга объективно наиболее интересен вдумчивому читателю.
«Долгая прогулка», опубликованная под псевдонимом Ричард Бахман, относится именно к социально-политическому периоду, и рассказывает нам об альтернативной реальности и затяжном экономическом кризисе в Америке 70-х, в результате которого к власти приходит военная хунта, устанавливающая самый настоящий фашистский режим. Социальную мобильность принудительно ограничивают, сознательно ухудшают качество образования, страну делят на военные округа, каждым из которых руководит товарищ майор, вводят трудовую повинность и список экстремистской литературы, а за выражение нелояльных государству или просто нестандартных идей тупо расстреливают на месте. В итоге у тех, кто не желает остаток жизни вкалывать за трудодни, остаются лишь две легальные опции — идти работать в репрессивные органы или попытать счастье в «Долгой прогулке».
Означенная «прогулка» представляет собой испытание для молодых людей от 18 до 25 лет, в ходе которого группа из 50 человек должна пройти максимально возможную дистанцию со скоростью не менее 5 км/ч. Каждого, кто хотя бы на 30 секунд останавливается или сбавляет темп, расстреливают на месте, и так продолжается, пока в живых не останется единственный победитель, который получает денежный приз и исполнение одного желания.

Главный герой — 20-летний Рэй Геррити, живёт с матерью в захолустье штата Мэйн. Отца Рэя расстреляла тройка за антиамериканскую агитацию, но американцы, благо что тупые, не догадались перенять заокеанский опыт уничтожения членов семьи врагов народа, поэтому выживший протагонист, затаив злобу на режим, решает участвовать в Прогулке, чтобы иметь возможность подобраться поближе к местной военной администрации и отомстить. Помимо Рэя нас быстренько знакомят ещё с дюжиной небрежно очерченных персонажей, основное предназначение которых — картинно умереть под драматическую музыку, и Прогулка начинается.
Герои бредут по пустынному шоссе в окружении военных, снимающих увлекательное действие и передающих его в прямой эфир, каждые несколько миль наиболее слабых отстреливают, а остальные обмениваются всё более депрессивными шуточками, и периодически подставляют наименее ценных членов коллектива. Рэй постепенно сдруживается с двумя конкурентами по имени Питер МакВри и Билли Стеббинс, и выясняет, что они решили рискнуть жизнью по столь идиотским бытовым причинам, что даже и не понятно, страшно это или смешно. Тем временем, естественный отбор идёт своим чередом и на вскоре на финишную линию выходят двое. Разумеется, заканчивается всё одновременно надрывно, трагично и политкорректно, поскольку согласно современным стандартам, проиграть негр просто не может.

Роад-муви, относящиеся к суб-жанру пешего путешествия, встречаются достаточно часто, охватывают весьма широкий спектр зрительских эмоциональных реакций, от сказочного «Властелина Колец» до крайне депрессивной «Дороги», и в целом привлекают авторов своей выгодной структурой — не надо сильно ломать голову над логикой развития сюжета, ведь за каждым поворотом дороги может скрываться сюрприз, да и при наличии прямых рук режиссёра персонажи раскрываются элементарно, поскольку попутчики обожают болтать о всякой ерунде. Имея под рукой столь простые, но эффективные творческие инструменты, трудно не поддаться соблазну выжать из зрительской массы максимум эмоций, совершенно забыв о смысловой составляющей фильма, и, к сожалению, Френсис Лоуренс, набивший руку на пустейшем кино про не особо голодных тинейджеров, нагнетая градус драмы, махнул рукой на логику вселенной фильма.
Начнём с того, что сама идея «Долгой прогулки» отдаёт откровенным идиотизмом, в частности, соревнование, у участников которого шанс не просто проиграть, а именно умереть составляет 98%, почему-то стабильно привлекает десятки тысяч добровольных участников. Казалось бы, в условиях длительного кризиса отчаявшаяся молодежь должна была выбрать очевидно более перспективные и менее рискованные затеи улучшения уровня жизни, вроде переезда из страны, ухода в организованную преступность или, на худой конец, вооружённого восстания. Но по сценарию уже 15 с лишним лет массы почему-то сидят и с нетерпением ждут ежегодного шанса умереть. Также удивление вызывает форма состязаний — несколько суток наблюдать за тем, как обречённая молодежь уныло бредёт по захолустной дороге может разве что совсем непритязательный зритель.
Понятно, конечно, что если страной правит военная хунта, то интеллектуальный уровень элиты будет оставлять желать лучшего, но неужели никто из них даже краем уха не слышал о Колизее и гладиаторах, и не понимают значения театральности в области формирования общественного мнения? Рим таким образом веками успешно купировал взрывы эмоций толпы, так зачем изобретать велосипед, причём крайне убогий и унылый? Да и говоря о чисто технической стороне «прогулки», несмотря на надрывный драматизм ситуации, сложно поверить в то, что тройка главных героев продержалась на ногах 5 (!!!) суток без единого перерыва.

Разумеется, все эти очевидные пробелы в логике полностью разрушают весьма благоприятное первое впечатление, созданное мастерски созданным визуальным стилем и общей атмосферой упадка империи. Несмотря на очень скромный бюджет, оператор и реквизиторы стараются изо всех сил, и эстетика умирающей после нефтяного эмбарго цивилизации выдержана настолько хорошо, что по степени погружения зрителя запросто может конкурировать с грязными флоридскими реднеками из «Газетчика» Ли Дэниелса. Тонко, практически незаметно, но крайне уместно расставленные акценты — обшарпанные здания, скрипящие старые авто, заношенная обувь конкурсантов и ни единого нового предмета одежды, кроме военной формы, истощённые жители пыльных городков и полупустые тарелки — всё это немедленно захватывает внимание аудитории, и даже некоторое время успешно удерживает его. Также делу помогает отлично снятые зарисовки из области человеческой психологии в экстремальных ситуациях, однако воинственный идиотизм сценария в итоге оказывается сильнее и делает удовольствие от просмотра подобным визиту к дантисту.
Тщетной оказалась также надежда на то, что философское содержание фильма могло бы помочь склонить чашу весов, и здесь зрителя ждёт неприятный сюрприз — снятый достаточно близко к оригиналу Кинга фильм страдает от характерных для автора самоповторов: едва увидев архетипичных героев, начитанный зритель немедленно сделает предположения о их судьбе, и разумеется, не ошибётся, поскольку Бен Ричардс и Джонни Смит с небольшими вариациями десятилетиями кочуют из книги в книгу, а сама структура сюжета вызывает в памяти «Бегущего человека». И даже отдельные просто, но мастерски эффективно снятые эпизоды злой критики психологии мещан, остроумные, хотя и несколько тяжеловесно-театральные диалоги, а также саркастические комментарии по поводу семьи, как безотказного рычага давления, и стада, безропотно позволяющего себя убивать, не спасают положения.

Труппа состоит в основном из малоизвестной молодёжи, за исключением разве что Дэвида Джонссона, в прошлом году отменно сыгравшего андроида-аутиста в «Ромуле». Здесь Джонссон, исполняющий роль Питера МакВри, также отрабатывает отлично, изображая именно то, что ожидает от него современная аудитория — непробиваемого весельчака и оптимиста, скрывающего под широкой улыбкой бездонные запасы страданий. Купер Хоффман играющий Рэя Геррети, хорош в роли идеалиста, чья приверженность мечтам о справедливости разбивается о гранит реальности. Гарретт Вэрэйнг в роли Билли Стеббинса, интересен в образе юноши, ищущего признания общества лишь для того, чтобы в итоге убедиться в его иллюзорности, а Марк Хэмилл в роли Майора, очевидно, с удовольствием принял участие в проекте, где ему не надо браться за световой меч.
Итог: не самая удачная экранизация далеко на самой лучшей работы Кинга. Интересные философские идеи и отличное визуальное исполнение нивелируются грубыми просчётами сценаристов. Не стоит двух часов нашего времени.
#новые_критики #стивен_кинг #антиутопия #Купер_Хоффман #Дэвид_Джонссон
-
408
